Лекция №10.
I.Общая характеристика метода.
На предыдущей лекции мы говорили о методах прикладных исследований, напомним каких: метод наблюдения, эксперимент, анализ документов, контент – анализ, опрос, экспертный анализ и др.II.Метод опроса в рекламной деятельности.
Путем пороса можно установить какое рекламное средство (плакат, рекламный ролик, объявление в СМИ, вкладке товаров и т.п.) оказывает наибольшее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара.Взаимодействие интервьюера и респондента | Уровень стандартизации процедур | Тип исследовательской задачи | Уровень компетентности респондента | Социальный уровень респондента | Использование технических средств и место проведение опроса |
Заочный анкетный опрос Нет непосредственного контакта с респондентом | Полностью стандартизированный опрос (анкетный, интервью) с закрытыми вопросами. | Клиническое, глубинное интервью Предполагает сбор поисковой информации. | Массовый опрос Респондент – не специалист, но знает информацию и передает ее. | Социальная общность, группа, коллектив, личность | Средства размножения и распространения анкет (принтеры, почта, пресса) |
Очный анкетный опрос Анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению, раздатчика анкет. Анкета заполняется самостоятельно респондентом | Частично стандартизированный опрос (анкетный, интервью) с полуоткрытыми вопросами | Фокусированный опрос Сбор данных по конкретной ситуации. | Массовый опрос в сотрудничестве Респонденту необходима помощь интервьюера в осмыслении информации. | Средства общения интервьюера с респондентом и фиксации данных (телефон, магнитофон, телевидение). | |
Интервью по вопроснику. Вопросник (бланк) заполняет интервьюер по ответам респондента. | Частично стандартизированный опрос (анкетный, интервью) с открытыми вопросами | Стандартизированный опрос для сбора статистической информации. | Симптоматический опрос От респондента требуется знание определенной информации о предметной сфере исследования, но не обязательно о задачах исследования. | Средства обработки данных: ручная техника, перфорационная, компьютеры. | |
Свободное интервью (личное и опосредованное) Планируется тема, направление беседы. | Социометрический опрос Для измерения внутригрупповых отношений. | Экспертный опрос Респондент – специалист в предметной сфере исследования. | Место проведение опроса Дома. На работе. В лабораторных условиях. |
Отношение к цели исследования | Отношение к личности респондента | Предметное содержание | Степень стандартизации ответов | Конструктивные особенности вариантов ответа | Функциональное назначение в организации опроса |
Программмно-тематические вопросы По ответам на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении. | Прямые вопросы Предполагают выражение отношения с собственных позиций респондента | Род информации: Вопросы о событиях, фактах, оценках, ценностных ориентациях, мотивах и т.д. | Закрытые вопросы Предполагают выбор предложенных респонденту вариантов ответа на вопрос. | Дихотомические вопросы Типа «Да», «Нет», альтернативные. Ответы носят взаимоисключающий характер. | Вопросы – фильтры Дают возможность выделить часть респондентов по определенному признаку. |
Процедурные (функциональные) вопросы Предназначены для оптимизации хода опроса. | Косвенные вопросы Дают возможность респонденту высказываться с позиций группы, коллектива. | Предметная специфика явлений Вопросы о труде, общественно-политической деятельности, быте, досуге, отдыхе, науке, культуре и т.д. | Полузакрытые вопросы. Если из ряда предложенных респонденту вариантовответа, онне выбираетподходящий, то может указать на другой вариант. | Поли-вариантные вопросы типа «меню» Набор вариантов предполагает любое сочетание в ответе. | Контрольные вопросы служат проверкой устойчивости и непротиво-речивости ответов респондентов. |
Вопросы паспортички об объективнных данныхреапондентов. | Открытые вопросы Возможный ответ не задан респонденту, он должен дать ответ самостоятельно. | Шкальные вопросы Содержат шкалу измерения признака вопроса. | Наводящие вопросы Предназначены помочь респонденту точнее понять смысл основного вопроса, дать более точный ответ |