ЗАНЯТИЕ 3. Сравнительная характеристика естественной и искусственных знаковых систем.

Материалы для занятия:

  1. таблицы, рисунки изображений, используемых в качестве знаков в искусственных знаковых системах (знаки дорожного движения, азбука Брайля);
  2. классификация знаков;
  3. изображения вампумов, кипу как  разновидностей предметного письма.

Общение в человеческом обществе происходит при помощи знаковых (семиотических) систем.
За длительную историю развития человечеством было создано большое количество систем, которые могут быть использованы как в любой области деятельности для передачи любой информации (естественный язык), так и в специфических областях деятельности, которые требуют минимизировать некоторые недостатки естественного языка и использовать тот языковой код, который может с максимальной точностью и минимальными затратами передать требуемую информацию.
Последнее стало возможно благодаря созданию искусственных языков (искусственных знаковых систем), которые могли бы использоваться в конкретной сфере общения между узким кругом лиц.

ЗАДАНИЯ.
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. В какой сфере каждая из них используется? Почему в этой сфере рациональнее использовать искусственную знаковую систему, а не естественный язык?
2.Что такое «знак» в его терминологическом значении? Объясните, что такое экспонент знака и его содержание.
3.Проанализируйте характер знаков дорожного движения. Объясните, почему значение ряда знаков понятно человеку, не являющемуся непосредственным пользователем этой системы.
4.Проведите анализ классификации знаков, представленной Н.Н.Кушнаренко. Охарактеризуйте различные документы с точки зрения используемых для записи информации знаков.

Для хранения и передачи информации во времени и пространстве ее необходимо было определенным образом фиксировать.
Первоначально для записи информации использовали вампумы, кипу и др. Иногда эти вещи называют предметным письмом, хотя, конечно, слово «письмо» здесь можно использовать только условно.
Прообразом современного письма может быть названо пиктографическое письмо, идеограмма, иероглифика.

ЗАДАНИЯ.
1.Что представляют собой вампумы и кипу? Каким образом в них фиксируется информация и как она может считываться?
2.Что такое пиктограмма? Как пиктограммы используются сейчас?
3.Проанализируйте содержание пиктографических писем. Что помогает понять их содержание? Что такое национальный элемент в пиктографическом письме?
4.В чем состоит отличие  пиктограммы (знак-рисунок) и идеограммы (знак-идея)?
5.На основе материалов профильных журналов, учебников и пособий сделайте устное сообщение об особенностях пиктографического, идеографического и иероглифического письма.

 

Далее->