Лабораторная работа

"Определение технического состояния аккумуляторной батареи"

1. Цель работы:

оценка технического состояния аккумуляторной батареи СТ–55А.

2. Задачи работы:

изучить порядок приведения сухозаряженной батареи в рабочее состояние

провести оценку технического состояния аккумуляторной батареи;

провести зарядку аккумуляторной батареи.

3. Оснащение рабочего места:

аккумуляторная батарея СТ-55А; зарядно-разрядное устройство; аккумуляторный ареометр; термометр; нагрузочная вилка; емкость с электролитом; вольтметр.

4. Содержание и порядок выполнения работы

4.1. Техническая характеристика

Тип батареи…………………………СТ-55А, необслу­живаемая по нормам DIN
Номинальное напряжение, В……………………………………………………………12

Номинальная емкость при 20-часовом режиме
разряда и температуре электролита
(27 ± 2) °С в начале разряда, А
·ч ……………………………………………………55

Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А ………………2,75
Разрядная сила тока при стартерном режиме
и температуре электролита -18°С, А ………………………………………………255

4.2. Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние

На автомобилях, выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи готовые к дей­ствию, т. е. залитые электролитом и заряженные.

В торговую сеть также поступают батареи без электролита в сухозаряженном исполнении. Что­бы привести такую батарею в рабочее состояние, необходимо удалить имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем не­большой струей, через воронку (стеклянную или из кислотоустойчивой пластмассы) залить в бата­рею электролит плотностью (приведенной к 25°С) 1,28 г/см3 для районов с умеренным климатом и 1,23 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10)°С.

Выдержите батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверьте напряжение батареи без нагрузки.

Если напряжение батареи не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В, батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем. При напряжении меньшем или равном 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.

В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно пони­зится. Поэтому, прежде чем устанавливать бата­рею на автомобиль, необходимо довести уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если:

первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную по­году, с частыми пусками двигателя и т. д.;

батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.

4.3. Проверка уровня электролита

Уровень электролита контролируется стеклянной трубкой, которую опускают вертикально в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Затем верхний конец трубки зажимают пальцем и вынимают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным считается уровень 10-15 мм.

При эксплуатации батареи уровень электро­лита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.

Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.

4.4. Проверка степени разряженности батареи

При отказе батареи в эксплуатации, а также при ее обслуживании необходимо проверять разряженность аккумуляторной батареи измерителем плотности электролита (аккумуляторным ареометром). Одновременно необходимо заме­рять и температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в табл. 1. При температуре электролита выше 30°С, величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. Если температура электролита ниже 20°С, то величина поправки соответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20-30°С поправка на температуру не вводится.

Таблица 1

Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита

Температура электролита,°С Поправка, г/см3

от -40 до –26

от -25 до -11

от -10 до +4

от +5 до +19

от +20 до +30

от +31 до +45

-0.04

-0,03

-0,02

-0,01

0,00

+0,01

 

Более точно плотность, приведенную к температуре +25°С можно рассчитать по формуле:

, (1)

где - измеренная плотность электролита;

- температура электролита.

После определения плотности электролита в каждом аккумуляторе определяется его ЭДС по формуле:

. (2)

Далее устанавливается степень разряженности каждого аккумулятора батареи по формуле:

, (3)

где - плотность полностью заряженного аккумулятора.

Чтобы не получить неправильных результатов, не замеряйте плотность электролита:

если его уровень не соответствует норме;

если электролит слишком горячий или холодный; оптимальная температура при измерении плотности 15-27 °С;

после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается; если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;

после нескольких включений стартера. Надо подождать, чтобы установилась равномерная плотность электролита в элементе батареи;

при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.

4.5. Зарядка аккумуляторной батареи

Снятую с автомобиля батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита и при необходимости доведите его до нормы.

Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи должна соответствовать данным табл. 2 для каждого климатического района.

Таблица 2

Плотность электролита, рекомендуемая для различных климатических районов

Климатическая зона, среднемесячная температура воздуха в январе, °С

Время года

Плотность электролита, приведенная к температуре 25°С, г/см3

Заливаемого Заряженной батареи

Холодный:

очень холодный от –50 до –30

 

холодный от –30 до –15

Умеренный:

умеренный от –15 до –8

жаркий сухой от –15 до +4

теплый влажный от 0 до +4

 

Зима

Лето

Круглый год

 

Круглый год

Круглый год

 

Круглый год

 

1,28

1,24

1,26

 

1,24

 

1,22

 

1,20

 

1,30

1,26

1,28

 

1,26

 

1,24

 

1,22

При зарядке батареи необходимо периодичес­ки проверять температуру электролита и не допу­скать ее повышения свыше 40°С. Если температура достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27°С.

Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (производимых через 1 ч) будут оставаться постоянными.

Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанной, то откорректируйте ее. При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированной воды. Если плотность электролита ниже нормы, то отобрав его из аккумулятора, долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).

После корректировки плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте его уровень во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то долейте электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району (см. табл. 2). Если уровень электролита выше нормы - отберите его избыток резиновой грушей.

5. Содержание отчета:

привести порядок приведения сухозаряженной батареи в рабочее состояние;

привести порядок зарядки аккумуляторной батареи;

по результатам замеров заполнить таблицу 3.

Таблица 3

Параметры аккумуляторной батареи

№№

Наименование

показателей

Номера аккумуляторов

1 2 3 4 5 6
1.
Измеренная плотность электролита, ,г/см3
           
2.
Плотность, приведенная к температуре +25°С, , г/см3
           
3.
ЭДС, измеренная вольтметром, В
           
4.
ЭДС, рассчитанная по формуле (2), В
           
5.
Степень разряженности, %
           

6. Список использованных источников:

1. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 2000.- 320 с.

2. Чижков Ю.П., Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей: Учебник для вузов.- М.: За рулем, 1999.- 384 с.

3. Емельянов Б.Я., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Автомобили ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099. Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание.- М.: Колесо, 2001.- 240 с.

4. Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей.- М.: Транспорт, 1987.- 159 с.

5. Тимофеев Ю.Л., Ильин Н.М., Тимофеев Г.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей.- М.: Транспорт, 1994.- 301 с.

<В начало>

<Содержание>