оценка технического состояния заднего моста автомобиля ВАЗ-2106.
изучить конструкцию заднего моста автомобиля ВАЗ-2106;
провести разборку заднего моста;
дать оценку технического состояния деталей заднего моста;
произвести замену неисправных деталей;
провести сборку заднего моста.
задний мост автомобиля ВАЗ-2106 ; стенд для разборки заднего моста; набор слесарного инструмента; набор измерительного инструмента; специальные приспособления.
Все работы по разборке, сборке и определению технического состояния заднего моста автомобиля ВАЗ-2106 выполняются в строгом соответствии с Руководством по ремонту /2/.
1. Разборка и сборка заднего моста
Разборка. Снимите с моста трубопровод с тройником тормозной системы, отсоединив при этом концы трубок от тормозных колесных цилиндров.
Установите мост на стенде для ремонта и слейте масло из картера.
Сняв тормозной барабан и отвернув гайки крепления щита тормоза, съемником 67.7801.9516 (рис. 1.) выньте полуось в сборе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника полуоси, подшипником и запорным кольцом. Снимите щит тормоза и уплотнительное кольцо. При необходимости замены выньте сальник из фланца балки моста.
Рис. 1. Выпрессовка полуоси с помощью съёмника 67.7801.9516:
1 - полуось; 2 - ударный съемник
Выполните те же операции на другом конце балки, затем снимите редуктор.
Сборку заднего моста проводите в последовательности, обратной разборке. При этом:
- резьбу болтов крепления редуктора смажьте герметиком, предварительно обезжирив их и резьбовые отверстия в балке заднего моста;
- сальник подшипника полуоси перед установкой покройте смазкой ЛИТОЛ-24;
- при установке сальника во фланец балки, пользуйтесь оправкой А.70157.
- смажьте графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15 посадочный поясок полуоси под тормоз ной барабан и поверхность фланца полуоси, соприкасающуюся с барабаном.
Тормозные барабаны устанавливайте после установки заднего моста на автомобиль и закрепления на рычагах привода стояночного тормоза наконечников троса.
2. Проверка балки заднего моста
Тщательно проверьте техническое состояние балки, особенно при ремонте автомобиля потерпевшего аварию. Деформированная балка может явиться причиной шума заднего моста и ускоренного износа шин.
Деформацию балки моста проверяют как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Прикрепив к каждому концу балки фланец А.70172, установите балку фланцами на одинаковые призмы, расположенные на проверочной плите длиной не менее 1600 мм так, чтобы поверхность прилегания картера к балке находилась в вертикальной плоскости.
Проверьте деформацию балки, приставляя угольник к наружной (рис. 2) и боковой (рис. 3) поверхностям фланца А.70172; если балка не деформирована, угольник будет прилегать плотно.
Рис. 2. Проверка вертикальных деформаций балки заднего моста с помощью угольника по наружной поверхности фланца А.70172
Рис. 3. Проверка скручивания балки заднего моста с помощью угольника по боковой поверхности фланца А.70172
Величину деформации проверяют щупом. Если щуп 0,2 мм проходит на каком-либо фланце, необходимо выправить балку.
Угольником (рис. 4) проверьте перпендикулярность поверхности крепления редуктора относительно опорной поверхности фланца А.70172. Щуп 0,2 мм не должен проходить.
Рис. 4. Проверка перпендикулярности поверхности крепления редуктора
Поверните балку моста на 90° и установите ее на призмы. Приложенный к наружной поверхности фланца (рис. 5) угольник должен плотно прилегать, в противном случае проверьте величину деформации щупом. Щуп 0,2 мм не должен проходить.
Рис. 5. Проверка горизонтальных деформаций балки заднего моста с помощью угольника по наружной поверхности фланца А70172
При деформации, превышающей указанную величину, выправьте балку, придерживаясь указаний, приведенных ниже.
После выполнения всех правок, тщательно промойте балку, магнитную пробку очистите, установите на место и проверьте:
- качество сварных швов и герметичность балки;
- чистоту внутри балки (отсутствие заусенцев, стружки и остатков масла) и чистоту сапуна балки.
Прикрепите к каждому концу балки фланцы А.70172 (используемые при правке, а не при проверке балок) и установите ее на опоры гидравлического пресса так, чтобы концы прижимной траверсы 2 (рис. 6) находились в зоне деформации балки. Наиболее вероятное расположение зоны деформации на расстоянии 200-300 мм от торцов фланцев балки.
Рис. 6. Схема правки балки заднего моста: 1 - гидроцилиндр;
2 - прижимная траверса; 3 – фланец А.70172; 4 - угольник;
5 - стол пресса; 6 - упор; 7 - стойка индикатора
Установите стойку 7 с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась в верхнюю часть боковой поверхности фланца, а стрелка индикатора стояла на делении, равном величине деформации балки, замеренной щупом при проверке балки. С д ругой стороны балки установите или стойку с индикатором или угольник 4.
Установив под балку (в зоне деформации) ограничительные упоры 6, выправьте гидравлическим прессом балку последовательно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, контролируя результаты правки по индикатору или щупом по угольнику 4.
Максимальное усилие пресса при правке балки не должно превышать 98000 Н (10000 кгс), чтобы не произошло чрезмерной деформации сечения кожуха.
Примечание : При высоте упора 6, подобранной опытным путем, балку можно править без проверки угольником или индикатором.
Снимите балку с пресса и проверьте ее как указано выше, заменив фланцы А.70172 на "проверочные".
При отсутствии надлежащего оборудования, как исключение, допускается правка балки заднего моста последовательно с каждой стороны, но с обязательной проверкой деформации балки с обеих сторон.
4.1. Снятие и установка полуосей
Снимите колесо и тормозной барабан.
Отвернув гайки крепления щита тормоза к балке моста, съемником 67.7801.9516, придерживая тормозной щит, извлеките полуось вместе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника и запорным кольцом подшипника.
При необходимости замены, выньте сальник из фланца балки. Обратно сальник устанавливать оправкой А.70157.
Установку полуоси проводите в последовательности, обратной снятию, соблюдая осторожность, чтобы не повредить рабочую кромку сальника. Перед установкой тормозного барабана смажьте посадочный поясок полуоси и поверхность фланца, соприкасающуюся с барабаном графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15. После установки проверьте работу полуосей в дорожных условиях.
4.2. П роверка технического состояния полуосей
Проверьте техническое состояние деталей, входящих в комплект полуоси, и удостоверьтесь в том, что:
- шарикоподшипник не изношен и не поврежден; если осевой зазор в нем превышает 0,7 мм, замените подшипник;
- запорное кольцо и подшипник не получили смещения относительно первоначальной посадки; если внутреннее кольцо подшипника проворачивается относительно посадочного пояска полуоси, запорное кольцо замените;
- пластина крепления подшипника и маслоотражатель не имеют повреждений;
- полуось не деформирована и посадочные поверхности не повреждены; биение полуоси, замеренное в центрах на шейке под сальник, не должно превышать 0,08 мм. Перед установкой в центры тщательно очистите от грязи и ржавчины центровочные отверстия на полуоси.
Если обнаруживается износ или повреждение деталей, установленных на полуоси, замените их новыми с соблюдением нижеприведенных правил и с использованием специальных приспособлений. Незначительный изгиб стержня полуоси устраняйте правкой. После правки стержня полуоси биение торца фланца, замеренное в центрах, не должно превышать 0,05 мм. Если биение торца фланца свыше указанного, но не более 0,08 мм, то допускается его проточка для устранения торцевого биения. Уменьшение толщины фланца за счет его проточки допускается не более чем на 0,2 мм.
Снимать и устанавливать запорное кольцо подшипника полуоси необходимо только при помощи гидравлического пресса.
Полукольцами приспособления A .74108/ R охватите подшипник и установите полуось вертикально так, чтобы полукольца опирались на упорное кольцо.
Поставьте под пресс полуось (рис. 7) и прикладывайте на шлицевой конец полуоси постепенно возрастающее усилие до снятия запорного кольца подшипника. Запорное кольцо подшипника полуоси повторно не используйте, а замените новым.
Рис. 7. Выпрессовка запорного кольца подшипника полуоси приспособлением А.74108/ R : 1 - приспособление А.74108/ R ; 2 – полуось
Проверьте, не имеет ли посадочная поверхность полуоси рисок или повреждений; при необходимости замените полуось новой.
Поставьте вертикально полуось, опирая ее фланцем на кольцо 4 (рис. 8) приспособления A .74107/ R .
Рис. 8. Запрессовка запорного кольца подшипника полуоси: 1 - оправка А.74107/ 2 R ; 2 - запорное кольцо подшипника; 3 - пластина крепления подшипника и маслоотражатель в сборе с прокладкой; 4 - опорное кольцо A .74107/1 R ; 5 - полуось; 6 - подшипник; 7 - обойма А.74107/4 R
Установите на полуось предварительно соединенные между собой двумя винтами маслоотражатель подшипника полуоси и пластину крепления подшипника с прокладкой; установите шарикоподшипник полуоси.
Вставьте новое запорное кольцо в специальную обойму 7, поставьте в печь и подогрейте кольцо приблизительно до 300°С с тем, чтобы в момент запрессовки на полуось его температура была 220-240°С.
Запорное кольцо на полуось напрессовывайте оправкой 1 на прессе усилием не выше 58800 Н (6000 кгс) так, чтобы внутреннее кольцо подшипника оказалось зажатым между запорным кольцом и буртиком полуоси. Выполнив напрессовку, убедитесь, что кольцо не смещается под осевой нагрузкой 19600 Н (2000 кгс). Для этой цели полуось в сборе установите на приспособление А.95601/ R (рис. 9) и запорное кольцо зажмите в специальных тисках.
Рис. 9. Проверка усилия, с которым выпрессовывается запорное кольцо подшипника полуоси, с помощью приспособления A .95601/ R и динамометрического ключа: 1 - индикатор; 2 - полуось; 3 - приспособление A .95601/ R ; 4 - динамометрический ключ; 5 - шарикоподшипник; 6 - запорное кольцо подшипника
Приставьте ножку индикатора, с ценой деления 0,01 мм, к фланцу полуоси. После установки стрелки индикатора на "0", приложите указанную осевую нагрузку, создавая динамометрическим ключом момент затягивания 78,4-83,3 Н?мм (8-8,5 кгс?м) на винте приспособления. Винт через шарик упирается в торец полуоси. При этом не должно появляться даже самого минимального зазора между запорным кольцом и внутренним кольцом подшипника.
После снятия нагрузки и при отвертывании винта приспособления стрелка индикатора должна вернуться в нулевое положение; это доказывает, что не произошло никакого сдвига между запорным кольцом и полуосью. Если стрелка индикатора не возвращается в нулевое положение, значит запорное кольцо сместилось.
4.5. Замер осевого свободного хода полуоси на автомобиле
Осевой свободный ход полуоси можно замерить на автомобиле как со снятым колесом и тормозным барабаном, так и без их снятия. В первом случае замер получается более точным. Для чего:
- снимите колпаки с задних колес и ослабьте болты их крепления;
- поставьте упоры под передние колеса и вывесите задний мост;
- отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- снимите колеса и тормозные барабаны;
- приверните к полуоси приспособление 02.7834.9504 (рис. 10);
Рис. 10. Замер осевого люфта полуоси со снятым колесом и тормозным
барабаном: 1 - индикатор; 2 - приспособление 02.7834.9504
- пропустите через одно из двух больших отверстий полуоси удлинитель ножки индикатора 1 до упора в щит тормоза или в маслоотражатель и закрепите индикатор;
- произведите замер индикатором, прикладывая к фланцу полуоси усилие около 49 Н (5 кгс) в обоих направлениях вдоль оси заднего моста. Свободный ход не должен превышать 0,7 мм.
Замер свободного хода полуоси без снятия колеса и тормозного барабана производите, как описано выше с учетом следующих особенностей;
- приспособление 02.7834.9504 закрепите, используя одно из отверстий под болты крепления колеса;
- ножку удлинителя индикатора пропустите через другое отверстие под болт крепления колеса;
- усилие, прикладываемое к колесу вдоль оси заднего моста, должно быть около 98 Н (10 кгс), свободный ход полуоси до 0,7 мм.
5.1. Определение неисправностей редуктора по шуму
Поиск неисправностей проводите в следующей очередности:
Чтобы отчетливо определить характер шума, ведите автомобиль по шоссе со скоростью приблизительно 20 км/час.
Затем постепенно увеличивайте скорость до 90 км/час, прислушиваясь одновременно к различным видам шума и замечая скорость, при которой они появляются и исчезают.
Отпустите педаль управления дроссельной заслонкой и без притормаживания погасите скорость двигателем.
Во время замедления следите за изменением шума, а также за моментом, когда шум усиливается. Обычно шум возникает и исчезает при одних и тех же скоростях как при ускорении, так и при замедлении.
Разгоните автомобиль приблизительно до 100 км/час, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключите зажигание и дайте автомобилю возможность свободно катиться до остановки; следите за характером шума на различных скоростях замедления.
Предупреждение : П ри выключении зажигания будьте внимательны и аккуратны. Не поворачивайте ключ больше, чем нужно. Это может привести к срабатыванию противоугонного устройства.
Шум, замеченный во время испытания и соответствующий замеченному при первом испытании исходит не от шестерен главной передачи, поскольку они без нагрузки не могут давать шума.
Напротив, шум, отмеченный при первом испытании и не повто-ряющийся при втором, может исходить от шестерен редуктора или подшипников ведущей шестерни или дифференциала.
При неподвижном и заторможенном автомобиле включите двигатель и, увеличивая постепенно обороты его, сравните возникшие шумы с замеченными в предыдущих испытаниях. Шумы, оказавшиеся похожими на шумы испытания № 1, укажут, что они не являются шумом редуктора при испытании и вызваны другими узлами.
Шумы, обнаруженные при первом испытании и не повторившиеся при последующих, исходят от редуктора; для подтверждения поднимите задние колеса, заведите двигатель и включите четвертую передачу. При этом можно убедиться, что шумы, действительно, исходят от редуктора, а не от других узлов, например, подвески или кузова.
При необходимости снять только один редуктор:
- слейте масло из балки моста;
- приподняв заднюю часть автомобиля, установите ее на подставки и снимите колеса;
- отверните гайки крепления щита тормоза к балке и выдвиньте полуоси так, чтобы они вышли из коробки дифференциала;
- отсоединив карданный вал от редуктора, поставьте подставку под картер редуктора, выверните болты его крепления к балке заднего моста, и выньте редуктор из балки, не повреждая прокладку.
Перед установкой редуктора балку моста тщательно очистите от масла.
Положите на привалочную поверхность уплотнительную прокладку, вставьте редуктор в балку и закрепите болтами. Резьбу болтов предварительно смажьте герметикой. Перед нанесением герметика болты и отверстия в балке тщательно обезжирьте. Присоедините карданный вал к редуктору. Установите полуоси и тормозные барабаны.
Установите колесо с шиной и наверните без затягивания болты крепления колеса. Поставив оба колеса, удалите подставки и опустите автомобиль; затем затяните болты крепления колес динамометрическим ключом.
Через маслоналивное отверстие заправьте балку моста маслом, предварительно очистив и ввернув в балку сливную пробку.
Закрепите редуктор на стенде. Снимите стопорные пластины, выверните болты и снимите крышки подшипников коробки дифференциала, регулировочные гайки, и наружные кольца роликовых подшипников. Крышки и наружные кольца подшипников перед снятием пометьте, чтобы при сборке установить на прежние места.
Выньте из картера редуктора коробку дифференциала вместе с ведомой шестерней и внутренними кольцами подшипников.
Чтобы снять ведущую шестерню и ее детали:
- переверните картер редуктора горловиной вверх (рис. 11) и, придерживая стопором 1 фланец 3 ведущей шестерни, отверните ключом 2 гайку крепления фланца;
Рис. 11. Отвертывание самоконтрящейся гайки ведущей шестерни: 1 - стопор для фиксирования фланца ведущей шестерни; 2 - торцовый ключ; 3 - фланец ведущей шестерни; 4 - кронштейн для крепления редуктора на стенде
- снимите фланец и выньте ведущую шестерню с регулировочным кольцом, внутренним кольцом заднего подшипника и с распорной втулкой;
- из картера редуктора выньте сальник, маслоотражатель и внутреннее кольцо переднего подшипника;
- выпрессуйте наружные кольца переднего и заднего подшипников оправкой А.70198;
- снимите с ведущей шестерни распорную втулку и с помощью универсального съемника А.40005/1/7 и оправки А.45008 (рис. 12) снимите внутреннее кольцо заднего роликового подшипника;
Рис. 12. Снятие внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни универсальным съемником А.40005/1/7: 1 - универсальный съемник А.40005/1/7; 2 - ведущая шестерня; 3 - внутреннее кольцо подшипника; 4 - приспособление А.45008
- снимите регулировочное кольцо ведущей шестерни.
Для разборки дифференциала:
- снимите внутренние кольца 2 (рис. 13) роликовых подшипников коробки 3 дифференциала, пользуясь для этого универсальным съемником А.40005/1/6 и упором А.45028;
Рис. 13. Снятие внутреннего колыша подшипника коробки дифференциала универсальным съемником А.40005/1/6: 1 - универсальный съемник А.40005/1/6; 2 - внутреннее кольцо подшипника; 3 - коробка дифференциала; 4 - упор А.45028
- отверните болты крепления ведомой шестерни и выбейте из коробки ось сателлитов;
- проверните шестерни полуосей и сателлиты так, чтобы последние выкатились в окна дифференциала, после чего их можно вынуть;
- снимите шестерни полуосей с опорными шайбами.
5.5. Проверка технического состояния деталей редуктора
Перед осмотром детали редуктора тщательно промойте. Это облегчит выявление износа и повреждения деталей.
Проверьте, нет ли на зубьях шестерен главной передачи повреждений и правильно ли расположены пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев. При недопустимом износе детали замените новыми; если зацепление неправильное, найдите причину.
Примечание : в запасные части ведущая и ведомая шестерни поставляются комплектом, подобранным по шуму и контакту, поэтому при повреждении одной шестерни заменяют обе.
Проверьте состояние отверстий сателлитов и поверхностей их оси; при незначительных повреждениях поверхности отшлифуйте мелкозернистой шкуркой, а при серьезных повреждениях детали замените.
Проверьте поверхности шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий в коробке дифференциала, устраните повреждения, как и в предыдущей операции.
Проверьте поверхности опорных шайб шестерен полуосей, даже незначительные повреждения устраните. При замене шайб, новые - подбирайте по толщине.
Осмотрите роликовые подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала; они должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями. Замените подшипники при малейшем сомнении в их работоспособности, плохое состояние подшипников может быть причиной шума и заедания зубьев.
Проверьте, нет ли на картере и на коробке дифференциала деформаций или трещин, при необходимости замените их новыми.
Тщательно осмотрите сальник ведущей шестерни. При обнаружении даже незначительного повреждения или при износе рабочей кромки по ширине до 1 мм и более замените сальник новым.
5.6. Сборка дифференциала редуктора
Надежная работа редуктора обеспечивается строгим соблюдением нижеприведенных приемов по сборке и его регулировке.
Смажьте трансмиссионным маслом и установите через окна в коробке дифференциала шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты. Проверните сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения сателлитов с осью отверстия в коробке, затем вставьте ось сателлитов,
Проверьте осевой зазор каждой шестерни полуоси: он должен составлять 0-0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Н?м (1,5 кгс?м).
При увеличенном зазоре, являющимся признаком износа деталей дифференциала, замените о порные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины. Если указанный зазор не удается получить даже при установке шайб наибольшей толщины, замените шестерни новыми ввиду их чрезмерного износа.
Закрепите ведомую шестерню на коробке дифференциала.
Оправкой А.70152 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца роликовых подшипников.
5.7. Установка и регулировка ведущей шестерни
Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого между упорным торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.
Подбирайте регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором. Операции проводите в следующем порядке.
Закрепив картер редуктора на стенде, запрессуйте в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками: для переднего подшипника - А.70185, а для заднего - А.70171.
На оправке А.70184, имитирующей ведущую шестерню, установите с помощью оправки А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника и вставьте оправку в горловину картера редуктора (рис. 14).
Рис. 14. Определение толщины регулировочного кольца ведущей шестерни: 1 - индикатор; 2 - приспособление А.95690; 3 - задний подшипник ведущей шестерни; 4 - оправка А.70184
Установите внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников, затяните гайку, моментом 8-10 Н ? м (0,8-1 кгс ? м).
Закрепите приспособление А.95690 на торце оправки 4 и настройте индикатор, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184. Затем передвиньте индикатор 1 так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала.
П оворачивая налево и направо оправку 4 с индикатором, установите ее в такое положение, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение "а 1 (рис. 15) и запишите его. Повторите эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определите значение "а 2 ".
Рис. 15. Схема снятия замеров для определения толщины регулировочного кольца ведущей шестерни: 1 - оправка А.70184; 2 - приспособление А.95690 с индикатором; а 1 и а 2 - расстояния от торца оправки до шеек подшипников дифференциала
О пределите толщину " s " регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин "а" и " b ":
где: а = ( a1 + a2 )/2 - среднее арифметическое расстояние от торцов оправки 1 (рис. 14) до шеек подшипников дифференциала;
b - отклонение ведущей шестерни от номинального положения переведенного в мм. Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (рис. 16) в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус.
Рис. 16. Шестерни главной передачи: 1 - ведомая шестерня; 2 – порядковый номер; 3 - поправка в сотых долях миллиметра к номинальному положению; 4 - ведущая шестерня
При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины " b " и ее единицу измерения.
Наденьте на ведущую шестерню регулировочное кольцо нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Наденьте распорную втулку.
Предупреждение : При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.
В ставьте ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу.
П редупреждение : чтобы не повредить сальник при запрессовке, необходимо его запрессовывать не до упора, а на глубину 2 -0,3 мм между торцом картера редуктора и наружной поверхностью сальника.
Наверните на конец шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее (о моменте затягивания см. ниже).
5.8. Регулировка подшипников ведущей шестерни
Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками, очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах. Натяг контролируют динамометром 02.7812.9501, замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.
Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157-198 Н?см (16-20 кгс?см) для новых подшипников и 39,2-58,6 Н?см (4-6 кгс?см) для подшипников после пробега 30 км и более.
Затягивать гайку фланца нужно моментом 117-254 Н?м (12-26 кгс?м) периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни.
Для проверки момента сопротивления наденьте динамометр на переходную втулку 3 (рис. 17), установите указатель ограничения момента на деление шкалы, соответствующее 196 Н?см (20 кгс?см), и рукояткой сделайте несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижный указатель должен показывать не менее 157 Н?см (16 кгс?см).
Рис. 17 . Проверка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни:
1 -динамометр 02.7812.9501; 2 - картер;3 -переходная втулка.
Если момент сопротивления проворачиванию меньше 157 Н?см (16 кгс?см), а для подшипников после пробега 30 км и более - 39,2 Н?см (4 кгс?см), то подтяните гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверьте вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.
Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 198 Н?см (20 кгс?см), а для приработанных подшипников 58,8 Н?см (6 кгс?см), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, замените распорную втулку, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего провести регулировку правильно.
5.9. Установка коробки дифференциала
Установите в картер предварительно собранную коробку дифференциала вместе с наружными кольцами подшипников,
Установите две регулировочные гайки 4 (рис. 18) так, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников.
Рис. 18. Проверка предварительного натяга подшипников коробки дифференциала приспособлением A .95688/ R : 1 - винт крепления; 2 - ключ А.55085; 3 - ведомая шестерня; 4 - регулировочная гайка; 5 - промежуточный рычаг; 6 - винт крепления; 7 - кронштейн индикатора; 8 - винт затягивания кронштейна; 9 - индикатор для проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала
Установите крышки подшипников, и затяните болты крепления динамометрическим ключом.
5.10. П редварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи
Эти операции выполняют одновременно при помощи приспособления A .95688/ R и ключа А.55085. Закрепите на картере редуктора приспособление (рис. 18) винтами 1 и 6, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек.
По направляющей приспособления сместите кронштейн 7 до соприкосновения рычага 5 с наружной боковой поверхностью крышки и затяните винт 8.
Ослабьте винты 1 и 3 (рис. 19), и установите кронштейн 4 так, чтобы ножка индикатора 2 опиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба, затем затяните винты 1 и 3.
Рис. 19. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи приспособлением A .95688/ R :
1 - винт затягивания кронштейна; 2 - индикатор для проверки бокового зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен; 3 - винт крепления стержня индикатора; 4 – кронштейн индикатора; 5 – винт крепления; 6 - ведомая шестерня
Поворачивая регулировочные гайки, предварительно отрегулируйте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в пределах 0,08-0,13 мм. Зазор проверяют по индикатору 2 при покачивании шестерни 6. При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга. Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.
Последовательно и равномерно затяните две регулировочные гайки подшипников, при этом крышки подшипников дифференциала расходятся и, следовательно, увеличивается расстояние " D " (рис. 20). Это расхождение отмечает индикатор 9 (рис. 18), на ножку которого действует рычаг 5. Гайки для регулировки подшипников коробки дифференциала затягивают до увеличения расстояния " D " (рис. 20) на 0,14-0,18 мм.
Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверьте боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен измениться.
Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,08-0,13 мм, то приблизьте ведомую шестерню к ведущей или отодвиньте, если зазор меньше. Чтобы сохранить установленный предварительный натяг подшипников, перемещайте ведомую шестерню, подтягивая одну из регулировочных гаек подшипников и ослабляя другую на тот же самый угол.
Для точного выполнения этой операции следите за индикатором 9 (рис. 18), который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников. После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличится расхождение " D " (рис. 20) крышек и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляйте до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение.
Рис. 20. Схема для проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала: D - расстояние между двумя крышками подшипников дифференциала; 1,2 - регулировочные гайки
П осле перемещения ведомой шестерни, по индикатору 2 (рис. 19) проверьте величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторите регулировку.
Снимите приспособление A .95688/ R , установите стопорные пластины регулировочных гаек и закрепите их болтами с пружинными шайбами. В запасные части поставляют стопорные пластины двух типов: с одной или двумя лапками в зависимости от положения прорези гайки.
Регулировку и ремонт узлов редуктора выполняют на стенде, на котором можно также испытать редуктор на шум и проверить расположение и форму пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев, как указано ниже.
5.11. П роверка контакта рабочей поверхности зубьев шестерен главной передачи
Д ля окончательной проверки на стенде качества зацепления шестерен главной передачи:
- установите отрегулированный редуктор на стенд и смажьте рабочие поверхности зубьев ведомой шестерни тонким слоем свинцовой окиси;
- запустите стенд; рычагами стенда притормозите вращение установленных полуосей, чтобы под нагрузкой на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни;
- измените направление вращения стенда и, притормаживая, получите следы контакта на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля назад.
Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая две трети его длины и не выходя на вершину и основание зуба, как показано на рис. 21 "е".
Рис. 21. Расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи: I - сторона переднего хода; II - сторона заднего хода; а и b - неправильный контакт в зацеплении шестерен: отодвиньте ведущую шестерню от ведомой, уменьшив толщину регулировочного кольца; c u d - неправильный контакт: передвиньте ведущую шестерню к ведомой, увеличив толщину регулировочного кольца; е - правильный контакт в зацеплении шестерен
Случаи неправильного расположения пятна контакта на рабочей поверхности зуба указаны на рис. 21 ("а", "в", " c ", " d ").
Для регулировки правильного положения ведущей шестерни с заменой кольца необходима разборка узла.
При сборке повторите все операции по предварительному натягу роликовых подшипников ведущей шестерни, по проверке момента сопротивления проворачиванию, по предварительному натягу роликовых подшипников коробки дифференциала и по регулировке бокового зазора зацепления шестерен главной передачи.
6. Замена сальника ведущей шестерни
Необходимость замены сальника определяют по снижению уровня масла в картере заднего моста (вследствие утечки масла через сальник) до уровня, нарушающего нормальную работу редуктора.
Запотевание горловины картера и даже образование отдельных капель в количестве, не превышающем нижеуказанной нормы, не является признаком подтекания.
При обильном каплевыделении, определите состояние сальника, для чего:
- поставьте автомобиль на подъемник или смотровую канаву;
- очистите от грязи сапун, проверьте его состояние;
- отвернув контрольную пробку, проверьте уровень масла в картере моста; при необходимости доведите уровень масла до нормы;
- очистите горловину картера редуктора от следов масла и протрите насухо;
- вывесите задний мост и поставьте его на подставки;
- заведите двигатель, включите прямую передачу и при скорости 90-100 км/ч прогрейте масло до температуры 80-90°С (приблизительно в течении 15 мин);
- при включенной прямой передаче, при скорости 100 км/ч, определите количество масла, вытекающего за 15 мин.
Утечка масла, превышающая 5 капель за 15 мин, является признаком неисправности сальника.
Поврежденный сальник можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля, если не требуется замена других деталей редуктора.
Порядок замены сальника следующий;
- слейте масло из картера заднего моста;
- ослабьте болты крепления задних колес; поставьте упоры под передние колеса и вывесите задний мост; отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- снимите колеса и тормозные барабаны;
- отверните гайки крепления щита тормоза к балке моста и выталкивателем выведите полуоси из коробки дифференциала;
- отсоедините карданный вал от фланца ведущей шестерни и отведите вал в сторону;
- проверьте динамометром момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни и запомните его величину;
- придерживая фланец специальным ключом, отверните гайку крепления фланца ведущей шестерни и снимите фланец с шайбой;
- снимите сальник ведущей шестерни;
- смажьте рабочую поверхность нового сальника смазкой Литол-24 и запрессуйте его оправкой в картер редуктора на глубину 2 -0,3 мм между торцом картера редуктора и наружной поверхностью сальника;
- установите фланец с шайбой на ведущую шестерню и придерживая его специальным ключом, затяните гайку крепления фланца, периодически проверяя момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.
Если первоначальный момент сопротивления проворачиванию был 58,8 Н?см (6 кгс?см) и выше, то новый момент сопротивления проворачиванию должен быть на 9,8-19,6 Н?см (1-2 кгс?см) больше первоначального. Если же первоначальный момент сопротивления проворачиванию был меньше 58,8 Н?см (6 кгс?см), то гайку крепления фланца затяните до получения момента сопротивления 58,8-88,2 Н?см (6-9 кгс?см).
Если при затягивании гайки момент сопротивления проворачиванию будет превышен, то разберите редуктор, замените распорную втулку новой, после чего редуктор соберите и отрегулируйте.
цель, задачи и порядок выполнения работы;
измеренные значения параметров, контролируемых при разборке заднего моста автомобиля ВАЗ-2106;
заключение о соответствии измеренных значений параметров требованиям нормативно-технической документации.
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
2. Емельянов Б.Я., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Автомобили ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065, 2103, 21033, 21035. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. – М.: Колесо, 2000.- 240 с.