Инжинерная экономика и маркетинг    

1. Бизнес-план как форма экономического обоснования запуска в производство нового изделия

Экономическое обоснование запуска в производство нового изделия осуществляется чаще всего на практике в форме таких плановых документов, как технико-экономическое обоснование и бизнес-план.
Технико-экономическое обоснование наиболее привычный плановый документ для отечественных предприятий. Однако в его структуре особый акцент делается на производственно-технических аспектах бизнес-проекта, коммерческие же и рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. В тоже время в условиях рыночной экономики игнорирование данных аспектов при обосновании новых технических решений может привести в дальнейшем к их практической нереализуемости, что сводит на нет всю выполненную проектную работу. Отмеченного недостатка лишен бизнес-план, который постепенно вытесняет технико-экономическое обоснование из сферы практического использования на российских предприятиях.
Отличительными особенностями бизнес-плана является его ярко выраженная стратегическая направленность, гибкий учет рыночной ситуации и внешней среды фирмы. Именно поэтому нами для обоснования запуска в производство нового изделия предлагается использование бизнес-плана.
Бизнес-планирование– это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

  1. подготовительная стадия;
  2. стадия разработки бизнес-плана;
  3. стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
  4. стадия реализации бизнес-плана.

Примерная схема процесса бизнес-планирования показана на рис. 1.
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи.  Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовке бизнес-плана. Формируется группа разработчиков бизнес-плана, определяется система финансового обеспечения бизнес-плана и открывается финансирование его подготовки.

 

 

Рисунок 1 – Примерная схема организации процесса бизнес-планирования
На стадии разработки бизнес-плана непосредственно осуществляется его подготовка, включающая следующие этапы:

- формулирование целей бизнес-плана;
- сбор исходных данных как своими силами, так и с помощью специализированных консалтинговых фирм;
- выбор методики расчета и компьютерных систем;
- проведение необходимых экономических расчетов;
- оформление бизнес-плана;
- экспертиза бизнес-плана с привлечением экспертов;
- утверждение бизнес-плана.
Продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений. Начальным этапом стадии продвижения бизнес-плана является организация и проведение презентации бизнес-плана.
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал: образцы продукции, фотографии, диаграммы, таблицы или графики. Презентация должна проходить в форме диалога, а не в форме лекции.
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.
Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей,  как правило,  шесть этапов:
1) Определение характеристик компании-заявителя  и отрасли ее деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли. Некоторые инвесторы специализируются на определенных отраслях, создавая длинные и сверхдлинные цепочки. Инвестиционные компании и банки имеют в своем штате достаточно квалифицированных специалистов по выбранным отраслям, что облегчает их взаимопонимание с будущим клиентом;

  1. Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.
  2.  Анализ последнего баланса предприятия.
  3. Оценка «весомости» руководящей команды компании-заявителя.
  4. Выявление особенности проекта.
  5. Общий анализ бизнес-плана.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. При необходимости выполняются узкопрофильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая.
Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта,  включая коммерческое производство. Этап реализации бизнес-плана включает две основные фазы:
- фаза инвестирования;
- фаза оценки и анализа соответствия поставленных и достигнутых целей бизнес-плана.
Фаза инвестирования включает разработку плана реализации бизнес-плана, осуществление программы работ в рамках выполнения бизнес-плана, контроль и систематическое перепланирование (корректировку бизнес-плана). Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменяются условия. Внешние факторы – экономическая ситуация, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики, а также события внутренней жизни предприятия, в частности, изменения в руководящем составе, - могут вызвать необходимость пересмотра бизнес-плана. Корректировка плана дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижений и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех. Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.
Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, во времени носит параллельно-последовательный характер. Временная диаграмма процесса бизнес-планирования показана на рис. 2.

Стадия
бизнес-планирования

Распределение во времени

Подготовительная

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Разработки бизнес-плана

 

\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Продвижения бизнес-плана

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Реализации бизнес-плана

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Рисунок 2 – Диаграмма распределения работ бизнес-планирования
во времени [5, с.32]
Стадия разработки бизнес-плана осуществляется с некоторым отрицательным временным лагом по отношению к подготовительной стадии. Работы по подготовке бизнес-плана могут проводиться параллельно с завершающими стадиями разработки бизнес-проекта. Стадия продвижения бизнес-плана начинается практически с самого начала работы над бизнес-проектом. Уже после утверждения бизнес-идеи могут проводиться предварительные переговоры и консультации с будущими партнерами и инвесторами. Стадия реализации бизнес-плана, как правило, начинается сразу после завершения всех процессов продвижения бизнесплана или с некоторым положительным временным лагом.
Теперь, когда мы представляем себе всю совокупность и последовательность работ в процессе бизнес-планирования, рассмотрим особенности бизнес-плана обоснования запуска в производство новой продукции. Основными целями разработки этого бизнес-плана могут быть:

  • получение кредитов или привлечение инвестиций;
  • определение степени реальности достижения намеченных результатов;
  • доказательство целесообразности освоения новой продукции;
  • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план обоснования запуска в производство нового изделия является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами (инвесторами; поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; посредниками в реализации продукции предприятия; предприятиями или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельностью; возможными спонсорами предприятия и др.)
По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана обоснования запуска в производство нового вида продукции. К факторам, определяющим объем, состав и структуру данного бизнес-плана, степень его детализации можно отнести:

    • специфические особенности нового вида продукции;
    • размеры предприятия;
    • стратегию предприятия в отношении нового вида продукции;
    • перспективы роста создаваемого предприятия;
    • размер предполагаемого рынка сбыта;
    • наличие конкурентов;

и другие.

В разделе 2 учебного пособия авторами предложена структура бизнес-плана обоснования запуска в производство новой продукции для условий производства художественного литья и с учетом потребностей дипломного проектирования студентов данной технической специальности, включающая следующие разделы бизнес-плана: концепция бизнеса (резюме), характеристика продукции, анализ рынка сбыта, план производства, финансовый план.
Остановимся теперь на основных требованиях к подготовке качественного бизнес-плана.
Бизнес-план – это первое, что узнает о фирме потенциальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: оно должно быть привлекательным, но не броским.
Степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура материала и его наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана – 40 страниц. Тем не менее, в ряде случаев требуются более детальные бизнес-планы объемом до 70-80 страниц. Если для обеспечения полноты и конкретности изложения необходимого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц.
В бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложений не ограничивается.
Стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. Следует обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.
Бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации (например, проведенные исследования рынка (опросы), статистические данные по отрасли, экономические и демографические исследования, а также заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией). Немногие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам качество и глубину лидерства компании и отмечает управленческую способность достигать поставленных целей.
Точность финансовых расчетов еще одно важное требование к подготовке бизнес-плана. Для ее обеспечения часто прибегают к компьютерным технологиям подготовки бизнес-плана, позволяющим просчитать огромное число вариантов будущего бизнес-плана и остановиться на наиболее приемлемом.
План должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей.
Многие инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Имеются также четыре жизненно важных раздела блока ключевых вопросов, прорабатываемых в бизнес-плане, которые особенно тщательно оценивают инвесторы: управленческий коллектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услуги, план маркетинга. Необходимо подготовить сильную аргументацию в каждом из этих разделов.
Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.
Следует помнить, что в целом работа по бизнес-планированию – это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для подготовки качественного, глубокого бизнес-плана, составляет около 200 часов.
Повысить качество бизнес-плана и снизить трудоемкость его разработки призваны компьютерные программные продукты подготовки бизнес-планов. В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов подготовки бизнес-планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: COMFAP и PRORSPIN, созданные при ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному развитию). Они являются лицензированными и международно-признанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают российские реалии: особенности налогового законодательства, высокий уровень инфляции, задержек платежей и др., что затрудняет их практическое использование.
На российском рынке представлено несколько семейств современных программ подготовки бизнес-планов, созданных отечественными разработчиками, каждая из которых имеет свои особенности:
  • система Project Expert фирмы «ПРО-ИНВЕСТ консалтинг»;
  • программы фирмы «ИНЭК»;
  • программы фирмы «Альт-Инвест» и др.

В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернет (рис. 3).