ТЕМА 7.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ, РАБОТЫ, УСЛУГИ




7.1 Виды цен.
7.2 Функции цен.
7.3 Методы установления цен.


7.3 Методы установления цен.

Существует два основных подхода к установлению цен: затратный и полезностный.
При затратном подходе определения цены основным считается покрытие затрат на производство и реализацию продукции.
Основным методом при затратном подходе является калькуляционный. При этом исходным пунктом в определении цены является калькуляция. Цена определяется путем прибавления к себестоимости продукции определенной суммы прибыли.
Цена калькуляционным методом определяется по формуле

Ц = S + П = S + Нприб *S/100,


где Ц – цена единицы продукции, р.;
S – себестоимость единицы продукции, р.;
П – прибыль на единицу продукции, р.;
Нприб – норма прибыли, %.
Пример
Определить оптовую, отпускную и розничную цены изделия, себестоимость которого 10 тыс. р., а норма прибыли 25 %. НДС 20 %. Торговая наценка 30 %.
Решение.
Ц оп= 10 + 0,25*10 = 12,5 тыс. р.
Цот = 12,5 + 12,5*0,2 = 15 тыс. р.
Цр = (12,5 +12,5*0,3)*1,2 = 19,5 тыс. р.
Наряду с калькуляционным методом используются параметрический, основанный на зависимости цены от параметра изделий, статистический и др. методы определения цены.
Полезностный подход предполагает, что цена товара зависит прежде всего от его «полезности», а не от затрат на его изготовление.