Использование социально-психологических феноменов "контраста" и "подобия"
      Контраст и подобие суть проявления сознательного противопоставления или стремления быть обязательно хоть в чем-то похожим. Применение данных психологических феноменов при формировании политического имиджа основывается на особенностях политической, в основном предвыборной, ситуации и часто на отношении к формальному лидеру, занимающему выборную должность. Особенности такого отношения следующие.
      У большинства людей отношение к лидеру, занимающему высокий пост, весьма своеобразное: если дела идут хорошо, то все успехи связывают главным образом с ним, если же – нет, то именно в сознании людей во всем виноват, даже в том, к чему вообще не имеет непосредственного отношения. Данная закономерность имеет очень важные для имиджа следствия: в случае смены популярного в народе лидера, действовавшего успешно, в психологическом отношении претендент должен быть обязательно в чем-то на него похожим, но все же лучшим. Тогда реализуется психологический эффект «подобия». Если же лидер непопулярен и дела идут плохо, то претендент должен резко от него отличаться, естественно, в лучшую сторону – психологический эффект «контраста». Это обязательно должно найти свое отражение как в имидже претендента, так и особенно в его коммуникациях, информационном освещении хода избирательной кампании.
      С использованием социально-психологического феномена «контраста» в свое время строился информационный образ противоборства Б.Н. Ельцина и М.С. Горбачева: Горбачев – неуверенный, двуличный, постоянно склонный медлить и опаздывать и т.п. Ельцин – энергичный, решительный, бескомпромиссный, действующий нестандартно, способный быстро решить все наболевшие проблемы. Это сработало. К тому же склонность приписывать сильные качества человеку, к которому испытываешь симпатию (Ельцин как лидер оппозиции был в то время весьма популярным), существенно усиливает этот эффект. Так сложилось впечатление, что Б.Н. Ельцин обладал иными, более сильными качествами, чем надоевший всем М.С. Горбачев.
      Интересно отметить, что точно такую же психологическую технологию применяли против самого Бориса Николаевича некоторые известные и ставшие влиятельными политики, которые на этом построили свой весьма эффективный имидж. Например, мэр Москвы и лидер движения «Отечество» Ю.М. Лужков. Причем данный имидж был сформирован им с использованием мало распространенного метода постоянной политической рекламы.
      Социально-психологический эффект «контраста» может быть применен и без непосредственного сравнения, которое может вызывать нежелательную конфронтацию. В этом случае о непопулярном лидере дается огромная, избыточная информация. Освещается буквально каждый его шаг, комментируется каждое высказывание, осуществляется подробнейший показ его деятельности и взаимодействий. Это очень хитрый психологический ход. Он основан на известном в социальной перцепции парадоксе: чем больше люди знают о ком-либо, тем больше предъявляют к нему требований и претензий. Например, о бывшем главе государства знали очень много, даже слишком много, чтобы это было выгодно самому Б.Н. Ельцину: частая откровенно снятая официальная хроника, «компроматы» оппозиции на его ближайшее окружение, подробнейшее смакование его многочисленных болезней, публикации о нем обиженных на него бывших соратников, к этому можно также отнести и регулярно выходящие обширные мемуары самого Бориса Николаевича, для написания которых он как-то ухитрялся выкраивать время между частыми болезнями и еще более частыми отпусками в столь напряженный период жизни государства.
      Политический образ, построенный на эффекте «контраста», может быть очень сильным. Впервые возможность его применения была показана еще в 1995 году.
      Для примера приводим специальную таблицу качеств, составленных в результате обобщения самых распространенных высказываний и контент-анализа СМИ.
      Думается, что такую технологию использовали во время смены политической власти в России в конце XX века. Она эффективна, главным образом, на федеральном уровне. В регионах ситуация совсем иная, поэтому применение «черно-белого» подхода неперспективно. В имидже кандидатов должны быть как очевидные отличия от действующего лидера, так и некоторое сходство, это позволит увеличить их электорат.
<< Предыдущая
Следующая >>