Часть 1. Определение технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2106

Цель работы: оценка технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2106.

Задачи работы:

изучить конструкцию коробки передач автомобиля ВАЗ-2106;

провести разборку коробки передач;

дать оценку технического состояния деталей коробки передач;

произвести замену неисправных деталей;

провести сборку коробки передач.

Оснащение рабочего места:

коробка передач автомобиля ВАЗ-2106; стенд для разборки коробки передач; набор слесарного инструмента; набор измерительного инструмента; специальные приспособления.

Все работы по разборке, сборке и определению технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2106 выполняются в строгом соответствии с Руководством по ремонту /2/.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Разборка и сборка коробки передач

Разборка. Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите ниж­нюю крышку с прокладкой.

Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.

Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач (вместе с сальником и пружинной шайбой) (рис.1).

Рис.1. Внутренний вид картера сцепления. Черными стрелками указаны гайки крепления картера сцепле­ния к коробке передач; белой стрелкой указано отверстие в пе­редней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливание дисков сцепления.

Снимите привод спидометра с прокладкой и выключатель фонаря заднего хода.

Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач.

Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемни­ком А.40005/4 снимите с конца вторичного вала; центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала (рис. 2).

Рис.2. Снятие центрирующего кольца эластичной муфты карданного вала выталкивателем А.40006/1 и съемником А.40005/4

Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку и съемником А.40005/3/9В/9 снимите фланец эластичной муфты (рис. 3).

Рис.3. Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9В/9С:

1 - фланец эластичной муфты; 2 - болты крепления приспособления к фланцу; 3 - планка 9С съемника А.40005/3; 4 - съемник А.40005/3

Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт 4 (рис. 4) ограничения поперечного хода рычага, а так же передвинув влево рычаг переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач.

Рис.4. Внутренний вид задней крышки коробки передач. Стрелкой указано направление, в котором нужно переместить рычаг, чтобы вывести его из зацепления с головками штоков переключения передач и снять заднюю крышку коробки передач.

Снимите со вторичного вала задний подшипник. Снимите ведущую шестерню привода спидометра.

Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси – проме­жуточную шестерню заднего хода.

Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода с промежуточного вала (рис. 5); снимите шестерню и пружинную шайбу.

Рис.5. Снятие стопорного пружинного кольца шестерни заднего хода промежуточного вала

Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправ­кой 41.7816.4069 пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.

Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рис. 6.

Рис.6. Извлечение промежуточного вала из картера коробки передач

Снимите крышку 20 (рис.7) фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте пружины и шарики фиксаторов. Выньте из картера коробки передач шток 18 заднего хода, шток 17 вилки переключения III и IV передач. Отверните болт крепления вилки I и II передач, выньте шток и вилки. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 19.

Рис.7. Привод переключения передач: 1 - вилка включения заднего хода; 2 - оттяжная пружина; 3 - направляющая чашка; 4 - шаровая опора; 5 - рычаг переключения передач; 6 - сферическая шайба; 7 – пружина; 8 - стопорное кольцо; 9 - запорная втулка; 10 - упругие втулки; 11 - дистанционная втулка; 12 - упорная подушка; 13 - стержень рычага переключения передач; 14 - вилка включения III и IV передач; 15 - вилка включения I и II передач; 16 - шток вилки включения I и II передач; 17 - шток вилки включения III и IV передач; 18 - шток вилки включения заднего хода; 19 - блокировочные сухари; 20 - крышка фиксаторов; 21 - втулка; 22 - пружина фиксатора; 23 - шарик фиксатора; 24 - задняя крышка; 25 - включатель фонаря заднего хода; 26 - дистанционная втулка вилки заднего хода

Снимите стопорную пластину (рис. 8) промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Рис.8. Отвертывание винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой. Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки; пользоваться молотком

С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора (рис. 9) и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.

Рис.9. Извлечение первичного вала из картера коробки передач

Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рис. 10, извлеките из картера вторичный вал в сборе. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

Рис.10. Извлечение вторичного вала из картера коробки передач

Разберите первичный вал (рис. 11):

Рис.11. Детали первичного вала: 1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - подшипник; 4 - первичный вал; 5 - пружина синхронизатора; 6 - блокирующее кольцо синхронизатора; 7 - стопорное кольцо; 8 – подшипник

- снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо б и пружину 5 синхронизатора;

- установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите сто­порное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3.

Разберите вторичный вал (рис. 12):

Рис.12. Детали вторичного вала: 1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - ступица синхронизатора; 4 - муфта синхронизатора; 5 - стопорное кольцо; 6 - блокирующее кольцо синхронизатора; 7 - пружина синхронизатора; 8 - шайба; 9 - шестерня III передачи; 10 - вторичный вал; 11 - шестерня II передачи; 12 - шайба; 13 - пружина синхронизатора; 14 - блокирующее кольцо; 15 - стопорное кольцо; 16 - ступица синхронизатора; 17 - муфта синхронизатора; 18 - стопорное кольцо; 19 - блокирующее кольцо синхронизатора; 20 - пружина синхрониза­тора; 21 - шайба; 22 - шестерня I передачи; 23 - втулка шестерни I передачи; 24 - подшипник; 25 - шестерни заднего хода; 26 - пружинная шайба; 27 - стопорное кольцо; 28 - шестерня привода спидометра; 29 - задний подшипник;30 - сальник; 31 - фланец эластичной муфты; 32 - гайка; 33 - уплотнитель; 34 - центрирующее кольцо; 35 - стопорное кольцо

- снимите с задней стороны вала шестерню 22 первой передачи с втулкой 23, ступицу 16 со скользящей муфтой переключения I и II передач, шестерню 11 II передачи вместе с блокирующим кольцом 14 синхронизатора;

- установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 на пресс, подложите под шестерню III передачи опорные полукольца, и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо, затем пружинную шайбу, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.

Разберите рычаг переключения передач и заднюю крышку :

- снимите чехол 20 (рис. 13) рычага, затем стопорное кольцо 14, шайбу 13, пружину 12 и сферическую шайбу 11;

Рис.13. Детали рычага переключения передач: 1 - болт оттяжной пружины; 2 - шайба; 3 - оттяжная пружина; 4 - прокладка; 5 - направляющая чашка; 6 - прокладка; 7 - шайба; 8 - ограничительный болт; 9 - рычаг переключения передач; 10 - шаровая опора; 11 - сферическая шайба; 12 - пружина; 13 - опорная шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 - прокладка; 16 - фланец; 17 - пружинная шайба; 18 - гайка; 19 - манжета; 20 - внутренний чехол; 21 - стержень рычага; 22 - колпачок; 23 - упорная подушка; 24 - упругая втулка; 25 - дистанционная втулка; 26 - упругая втулка; 27 - запорная втулка

- отсоедините оттяжную пружину 3 рычага от ушка болта 1;

- снимите манжету 19, отверните гайки крепления фланца 16 и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой 10 и чашкой 5.

Сборка коробки передач проводится в последовательности обратной разборке.

При этом учтите, что:

- пружина 22 (рис. 7) шарика фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие, а с 1985 года - черное оксидирование;

- при установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач, отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. 1;

- перед установкой рабочую, поверхность сальников покройте смазкой ЛИТОЛ-24;

- при установке стопорного кольца шестерни заднего хода используйте оправку 41.7816.4069, а при установке подшипников и сальников валов используйте оправки 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.

2. Проверка технического состояния

Очистка. Перед осмотром детали коробки передач тщательно очистите. Щеткой или скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможных загрязнений; затем промойте, чтобы устранить и растворить все остатки масла.

Обдуйте детали струей сжатого воздуха и аккуратно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха, так, чтобы не возникало быстрого вращения колец.

Картер и крышки. На картере не должно быть трещин, а на поверхности расточек для подшипников износа или повреждений.

На поверхностях сопряжения картера сцепления с задней и нижней крышками не должно быть повреждений, чтобы предотвратить расхождение осей и недостаточную, герметичность, вызывающую утечку масла. Незначительные повреждения сгладьте напильником. Если детали слишком повреждены или изношены, замените новыми.

Проверьте состояние передней крышки и убедитесь в том, что первичный вал при вращении не касается ее. Если установлена несоосность вала и крышки, замените поврежденные детали.

Проверьте, не засорено ли сливное отверстие масла в крышке первичного вала (показано стрелкой на рис. 1). Очистите пробку сливного отверстия.

Сальники. Проверьте сальники и убедитесь в отсутствии повреждений, недопустимого износа и неровностей на рабочих кромках сальников. Износ рабочих кромок сальников по ширине допускается не более 1 мм. При обнаружении даже незначительного дефекта сальники заменяйте новыми.

Валы. На рабочих поверхностях и шлицах вторичного вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ; фланец эластичной муфты должен свободно скользить без заеданий на шлицах. На поверхностях качения игл на переднем конце вала не должно быть шероховатостей и задиров. Проверьте состояние поверхностей качения игл в отверстии первичного вала.

Осмотрите промежуточный вал, у которого не допускается выкрашивание или чрезмерный износ зубьев.

Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть совершенно гладкой, без следов заедания. Величина монтажного зазора между осью и втулкой промежуточной шестерни заднего хода 0,056 ? 0,09 мм, предельно - допустимый зазор 0,15 мм. Величину зазора проверяйте, измерив диаметры оси и втулки шестерни. У новых деталей диаметры равны: ось шестерни - мм, внутренний диаметр запрессованной втулки - мм.

Незначительные неровности на поверхностях устраните мелкой наждачной шкуркой. При больших повреждениях и деформациях замените вал новым.

Шестерни. На шестернях не должно быть повреждений или чрезмерного износа зубьев. Особое внимание обращайте на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов.

Пятно контакта зацепления зубьев шестерен должно располагаться по всей рабочей поверхности, которая должна быть гладкой и без следов износа. Проверьте зазор зацепления между шестернями, монтажная величина которого должна быть 0,10 мм; предельный износ – зазор 0,20 мм.

Монтажный зазор между втулкой и шестерней I передачи и между вторичным валом и шестернями II и III передач должен быть 0,05 ? 0,10 мм; предельный износ – зазор 0,15 мм.

При износе, превышающем допустимые пределы, шестерни замените новыми.

Подшипники. Шариковые или роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0,05 мм.

Прижав пальцами внутреннее кольцо к наруж­ному, проворачивайте одно из них в обоих направ­ления, качение при этом должно быть плавным.

На поверхности шариков или роликов и дорожках качения колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми. При замене переднего подшипника первичного вала пользуйтесь выталкивателем А.40006; при этом маховик можно не снимать.

Штоки и вилки. Деформация вилок пере­ключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера.

Проверьте состояние блокировочных сухарей штоков, пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или износа, замените новыми.

Ступицы, муфта и блокирующие кольца синхронизаторов. Проверьте, нет ли следов заедания на ступицах муфт включения I - II и III - IV передач, особенно на поверхностях скольжения муфт.

Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт.

Не допускается чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Их надо заменять, если они упираются торцом в муфту синхронизатора. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению, устраните бархатным напильником. Детали, изношенные более допустимых пределов, замените новыми.

Часть 2. Определение технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2110

Цель работы: оценка технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2110.

Задачи работы: изучить конструкцию коробки передач автомобиля ВАЗ-2110; провести разборку коробки передач; дать оценку технического состояния деталей коробки передач; произвести замену неисправных деталей; провести сборку коробки передач.

Оснащение рабочего места: коробка передач автомобиля ВАЗ-2110; стенд для разборки коробки передач; набор слесарного и измерительного инструмента; специальные приспособления.

Все работы по разборке, сборке и определению технического состояния коробки передач автомобиля ВАЗ-2110 выполняются в строгом соответствии с Руководством по ремонту /3/.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Разборка коробки передач

Промойте коробку передач, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд (рис. 14) для разборки. Снимите кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.


Рис.14. Коробка передач, установленная на стенде для разборочно-сборочных работ

Отвернув гайки, снимите заднюю крышку (рис. 15) картера коробки передач.

Рис.15. Снятие задней крышки картера коробки передач

Застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070 и отверните гайки с первичного 29 (см. рис. 16) и вторичного 25 валов.

Рис.16. Коробка передач: 1 - подшипник выключения сцепления; 2 - направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 3 - шестерня ведущая главной передачи; 4 - роликовый подшипник вторичного вала; 5 - маслосборник; 6 - ось сателлитов; 7 - ведущая шестерня привода спидометра; 8 - шестерня полуоси; 9 - коробка дифференциала; 10 - сателлит; 11 - картер сцепления; 12 - ведомая шестерня главной передачи; 13 - регулировочное кольцо; 14 - роликовый конический подшипник дифференциала; 15 - сальник полуоси; 16 - ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 17 - синхронизатор I и II передач; 18 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 19 - ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 20 - синхронизатор III и IV передач; 21 - ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 22 - шариковый подшипник вторичного вала; 23 - ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 24 - синхронизатор V передачи; 25 - вторичный вал; 26 - задняя крышка картера коробки передач; 27 - ведущая шестерня V передачи; 28 - шариковый подшипник первичного вала; 29 - первичный вал; 30 - картер коробки передач; 31 - роликовый подшипник первичного вала; 32 - сальник первичного вала; 33 – сапун

Отверните болт крепления вилки V передачи на штоке и снимите со шлиц вторичного вала синхронизатор V передачи в сборе с шестерней 23 и вилкой V передачи. Затем спрессуйте шестерню 27 с первичного вала.

Ударной дрель-отверткой отверните винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца с подшипников 22 и 28 первичного и вторичного валов.

Отверните пробки фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

Отверните болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и снимите картер (рис. 17) со шпилек.

Рис.17. Снятие картера коробки передач

Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки. Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода.

Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления (рис. 18), а затем снимите дифференциал (рис. 19). Выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления, используя съемники 67.7801.9539 и 67.7801.9530.

Рис.18. Снятие первичного и вторичного валов

Рис.19. Снятие дифференциала

Отверните болты крепления механизма выбора передач (рис. 20) и снимите его.

Рис.20. Снятие механизма выбора передач

Отверните винт крепления рычага штока выбора передач, снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления.

Без необходимости не снимайте со штока выбора передач шарнир, так как конический винт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324.

При необходимости разборки вторичного вала, зажмите его в тиски с накладками из мягкого материала и универсальным съемником спрессуйте шариковый подшипник 9 (рис. 21) с втулкой ведомой шестерни V передачи, прикладывая усилие на внутреннее кольцо подшипника.

Рис.21. Детали вторичного вала: 1 - гайка; 2 - упорная пластина; 3 - скользящая муфта синхронизатора V передачи; 4 - ступица скользящей муфты; 5 - блокирую­щее кольцо синхронизатора; 6 - шестерня V передачи; 7 - втулка шестерни;

8 - упорная шайба; 9 - шариковый подшипник; 10 - упорная шайба; 11 - шестерня IV передачи; 12 - стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 13 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 14 - ступица скользящей муфты; 15 - шестерня III передачи; 16 - шестерня II передачи; 17 - скользящая муфта синхро­низатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 18 - ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 19 - пружина синхронизатора; 20 - сухарь; 21 - фиксатор; 22 - шестерня I передачи; 23 - шестерня ведущая главной передачи; 24 - стопорное кольцо; 25 - роликовый цилиндрический подшипник

Аналогично спрессовывается подшипник с первичного вала. Затем снимите с вторичного вала ведомую шестерню IV передачи, стопорное кольцо, синхрони­затор III и IV передачи и шестерню III передачи. Ступицу муфты синхронизатора спрессовывайте на прессе или съемником А.40005/1/6. Затем пе­реверните вал в тисках, снимите стопорное кольцо ведущей шестерни главной передачи и специальным съемником спрессуйте внутреннее кольцо роликово­го подшипника одновременно с ведущей шестерней главной передачи. Снимите ведомые шестерни I и II передач и детали синхронизатора аналогично снятию шестерней и синхронизатора III и IV передач.

Разберите дифференциал в следующем порядке:

- при необходимости замены ведомой шестерни, отверните болты ее крепления и спрессуйте шестерню 6 (рис. 22) с коробки 4 дифференциала;

Рис.22. Дифференциал в сборе: 1 - ось сателлитов; 2 - полуосевые шестерни; 3 - ведущая шестерня привода спидометра; 4 - коробка дифференциала; 5 - сателлит; 6 - ведомая шестерня главной передачи

- снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось;

- выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни 2 и сателлиты 5;

- если необходимо, то спрессуйте подшипники с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582 и универсальный съемник.

При необходимости разберите механизм выбо­ра передач, для чего отверните винт крепления оси (см. рис. 23) рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси 6 вилки заднего хода и с оси 2 блокировочных скоб, снимите вилку 8 заднего хода, рычаг 1 выбора передач в сборе с блокировочными скобами 7 и 12, ось 3 рычага и пружины 4, 11.

Рис.23. Механизм выбора передач: 1 - рычаг выбора передач (переднего хода); 2 - направляющая ось блокировочных скоб; 3 - ось рычага выбора передач; 4,11 - пружина; 5 - стопорное кольцо; 6 - ось вилки заднего хода; 7,12 - блоки­ровочные скобы; 8 - вилка включения заднего хода; 9 - рычаг выбора передач (заднего хода); 10 - корпус механизма выбора передач

При необходимости снимите привод спидометра, для чего отверните датчик скорости и гайку крепления привода и, поддерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра.

2. Проверка технического состояния деталей

Очистка. Перед осмотром очистите детали коробки передач. Щеткой или скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможного загрязнения, затем промойте и обдуйте струей сжатого воздуха. Особенно хорошо продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникло быстрого вращения колец. Поверхности разъема картера коробки передач, сцепления и задней крышки очистите от остатков герметика. Очистите магнит от частиц износа деталей и проверьте магнитные свойства. Если магнитные свойства магнита слабы и поверхность магнита имеет трещины - замените его.

Картер сцепления, картер коробки передач, крышка. На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхности расточек для подшипников - износа или повреждений. На поверхностях разъема картеров сцепления и коробки передач не должно быть вмятин, рисок и других повреждений, которые могут привести к потере герметичности узла.

Проверьте состояние задней крышки и убедитесь, что поверхность крышки, соприкасающаяся с картером коробки передач, не имеет повреждений.

Небольшие повреждения поверхностей устраните шлифовальной шкуркой. Если детали сильно повреждены или изношены - замените их новыми.

Сальники. Без необходимости не выпрессовывайте сальники, так как при выпрессовке возможно его повреждение. Проверьте сальники и убедитесь, что на рабочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Даже при незначительном повреждении сальник замените новым.

Валы. Проверьте состояние зубьев шестерен первичного и вторичного валов и убедитесь, что зубья не имеют сколов, забоин и износа.

Проверьте состояние посадочных поясков ва­лов, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.

Шлицы и канавки валов тоже не должны иметь вмятин, задиров и износа. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей - замените валы новыми.

Шестерни. На торцах зубьев венца синхронизатора не должно быть значительного смятия или сколов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа.

Подшипники. Шариковые и роликовые под­шипники должны быть в безукоризненном состоя­нии. Радиальный зазор в шариковых подшипниках не должен превышать 0,04 мм, в роликовых - 0,07 мм. На поверхностях шариков и роликов, а также на дорожках качения колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми.

Штоки, вилки. Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках.

Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхронизаторов. Проверьте, чтобы ступицы не имели повреждений, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не должно быть чрезмерного износа блокирующих колец: при осевом зазоре между торцом блокирующего кольца и торцом зубчатого венца синхронизатора шестерни 0,6 мм и менее замените кольца новыми. Не допускаются повреждения или следы заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих колец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.

Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и соприкасающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние посадочных поясков для подшипников на коробке дифференциала.

При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных - замените детали новыми.

Механизм выбора и привод переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач переднего и заднего хода, осей рычага выбора передач и блокировочных скоб. Изношенные, поврежденные или деформированные детали замените.

Проверьте состояние штока выбора передач, крепление и состояние рычага штока выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношенные, поврежденные или деформированные детали замените.

Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно поворачиваться в опоре, без заедания; рычаг после утапливания вниз до упора должен полностью вернуться в исходное положение. Не должно быть ощутимых люфтов в шарнире, соединяющем рычаг переключения с тягой привода. Не допускается деформация реактивной тяги привода и повреждения защитных чехлов. Деформированную тягу замените или выправьте.

3. Сборка коробки передач

Сборку коробки передач проводите в последо­вательности, обратной разборке. При этом учитывайте следующее:

- прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора к штоку выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а также винты крепления, нанесите на резьбу винтов специальный клей ТБ-1324 и затяните их.

Примечание. Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета) длиной 19,5 мм, мо­мент его затяжки 33,6 Н?м (3,4 кгс?м), а винт крепления шарнира - кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его затяжки 19,1 Н?м (1,95 кгс?м).

- перед установкой сальников первичного вала, сальников полуосей и штока выбора передач, а так же вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки ЛИТОЛ-24 рабочую поверхность сальников и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления;

- после установки штока выбора передач в картер сцепления, проверьте, чтобы фланец наконечника шарнира входил внутрь канавки чехла по всему периметру;

- заложите смазку ЛСЦ-15 в шаровую опору рычага переключения передач;

- крепежные детали затягивайте моментами, указанными в приложении 1;

- вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке, заменив стопорные кольца синхронизаторов новыми. После запрес­совки ведущей шестерни главной передачи, установите стопорное кольцо и убедитесь, что оно полностью разместилось в канавке. Внутреннее кольцо подшипника вторичного вала запрессуйте до упора в стопорное кольцо.

При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

Для облегчения установки фиксатора, на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо (наибольшей глубины) в скользящей муфте.

Сборку дифференциала проводите в последо­вательности, обратной разборке, предварительно смазав маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 10,0 Н ? м (1,0 кгс ? м). При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

Оправкой 67.7853.9565 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 67.7853.9563 запрессуйте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг штока.

В отверстие под передний подшипник вторичного вала установите маслосборник и оправкой 67.7853.9574 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами (рис. 24). На первичный вал напрессуйте внутреннее кольцо переднего подшипника. Наружные кольца подшипников дифференциала запрессовывайте оправкой 67.7853.9575.

Рис.24. Запрессовка подшипника вторичного вала: 1 - оправка 67.7853.9574

Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора передач.

Запрессуйте сальники полуосей, при этом обра­тите внимание, что для правой полуоси, т.е. в картере сцепления сальник должен быть с правой насечкой, а в картере коробки передач для левой полуоси – сальник с левой насечкой и направление стрелок на корпусах сальников должно совпадать с направлением вращения привода колес при переднем ходе автомобиля. Запрессуйте сальник первичного вала в картер сцепления, выдержав размер (4,2 ± 0,2) мм (см. рис. 16) так, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.

Установите в картер дифференциал. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления технологической оп­равкой или заглушкой, применяемой при транспортировке коробки передач.

Напрессуйте на первичный и вторичный валы сцепления одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями. После чего установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках (рис. 25).

Рис.25. Установка штоков и вилок переключения передач

Установите в гнездо картера магнит.

Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала, как указано ниже (см. "Подбор регу­лировочного кольца подшипников дифференциала").

Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой 67.7853.9575 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала.

Установите на место привод спидометра.

Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления нанесите по периметру герметик ТБ-1215 или КЛТ-75ТМ непрерывным валиком диаметром 2 мм.

Установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его болтом и гайками. Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца. Установите упорную пластину и ударной дрель-отверткой заверните винты, заменив при этом разрезные шайбы на новые. На первичный вал установите ведущую шестерню V передачи, на вторичный вал - шайбу, втулку, шестерню ведомую V передачи, блокирующее кольцо, синхронизатор и вилку V передачи, упорную пластину сухарей синхронизатора. Наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3,5 ? 4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070.

Установите на место фиксаторы штоков и вил­ки заднего хода, заверните пробки фиксаторов. Заверните болт крепления вилки V передачи. На картер коробки передач нанесите герметик ТБ-1215 или КЛТ-75ТМ непрерывным валиком диаметром 2 мм, установите заднюю крышку и закрепите ее гайками.

Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала.

Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным натягом 0,25 мм (для контроля 0,15 ? 0,35 мм). Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца 13 (см. рис. 16), устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

Подбор толщины регулировочного кольца проводите при замене одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала и картеров сцепления или коробки передач.

Определяют толщину регулировочного кольца приспособлением 67.7824.9517 в следующей последовательности:

- запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника 3 вместе с установочным кольцом 4 (рис. 26) в картер коробки передач;

Рис.26. Схема подбора толщины регулировочного кольца подшипников дифференциала: 1 - индикатор; 2 - опорная оправка; 3 - подшипник дифференциала; 4 - установочное кольцо ( имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм); 5 – оправка

- запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;

- установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните не менее трех гаек, равноудаленных друг от друга, крепящих картер коробки к картеру сцепле­ния (момент затяжки 24,5 Н ? м (2,5 кгс ? м)). После чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2-3 оборота;

- установите опорную оправку 2 на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор 1 с удлинителем. Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;

- перемещайте снизу дифференциал и следите за показанием индикатора;

Предупреждение. При измерении осевого перемещения дифференциала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерений.

По формуле S = А + В + С подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала, где:

S - толщина регулировочного кольца;

А - величина осевого перемещения дифференциала;

В - величина предварительного натяга подшипников дифференциала;

С - толщина установочного кольца (величина постоянная).

Пример. Показание индикатора при перемещении дифференциала равно 1,00 мм. Величина предварительного натяга подшипников дифференциала равна 0,25 мм, толщина установочного кольца – 1,25 мм. S = 1,00 + 0,25 + 1,25 = 2,50 мм.

После определения толщины регулировочного кольца, разъедините картера сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте съемником 67.7801.9526 наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца 4 установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте оправкой 67.7853.9575 на­ружное кольцо подшипника дифференциала и установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.

Проверьте динамометром 02.7812.9501 момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для чего пропустите наконечник динамометра че­рез отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он дол­жен быть: для новых подшипников 147-343 Н ? см (15-35 кгс ? см), для приработанных подшипников как минимум 30 Н ? см (3 кгс ? см).

Содержание отчета:

цель, задачи и порядок выполнения работы;

измеренные значения параметров, контролируемых при разборке коробок передач автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2110;

заключение о соответствии измеренных значений параметров требованиям нормативно-технической документации.

Список использованных источников:

1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. – М.: Наука, 2001. – 535 с.

2. Емельянов Б.Я., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Автомобили ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065, 2103, 21033, 21035. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. – М.: Колесо, 2000.- 240 с.

3. Волгин С.Н., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.- М.: Ливр, 1998.- 175 с.

<В начало>

<Содержание>