Лабораторная работа

"Определение технического состояния стартера"

1. Цель работы:

оценка технического состояния стартера автомобилей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 марки 29.3708.

2. Задачи работы:

изучить конструкцию стартера 29.3708;

провести проверку стартера на стенде;

провести разборку стартера;

дать оценку технического состояния стартера;

провести сборку стартера.

3. Оснащение рабочего места:

стартер 29.3708; стенд для определения исправности стартера; аккумуляторная батарея; вольтметр; мегомметр; динамометр.

Все работы по разборке, сборке и определению технического состояния стартера 29.3708 автомобиля ВАЗ-2109 выполняются в строгом соответствии с Руководством по ремонту /3/.

4. Содержание и порядок выполнения работы

4.1. Конструкция стартера

Стартер типа 29.3708 - это электродвигатель постоянное тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

Техническая характеристика

Номинальная мощность, кВт…………………………..………………………………..1,3

Потребляемая сила тока при максимальной

мощности, не более, А…………………………………………………………………….260

Потребляемая сила тока в заторможенном

со­стоянии, не более, А…………………………………………………………………….500

Потребляемая сила тока на холостом ходу,

без реле, не более, А………………………………………………………………………..60

В корпусе 16 (рис. 1) закреплены четыре полюса 17 с обмотками возбуждения. Корпус вместе с крышками 6 и 14 стянуты двумя болтами. Якорь имеет торцовый коллектор. Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 14, а передний конец – во втулке, запрессованной в картере сцепления. 

Рис. 1. Стартер 29.3708: 1 – ограничительное кольцо; 2 – шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 – кол­лектор; 13 – щетка; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс статора; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо 

 

4.2. Проверка стартера на стенде

Электрическая схема соединений для провер­ки стартера на стенде показана на рис. 2. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.

Рис. 2. Схема соединений для проверки стартера на стенде: 1 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 – стартер; 3 – реостат на 800 А; 4 – амперметр с шунтом 1000 А; 5 – выключатель; 6 – аккумуля­торная батарея

4.2.1. Проверка работоспособности

Замыкая выключатель 5 (рис. 2), при на­пряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 1,96-2,35; 5,39-6,47 и 8,82-10,59 Н·м (0,2-0,24; 0,55-0,66 и 0,9-1,08 кгс·м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.

Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.

4.2.2. Испытание в режиме полного торможения

Затормозите зубчатый венец стенда, включи­те стартер, и замерьте ток, напряжение и тормоз­ной момент, которые должны быть соответственно не более 500 А, не более 7 В и не менее 13,72 Н·м (1,4 кгс×м). Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.

Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу.

Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

При полном торможении якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.

Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.

4.2.3. Испытания в режиме холостого хода

Выведите зубчатый венец стенда из зацепле­ния с шестерней стартера. Включите стартер и за­мерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответст­венно не более 60 А и 4200-5500 мин-1 при напря­жении на клеммах стартера 11,5-12 В.

Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.

4.2.4. Проверка тягового реле

Установите между ограничительным кольцом 1 (см. рис. 1) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20 ± 5) оС. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.

4.2.5. Реле включения стартера

Напряжение включения реле должно быть не более 8 В при температуре (23 ± 5) оС. Сопротивление обмотки реле при 20 оС составляет (85 ± 8,5) Ом.

 

4.3. Разборка стартера

Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 8 (рис.3) и отсоедините от него вывод обмотки статора. Отверните винты крепле­ния тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь 7 реле от рычага 6 привода. Выньте резино­вую заглушку с шайбой из передней крышки.

Отверните винты и снимите защитный кожух 11. Снимите стопорную шайбу 10, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 16 с задней крышкой 9 от передней крышки 5 с якорем 17.

Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снимите пружины 14 и щетки 15.

Рис. 3. Детали стартера: 1 – стопорное кольцо; 2 – ограничительное кольцо; 3 – привод с обгонной муфтой; 4 – ось рычага; 5 – передняя крышка; 6 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 8 – тяговое реле; 9 – задняя крышка; 10 – стопорная шайба; 11 – защитный кожух; 12 – стяжной болт; 13 – регулировочная шайба; 14 – пружина щетки; 15 – щетка; 16 – корпус; 17 – якорь

Снимите стопорное 1 и ограничительное 2 кольца и отсоедините якорь от привода 3.

Расшплинтуйте и выньте ось 4 рычага из передней крышки. Отсоедините рычаг 6 от привода и выньте привод 3 из передней крышки. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Для разборки тягового реле отверните винты крепления его крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.

 

4.4. Проверка технического состояния деталей

Якорь. Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки якоря на массу.

Напряжение через лампу подводится к пластинам коллектора и к сердечнику якоря. Горение лампы указывает на замыкание обмотки или пластин коллектора с массой. При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, замените.

Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора.

Осмотрите рабочую поверхность коллектора. Если она загрязнена или пригорела, то зачистите ее мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Проверьте биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,08 мм – замените якорь.

Проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.

Привод. Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться на валу якоря. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря в направлении вращения якоря под действием момента не более 0,27 Н·м (2,8 кгс·см). В обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если на заходной части зубьев шестерни имеются забоины, то подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым.

Статор. Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки статора на массу. Напряжение через лампу подводится к общему выводу обмотки и к корпусу стартера. Если лампа горит или мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также, если обмотки имеют следы перегрева (почернение изоляции), замените корпус с обмотками.

Крышки. Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они имеются, замените крышки новыми. Проверьте состояние втулок задней крышки и картера сцепления. Если они изношены, то замените заднюю крышку и картер сцепления.

Проверьте надежность крепления щеткодержателей на задней крышке. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм замените новыми.

Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять (10 ± 1) Н [(1 ±0,1) кгс] и, при необходимости замените пружины новыми.

Тяговое реле. Проверьте легкость перемеще­ния якоря реле. Проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты реле контактной пластиной. Если контактные болты не замыкаются, то разберите реле и зачистите контактные болты мелкозернистой шкуркой или плоским бархатным напильников. При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть болты на 180°.

 

4.5. Сборка стартера

Перед сборкой смажьте моторным маслом "винтовые шлицы" вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смажьте консистентной смазкой Литол-24.

Сборка стартера выполняется в порядке обратном разборке. Подбором регулировочной шай­бы 13 (см. рис. 3), обеспечьте осевой свободный ход якоря не более 0,5 мм. На стяжной болт, проходящий около выводов обмотки статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку.

После сборки проверьте стартер на стенде.

5. Содержание отчета:

краткое описание конструкции и техническая характеристика стартера 29.3708;

методика и результаты проверки стартера на стенде;

технологический процесс разборки стартера;

методика и результаты проверки деталей стартера после разборки.

6. Список использованных источников:

1. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 2000.- 320 с.

2. Чижков Ю.П., Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей: Учебник для вузов.- М.: За рулем, 1999.- 384 с.

3. Емельянов Б.Я., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Автомобили ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099. Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание.- М.: Колесо, 2001.- 240 с.

4. Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей.- М.: Транспорт, 1987.- 159 с.

5. Тимофеев Ю.Л., Ильин Н.М., Тимофеев Г.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей.- М.: Транспорт, 1994.- 301 с.

<В начало>

<Содержание>