<<Назад|| Вперед >>
Лекция №9.
II.Анализ документов и контент–анализ
Анализ документов – это метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.
Документом в социологии называется специально созданный автором (коммуникатором) предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Сюда не входят предметы быта (дома, мебель, часы) – отчеты, архивы, публикации, сводки, карточки (статьи, письма, фонотека).
При разработке рекламной компании часто возникают проблемы с созданием рекламного текста. Помочь здесь может изучение уже имеющихся рекламных материалов, товаров. Для этого проводится анализ преодических изданий – региональных, общероссийских, иногда зарубежных с использованием метода контент – анализа, который позволяет осуществлять исследование больших текстовых массивов определенным углом зрения, отбор внутри текста конкретных характеристик, их классификация. Выявление этих показателей будет полезно для построения тактики своей рекламной компании, определить главную цель, смысл рекламного обращения.
Этот метод может быть как основным, так и вспомогательным (например, можно проанализировать расходы на рекламу по отчетам фирмы за несколько лет).
Контент–анализ – строго формализованный метод анализа текстовой информации, предполагающий выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), последующий подсчет частоты их употребления в тексте, установление соотношений различных элементов текста друг с другом, с общим смыслом и объемом информации.
Наиболее эффективно применение данного метода при исследовании массовой документальной информации – СМИ.
Основная задача сбора информации – это умение отыскать индикатор, указывающий на наличие в документе определенной проблемы, идеи, темы. Например, анализ изменений содержательной стороны рекламных объявлений.
Таким индикатором может быть слово, например, «цена».
Например, при рекламе компьютера довольно часто упоминалось слово «цена»:
Определение | Частота упоминания
|
Низкая | 48
|
Привлекательная | 10
|
Новая (в том числе новейшая) | 7
|
Минимальная | 6
|
Стабильная | 6
|
Цены снижены на … % | 6
|
Самые низкие | 5
|
«Американские» | 4
|
Доступные | 4
|
386 по цене 286 | 4
|
Умеренные | 3
|
Дешевле всех | 2
|
Лучшая цена в городе | 2
|
Наши цены не испортят вам настроение | 2
|
Цена перед вами | 2
|
Дешевле других | 1
|
Конкурентоспособные | 1
|
Ниже рыночных | 1
|
Вас удивят наши цены | 1
|
Разумные | 1
|
Можно привести такой пример, как социология контет – анализа рекламных сообщений об автомобилях в различных информационных потоках, следующие идеи:
- автомобиль и окружающая среда;
- автомобиль и городская инфраструктура;
- автомобиль и преодоление пространства;
- автомобиль и развитие техники;
- автомобиль и свободное время;
- автомобиль и профессиональная деятельность;
- автомобиль как ценность;
- автомобиль как прибор;
- автомобиль как продолжение тела человека и др., но не было идеи «автомобиль – друг человека».
Далее выявив такую идею, необходимо ее проработать с точки зрения, а понравится ли она аудитории, будущим потребителям?, т.е. как ее подать? - эффектно или эффективно.
Проанализируйте с точки зрения эффективности рекламное объявление:
Например, рекламный ролик в Венгрии: Батарейки «Энержайзер» + «Заяц»;
«Розы зацветут, а я не увижу» и «Слепой от рождения».
Наверх
<<Назад|| Вперед >>