Тема № 13. Культурологический взгляд на проблемы современной культуры.
Часть 1-я.

План лекции.
Основные понятия.

     Современная культура (цивилизация), глобализация (универсализация), ксенофобия, культурный протекционизм, кризис культурной идентичности, антиглобализм, феномен масс в современной культуре, «восстание масс», «омассовление», аутизм, «виртуализация» сознания, массовая психология, средства массовой информации, тоталитаризм, массовая культура.

     Понятие «современность», субъективное и объективное представление о современности, «современная культура (цивилизация)».
     Глобализация, или универсализация современной культуры (Globus – лат. «шар, земной шар»; Universum – лат. «мир, вселенная») – установление теснейших связей между различными регионами мира, их объединение в единую систему, формирование различных структур, действующих в масштабах всего земного шара.

     Предпосылки глобализации, создание и поддержание необходимых для неё условий.Добровольный и недобровольный характер глобализации.
     Позитивные и негативные последствия глобализации, дискуссии о её дальнейшем развитии. Оптимистические и пессимистические сценарии развития глобальной цивилизации.

     Проблемы, порождаемые глобализацией. Новое «великое переселение народов», обострение борьбы за мировые ресурсы и т.д. Нарастание конфликтов между цивилизациями, религиями, этносами. Рост трайбалистских настроений, ксенофобии (греч. Xenos – «чужой, иностранный»; Phobia – «страх, неприязнь»), страх перед культурной ассимиляцией. Политика протекционизма (лат. Protectio – «защита, покровительство») в сфере культуры.
     Кризис культурной идентичности (позднелат. Identicus – «тождественный, одинаковый»), его различные проявления.
     Антиглобализм как реакция на процесс глобализации.

     Феномен масс (в социологии, истории культуры), его центральное значение для понимания современной цивилизации. Анализ «восстания масс», «омассовления» общества и культуры философами, социологами, культурологами.
     Массы – множество людей, оторванных от традиционных социальных групп и утративших традиционные социальные связи, ценности, образ жизни. Образование новых структур «массового общества».

     Предпосылки формирования масс: процесс индустриализации, социальные революции, глобализация и т.д.
     Новый тип человека – «массовый» человек, человек из «масс». Противоречивость его психологии: чувство свободы (освобождение от многообразных сословных обязательств), индивидуализм (иногда в самых крайних формах); с другой стороны – обострённые чувства одиночества, заброшенности, беззащитности, невероятный рост психических заболеваний (и расцвет психиатрии), различные формы аутизма (греч. Autos – «сам, сам по себе») – «отключения» от действительности, «виртуализация» сознания.

Основные явления, связанные с феноменом масс.

     Массовое производство (ориентированное на массового потребителя), стандартизация образа жизни, быта, одежды, питания, развлечений и т.д.
     Массовая психология, массовые страхи, массовый психоз и т.п.
     Средства массовой информации – главный способ манипулирования массами.
     «Массовая» политика, демагогия – её основная форма; «политтехнологии», политическая реклама. Тоталитарный (лат. Totus – «весь, целый, полный») и демократический варианты управления массами.
     Массовое уничтожение людей, материальных и культурных ценностей с использованием достижений науки и техники (мировые войны).      Массовые движения политического и неполитического характера.

     Массовая культура, поп-культура и поп-искусство.
     Потребительский, развлекательный и коммерческий характер массовой культуры (роль финансирования, маркетинга, рекламы, «раскрутки» и т.п.). Замена произведений искусства на «продукт». Коммерческие критерии оценки искусства. Конкуренция на рынке шоу-бизнеса.
     Общедоступность, общепонятность массовой культуры, предельная упрощенность идей и форм, рассчитанная на потребителя с любым уровнем культуры. Стремление удовлетворить запросы потребителя.
     Новые жанры, новые виды искусства и развлечений, ориентированные на массового потребителя (или его специфические разновидности).
     Кризис традиционных представлений об авторстве. Масса как коллективный автор (или соавтор). Шоу с участием масс, «15 минут славы». Формируемый массами и для масс культ «звёзд» (поп-идолов, поп-икон). «Клонирование» персонажей в массовой культуре.
     Антиэлитарность или псевдоэлитарность массовой культуры.
     Эклектизм, всеядность массовой культуры, смешение стилей и форм искусства прошлого и настоящего.