Лекции
Рабочая программа
Практикум
Тесты
Авторы
Литература

1.Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Целью изучения курса "Прикладные программные пакеты" является воспитание у студентов информационной культуры, отчетливого представления о роли современных компьютерных технологий, применяемых в инженерной практике.

1.2 Требования к уровню подготовки студентов, завершающих изучение курса «Пакеты прикладных программ».

Дисциплина "Прикладные программные пакеты" имеет задачей ознакомить студентов с основными компонентами компьютерных технологий, используемых в инженерных расчетах.

В результате изучения курса студент должен знать:

  1. структуру современного программного обеспечения;
  2. современное состояние и перспективы развития информационных технологий в инженерных расчетах;
  3. виды пакетов прикладных программ;
  4. технологию проведения инженерных расчетов с помощью математических пакетов;
  5. основные приемы обработки информации с помощью электронных таблиц.

Студент должен уметь:

  1. выполнять основные манипуляции с текстовыми документами;
  2. выполнять основные операции, связанные с распознаванием, форматированием и оформлением документов;
  3. обрабатывать информацию с помощью  электронных таблиц;
  4. производить инженерные расчеты с использованием математических пакетов;
  5. разрабатывать структуру БД для инженерных расчетов;
  6. использовать инструментарий базы данных в инженерных расчетах.

1.3 Связь рабочей программы с другими дисциплинами.

Для успешного усвоения дисциплины «Прикладные программные пакеты» студенты должны опираться и использовать материал, полученный при изучении дисциплин «Математика» и «Информатика». Знания полученные при изучении дисциплины «Прикладные программные пакеты» будут расширены и дополнены при изучении «Компьютерные технологии в приборострении».

2. Тематический план и содержание дисциплины

Раздел

Дидактические единицы

Тема, литература

Содержание

Прикладное программное обеспечение в приборостроении

ДЕ1. Применение средств компьютерной техники в приборостроении.

1.1 Характеристика пакетов прикладных программ. [7.1.1, гл. 12]

 

Классификация пакетов прикладных программ.
Интегрированные пакеты, поддерживающие единые информационные технологии

Использование пакета Microsoft Office в инженерной практике.

ДЕ2. Microsoft Office – интегрированная среда действия пакетов-сателлитов.

2.1 Возможности применения пакета Microsoft Office в инженрной практике. .[7.1.2, гл. 10.1, гл. 12.1, гл. 13.1]

 

Текстовый процессор. Табличный процессор. Программа создания презентаций. СУБД.

ДЕ3. Подготовка текстовых документов

3.1 Базовые возможности текстовых процессоров. . [7.1.2, гл. 10.2, гл. 11.1]

Форматирование текста. Работа с окнами. Минимальный и расширенные наборы типовых операций. Редактор формул.

ДЕ4. Создание презентаций в среде MS Power Point.

4.1 Технология создания презентации для поддержки инженерной деятельности. [7.4.2, 7.4.3]

Инструменты разработки презентации. Технология создания презентаций.

ДЕ5. Обработка результатов экспериментов с использованием проц. эл. табл.

5.1 История появления и развития электронной таблицы. [7.3.1, гл. 14.1]
5.2 Функциональные возможности табличных процессоров. [7.3.1, гл. 14.2; 7.1.2, гл. 12.1]
5.3 Технология работы в электронной таблице. [7.3.1, гл. 14.3; 7.1.2, гл. 12.1]
5.4 Формирование прогнозов финансовой деятельности средствами ЭТ. [7.1.2, гл. 12.2]

История появления и развития электронной таблицы (ЭТ). Интерфейс табличного процессора. Типы данных, хранимых в ячейках электронной таблицы. Форматирование числовых и символьных данных. Использование формул и функций. Характеристика режимов и команд. Макросы. Графические возможности. Виды диаграмм. Объединение электронных таблиц. Консолидация электронных таблиц или их частей. Команда объединения файлов. Макросы. Электронная таблица для поддержки принятия управленческих решений в экономике. Особенности реализации маркетинговых исследований средствами ЭТ.

ДЕ6. Использование систем управления базами данных (СУБД) в инженерной практике

6.1 Классификация баз данных. [7.1.2, гл. 13.1; 7.3.1, гл. 15.1]
6.2 Функциональные возможности СУБД. [7.1.2, гл. 13.2; 7.3.1, гл. 15.3]
6.3 Обработка данных, содержащихся в таблицах. [7.1.2, гл. 13.2; 7.3.1, гл. 15.4]

Структурные элементы БД. Виды моделей данных. Понятие информационного объекта на примерах экономических сущностей. Нормализация отношений. Типы связей. Архитектура СУБД. Характеристики СУБД. Работа в многопользовательских средах. Типовая структура интерфейса. Команды для выполнения типовых операций. Создание структуры таблиц БД. Обработка данных. Основные объекты СУБД. Формирование отчетной документации заданных форм. Задача расчета параметров электрических цепей средствами СУБД.

Моделирование и математические пакеты.

ДЕ 7. Математические пакеты.

7.1 Характеристика пакетов математических расчетов. [7.1.4 гл. 1, 2,3,4,5,6,7 ]
7.2 Математический пакет MappleV и его структура. [7.1.4 гл. 11, 12,]
7.3 Пакеты оптимизации. [7.1.4 гл. 16]
7.4 Современные тенденции в развитии систем автоматического проектирования. [7.1.2 гл. 17]

Характеристика пакетов математических расчетов. Структура пакетов прикладных программ. Общие возможности. Графические способы представления информации.
Субпакет Student. Расчет сумм, произведений, пределов, интегралов. Использование инструментария для отделения корней уравнений, исследования кривых, нахождение экстремумов и реализации простейших методов численного интегрирования. Субпакет Simplex. Процедуры решения задач линейного программирования, основанные на симплекс-методе.
Решение типовых задач статистической обработки данных с использованием субпакета Stats.
Пакеты оптимизации. Решение транспортной задачи. Нелинейная оптимизация методом штрафных функций. Оптимизация на графах: нахождение кратчайшего пути, наибольшего потока, дерева минимальной длины.
Автоматизированные системы проведения инженерных расчетов, форматирования научных и технических документов.

3 Распределение бюджета времени по видам занятий

3.1 Лекционные занятия



рейтингового
блока


дидактической
единицы


темы

Объем времени, час

очная

заочная

1

ДЕ 1.

1.1

4

 

ДЕ 2.

2.1

4

 

ДЕ 3.

3.1

4

2

ДЕ 4.

4.1

4

2

ДЕ 5.

5.1

2

 

2

ДЕ 5

5.2

2

 

5.3

2

1

5.4

2

1

ДЕ 6.

6.1

2

1

6.2

2

1

6.3

2

1

ДЕ 7.

7.1

1

 

7.2

2

2

7.3

2

1

7.4

1

 

3.2 Практические  занятия



рейтингового
блока

Тема и содержание лабораторного занятия


темы

Объем времени, час

очная

заочная

 

Практические занятия

 

 

 

1

Работа с таблицами в среде Microsoft Word. Отработка приемов построения, редактирования, автозаполнения таблиц. Использование приемов сортировки данных и встроеных функций. Создание технических документов в табличной форме..

3.1

2

 

Отработка приемов построения графических объектов средствами текстового процессора Microsoft Word. Импортирование объектов. Построение блок-схем, включающих математические формулы и символы различных алфавитов, применяемых в технической литературе.

3.1

2

2

Создание презентации на базе шаблона Power Point

4.1

4

2

Отработка технологии построения электронной таблицы. Работа с блоками. Относительная и абсолютная адресация ячеек на примере процессора электронных таблиц Microsoft Excel. Форматирование числовых и символьных данных в ячейках. Создание прайс-листов и пр. инженерно- экономических документов

5.2

2

 

2

Функциональные возможности табличных процессоров. Характеристика режимов и команд. Основные группы команд. Макросы. Графические возможности. Виды диаграмм

5.3

2

2

Использование электронных таблиц для поддержки принятия решений. Задача экономического анализа получния кредита. Использование шаблонов и альтернатив в постановке задачи оценки принятия решений.

5.4

1

 

Использование формул и встроенных функций. Математические, статистические и финансовые функции в экономических расчетах. Отработка задачи прогноза финансового состояния предприятия. Постановка и решение задачи получения общего финансового отчета предприятия с использованием консолидации электронных таблиц и их частей.

5.4

1

2

Разработка структуры реляционной базы данных на примере Microsoft Access. Ввод и редактирование данных. Обработка данных и вывод информации из БД. Создание отчетной документации

6.2

2

2

Расчет параметров электрической платы с использованием СУБД. Использование ключа. Объединение таблиц. Формирование запросов и отчетов

6.3

2

2

3.3 Лабораторные занятия



рейтингового
блока

Тема и содержание лабораторного занятия


темы

Объем времени, час

очная

заочная

 

Лабораторные занятия

 

 

 

1

Технология проведения инженерных расчетов средствами пакета MappleV.
Физические вычисления с использованием единиц измерения. Постановка и анализ инженерных задач.

7.2

2

2

Векторы и матрицы в инженерных расчетах. Нахождение собственных значений и собственных векторов заданной матрицы.

7.2

2

2

Аналитические вычисления.
Расчеты параметров электрических цепей. Использование законов Кирхгофа в решении систем уравнения расчета цепи. Точные решения задач, содержащих переменные параметры.Полный набор решений для некоторых типов уравнений.

 

4

4

2

Использование функций статистического анализа данных.
Интерполяция, экстраполяция и сглаживание данных. Построение графиков функций.

7.3

4

4

Решение дифференциальных уравнений первого порядка.
Системы дифференциальных уравнений. Выявление зависимости точности вычисления от величины шага интегрирования. 

7.3

4

4

3.3 Самостоятельная работа студентов



п.п.

Вид самостоятельной работы

Объем времени, час

Рекомендуемая литература

 

 

очная

заочная

 

1

2

3

 

4

1

Усвоение текущего учебного материала

50

74

7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.3.1.

2

Подготовка к лабораторным занятиям

32

32

7.1.3, 7.3.1, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3

3

Подготовка к практическим занятиям

36

24

7.1.4

3

Подготовка к рубежному контролю

8

 

7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.3.1.

4

Подготовка к зачету

4

10

7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.3.1.

5

Выполнение контрольных работ

 

20

7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.3.1, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3

4 Организация итогового и промежуточного контроля знаний

4.1 Комплект тестовых заданий
Примеры тестовых вопросов по дисциплине «Прикладные программные пакеты»:

1. Текстовые файлы имеют расширение имени...

  1. bak
  2. arj
  3. txt
  4. exe

2. Текстовый редактор Word - это...

  1. прикладная программа
  2. базовое программное обеспечение
  3. сервисная программа
  4. редактор шрифтов

3. Назначение оболочек операционных систем...

  1. защита операционной системы
  2. предоставление возможности написания программ
  3. облегчение взаимодействия пользователя с компьтером
  4. перечислены в пунктах 1-3

4. Размер файла в операционной системе определяется...

  1. в кластерах
  2. в секторах
  3. в байтах
  4. в битах

5. Множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящиеся в пределах одного здания, называется…

  1. региональной компьютерной сетью
  2. информационной системой с гиперсвязью
  3. локальной компьютерной сетью
  4. глобальной компьютерной сетью

6.Какая функция принимается по умолчанию при консолидации данных?

  1. количество
  2. среднее
  3. максимум
  4. сумма

7. Какой вид сообщения об ошибке на ввод неверных данных следует выбрать, чтобы запретить ввод неверных данных в ячейку, для которой установлена проверка вводимых значений?

  1. предупреждение
  2. остановка
  3. сообщение
  4. никакой

8. Какой элемент ячейки используется для копирования её значения в соседние ячейки при помощи мыши?

  1. оба элемента
  2. ни один из этих элементов
  3. линия контура ячейки
  4. маркер заполнения

9. Какой элемент ячейки используется для её перемещения с помощью мыши?

  1.  маркер заполнения
  2. оба элемента
  3. линия контура ячейки
  4. ни один из этих элементов

10. Какая из нижеприведённых последовательностей значений в ячейках электронной таблицы соответствует сортировке по убыванию, если в параметрах сортировки указано: «Сортировка по первому ключу: пн., вт., ср…»?

  1. пт, чт, ср, вт, пн
  2. 5, 4, 3, 2, 1
  3. май, апрель, март, февраль, январь
  4. май, апр, мар, фев,янв

11. Реляционная базы данных – это...

  1. база данных, в которой все данные представлены в виде простых таблиц, разбитых на строки и столбцы, на пересечении которых расположены данные;
  2. база данных, основанная на иерархической модели;
  3. база данных с упорядоченными строками;
  4. база данных, в которой все данные представлены в виде простых таблиц, разбитых на строки («записи») и столбцы («атрибуты»).

4.2 Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

  1. Система тестирования «ЦДО-тест», разработка ДГТУ
  2. Сайт Центра дистанционного обучения http://de.dstu.edu.ru

5 Программно–информационные обучающие материалы

5.1 Microsoft Office.

  1. Microsoft Word - разработка различных видов печатной рекламы; построение графических объектов средствами Microsoft Word.
  2. Microsoft Excel - реализация маркетинговых исследований средствами Microsoft Excel; использование Microsoft Excel для расчета рейтингов охвата аудитории, частоты восприятия и др. характеристик носителей рекламных сообщений.
  3. Microsoft Access - постановка и решение задачи формирования отчетов о коммерческой деятельности головной фирмы и ее филиалов.
  4. Microsoft Power Point – создание презентаций.

5.2 Математический пакет MappleV

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины

6.1 Рабочее место студента в составе:

  1. Персональный компьютер
  2. Монитор
  3. Клавиатура
  4. Графический манипулятор
Лекции
Рабочая программа
Практикум
Тесты
Авторы
Литература