Кризис культуры, культурная инверсия, культурный шок, модерн (модернизм), постмодерн (постмодернизм), социальные утопии, концептуализм, конструктивизм, эпатаж, эпоха -измов, ирония, игра, компиляция, плюрализм, хепенинг, перформанс.
Тема кризиса культуры в культурологической мысли XIX-XX вв. Связь культурного кризиса с социально-экономическими, политическими, духовными кризисами XX века. Ценностная и культурная инверсия (лат. Inversio – «перестановка») как проявление кризиса культуры. Культурный шок – следствие процессов глобализации, культурной ассимиляции, конфликтов между цивилизациями.
Модерн (лат. Modernus – «новый, современный») и постмодерн (лат Post- - «после-») – две основные тенденции в культуре и искусстве XX века. Условность хронологических границ и различия в содержании между эпохой модерна (первая половина XX века) и эпохой постмодерна (последние десятилетия XX века). 1960-е годы как рубеж между ними.
Модерн (модернизм) – одна из характерных особенностей западноевропейской культуры. Христианство как «новый век» (Аврелий Августин, начало V в. Н.Э.), провозглашение «нового века» гуманистами эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), концепция «Нового времени» (XVII-XX вв.) и т.д. Двойственное отношение модернизма XX века к культуре XVIII-XIX вв.: резкая критика идей Просвещения, «века прогресса», романтизма и, в то же время, тесное родство с ними.
Ключевые характеристики модернизма: идея радикального обновления искусства, культуры, человека, общественной жизни; близость к социальным утопиям (коммунизму, фашизму и т.д.); концептуализм – создание теорий модернизации искусства и культуры; главная функция искусства – не отражать мир, а конструировать его (конструктивизм в широком понимании); стремление к эпатажу (франц. Epater – «поражать, ошеломлять»); сильное влияние философских, социологических, психологических и культурологических теорий (марксизма, психоанализа, теории Шпенглера, экзистенциализма, структурализма и др.).
Главные направления модернистского искусства первой половины XX века («эпохи-измов»): футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, «абсурдизм», абстракционизм.
Кризис модернизма в 1950-1960-е гг. Переходный период: поздний абстракционизм, поп-арт, «искусство обыденного» (Э. Уорхолл и др.). «Молодёжная революция» 1960-х гг., политический кризис 1968 г., массовые протесты молодёжи в США и Франции.
Постмодерн означает не изменение содержания искусства (классического, модернистского, западного, восточного), а изменение отношения к искусству. Искусство перестаёт восприниматься как нечто «серьёзное». Ключевые моменты постмодерна – ирония (ироничное отношение к искусству, миру, людям, самому себе), игра (стремление к причудливости, необычным сочетаниям), компиляция (соединение всего со всем, сочетание сочетаемого и несочетаемого). Постмодерн отрицает однонаправленное развитие искусства (культуры), основывается на идее плюрализма (лат. Pluralis – «множественный») форм культуры (искусства).
В постмодерне стираются (принципиально не проводятся) грани между чудесным и обыденным, наукой и магией, ужасным и прекрасным, «высоким искусством» и китчем, эстетикой и пошлостью, «массовой культурой» и элитарным искусством, здравым смыслом и безумием, серьёзностью и игрой, Востоком и Западом, древностью и современностью и т.д. и т.п.
Для постмодерна характерны эстетика без-образного, бессмысленного и безобразного; деятельность без цели (деятельность, замкнутая сама на себя). Приёмы постмодернистского искусства – коллекционирование цитат, пародия и самопародия, стилизации, компиляции, коллажи, разрывы пространственно-временной последовательности действий и пр. Порождённые постмодерном формы «арт-активности»: 1960-е гг. - хэппенинг (англ. Happening – «случай, событие, происшествие») – имитация некоего действия, как бы случайное действие (близко современному флеш-мобингу) и 1980-е гг. - перформанс (англ. Performance – «игра, представление, спектакль, действие, трюк») – бессюжетный спектакль.
![]() |
![]() |