Определение качества эксплуатационных автомобильных жидкостей
Цель работы: определение качественных показателей охлаждающих и
тормозных жидкостей.
8.1. Определение качества охлаждающих жидкостей (антифризов)
Общие сведения. К охлаждающим жидкостям, предназначенным для
поддержания определенного теплового режима автомобильного двигателя,
предъявляют следующие требования: они должны иметь высокую теплоемкость и
теплопроводность, низкую температуру кристаллизации, высокую температуру
кипения; легко прокачиваться в диапазоне температур двигателя, не
воспламеняться, не вспениваться, не действовать на материалы системы
охлаждения.
Для летних условий этим требованиям отвечает вода, недостатком которой
является склонность к накипи и шлакообразованию. В зимнее время года вода
неприменима, т.к. замерзает при 0°С, увеличиваясь в объеме на 10%, что может
привести к разрушению радиатора и головки блока цилиндров.
Поэтому в зимнее время применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости
(антифризы). Более других предъявляемым требованиям соответствуют
этиленгликолевые смеси. Это водные растворы двухатомного спирта этиленгликоля
СН2ОНСН2ОН с температурой кипения до 197°С и температурой замерзания -11,5°С.
При смешивании этиленгликоля с водой можно получить температуру замерзания от
0 до -75°С. При смешивании 33,3% воды и 66,7% этиленгликоля температура
застывания полученной смеси составляет -75°С. При всяких других соотношениях
температура замерзания будет выше.
Наибольшее распространение получили антифризы марок 40 и 65 с
антикоррозионной присадкой и добавками декстрина (углеводород типа крахмала),
двузамещенного фосфорнокислого натрия (Na2HPO4) и молибденокисного натрия.
Антифриз с повышенными антикоррозионными свойствами и сроком службы получил
название тосол. В современных автомобилях применяют ан-тифриз Тосол А-40,
Тосол А-40М с температурой замерзания -40°С, а в усло-виях зимней
эксплуатации и в районах севера - Тосол А-65 с температурой замерзания -65°С.
Срок службы Тосола А-40 составляет 2 года или 6000 км пробега. Выпускают
охлаждающую жидкость «Лена», которая по свойствам близка к Тосолу А-40М, но
меньше корродирует чугунные и алюминиевые детали. Основной недостаток
этиленгликолевых жидкостей - токсичность. При попадании антифриза в организм
человека наблюдаются тяжелые отрав-ления, смертельная доза этиленгликоля
составляет 20 г.
Основные характеристики охлаждающей жидкости приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Незамерзающие охлаждающие жидкости
Показатель |
Антифриз
|
Тосол
|
"Лена"
|
Концентрат
|
Марки 40
|
Марки 65
|
Концентрат
АМ
|
А-40м
|
А-65м
|
Концентрант
|
"Лена"-40
|
"Лена"-65
|
Внешний вид |
Слабо-мутная
|
Бесцветная или желтовая жидкость
|
Желтовая жидкость
|
оранжевая жидкость
|
Голубая жидкость
|
Красная жидкость
|
Желтовато-зеленого цвета
|
Без механических примесей
|
Плотность,кг/м3 при
20(градусах С) |
1100-1116 |
1067-1082 |
1085-1090 |
1120-1140 |
1078-1085 |
1085-1095 |
1120-1150 |
1075-1085 |
1085-1095 |
Температура
замерзания,(градусах С), не выше |
-11,5
|
-40
|
-65
|
-11,5
|
-40
|
-65
|
-35
|
-40
|
-65
|
Температура кипения(градусах
С) |
197,4
|
100
|
100
|
170
|
108
|
115
|
160
|
100
|
100
|
Содержание этиленгликоля
масс %, не менее |
94
|
52
|
64
|
96
|
58-66
|
60-64
|
-
|
-
|
-
|
Определение марки охлаждающей жидкости по плотности. Состав и марку антифриза
определяют по плотности, измеряемой гидрометром. Гид-рометр - это ареометр с
двойной шкалой, показывающей содержание эти-ленгликоля в процентах и
температуру замерзания антифриза в градусах Цельсия.
Таблица 8.2
Поправки к показаниям гидрометра
Температура испытуемого антифриза,(градусах С)
|
Содержание этиленгликоля, % по объему
|
+30
|
17
|
22
|
27
|
32
|
36
|
41
|
46
|
50
|
55
|
+20
|
20
|
25
|
30
|
25
|
40
|
45
|
50
|
55
|
60
|
+15
|
21
|
26
|
32
|
37
|
42
|
47
|
52
|
57
|
63
|
+10
|
22
|
27
|
33
|
38
|
44
|
49
|
54
|
59
|
65
|
0
|
24
|
29
|
29
|
35
|
40
|
47
|
52
|
63
|
69
|
-10
|
26
|
31
|
37
|
43
|
50
|
56
|
62
|
67
|
73
|
Гидрометр
опускают в цилиндр с антифризом. После того, как гидрометр принимает
температуру антифриза, снимают показаний.
По верхней границе мениска отсчитывают по шкале значение состава и
температуру застывания образца. По внутреннему термометру измеряют
температуру антифриза, которая должна составлять 20°С.
Если опыт проводили при другой температуре, то в показания гидрометра вводят
поправку (по табл.8.2): в первой графе таблицы находят температуру опыта, по
горизонтальной строке находят показания гидрометра, затем в том же столбце,
но в строке, соответствующей 20°С, находят истинное содержание этиленгликоля
в антифризе.
Если в табл.8.2 нет необходимых значений температур испытуемого антифриза, то
для получения результата используют метод интерполяции. Точнее состав
антифриза определяют с помощью графиков, представленных на рис.8.1.
Для этого пересчитывают значения плотности
P20=P(t)+Y(t-20)
где y=0,000525 - температурный коэффициент, г/см3град.; \
t°С - температура исследуемого антифриза;
P(t) - плотность антифриза при температуре t, г/см3.
На оси ординат (рис.8.1) откладывают значение плотности антифриза и
проводят горизонтальную линию до пересечения с кривой 1. От полученной точки
опускают перпендикуляр на ось абсцисс и получают значение состава антифриза.
Продолжив перпендикуляр до пересечения с кривой 2 и проведя от точки
пересечения горизонтальную линию влево до оси ординат, получаем значение
температуры замерзания этиленгликолевой смеси.
По результатам измерения плотности и состава охлаждающей жидкости сделать
заключение о качестве испытанного образца антифриза и его соответствие
требованиям стандарта (табл.8.1).
8.2. Определение качества тормозной жидкости
Общие сведения. В тормозных системах с гидравлическим приводом рабочее
давление достигает 10 МПа и более, а тормозная жидкость нагревается от
колодок более, чем на 150°С. Поэтому тормозные жидкости должны обладать
хорошими вязко-температурными характеристиками, высокой физической и
химической стабильностью, быть инертными по отношению к металлам и материалам
уплотнения.
Тормозные жидкости готовят на основе растительных масел (чаще всего
касторового) или гликолей (двухатомных спиртов). Жидкости„ изготовленные на
разных основах, нельзя смешивать и доливать в тормозную систему.
В современных автомобилях используют несколько марок тормозных жидкостей.
На основе касторового масла изготовлены тормозные жидкости БСК(ТУ
6-10-1533-75) в смеси с бутиловым спиртом и красителями красного цвета, АСК -
с изопентиловым спиртом, ЭСК - с этиловым спиртом. Эти жидкости применяют в
тормозных системах легковых (кроме ВАЗ) и грузовых автомобилей в зонах
умеренного климата, т.к. при температуре ниже -17°С касторовое масло
кристаллизируется и переходит в твердое состояние.
На гликолевой основе с комплексом присадок (вязкостных, противоизносных,
ингибиторов коррозии) и красителей изготовлены тормозные жидкости ГТЖ-22М (ТУ
6-01-787-75) и «Нева» (ТУ 6-01-1163-78) соответственно зеленого и желтого
цвета. Жидкости имеют хорошие вязкостно-температурные свойства, работают в
интервале температур от +50 до -50°С. «Нева» рекомендуется для легковых и
грузовых автомобилей (кроме ГАЗ-24), ГТЖ-22М только для грузовых автомобилей.
Гликоли хорошо растворяют воду, поэтому при поглощении воды расслаивание этих
жидкостей не происходит, с другой стороны, это может понизить температуру
кипения тормозной жидкости с 180-200°С до 120-140°С, что снижает безопасность
движения автомобиля. Надо помнить, что жидкости, содержащие гликоли, ядовиты
и при попадании на кожу вызывают раздражение.
Жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276-82) представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола)
и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозийной присадок.
Основные преимущества: меньшая гигроскопичность, незначительное снижение
температуры кипения при обводнении, улучшенные противоизностные и
антикоррозионные свойства. Обеспечивают надежную работу приводов тормозов
грузовых и легковых автомобилей.
Жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-564-84) разработана на основе борсодержащих
полиэфиров, антиокислительных и антикоррозионных присадок. Имеет хорошие
эксплуатационные свойства: температура кипения 260°С и температуру кипения
«увлажненной жидкости» - 165°С. Может быть использована в тормозных системах
всех типов отечественных и большинства зарубежных автомобилей. По
международной классификации является аналогом жидкости 116 типа ДО-ТЗ,
работает при температуре от +50 до -50°С.
Тормозная жидкость «Роса» совместима с жидкостями «Томь» и «Нева».
Характеристика основных марок тормозных жидкостей представлена в таблице 8.3.
Определение марки жидкости по цвету и запаху. Запах образцов определяют с
учетом того, что жидкости на основе касторового масла имеют запах спирта (БСК
- бутилового, ЭСК - этилового); жидкости на гликолевой основе (ГТЖ-22М,
«Нева») специфическим запахом не обладают. Цвет тормозных жидкостей указан в
табл.8.3.
Проверка тормозных жидкостей на смешивание. Тормозные жидкости на одной
основе смешиваются, а на разной - расслаиваются.
Для испытания в одну пробирку наливают жидкость на касторовой основе (напр.,
БСК), а в другую - жидкость на гликолиевой основе (ГТЖ-22М, «Нева»). Жидкости
смешивать в одной из пробирок, взболтать и дать отстояться.
Таблица 8.3
Характеристика основных марок тормозных жидкостей\
Показатель |
БСК
|
«Нева»
|
«Томь»
|
«Роса»
|
ГТЖ
|
Внешний вид |
От красного до оранжевого цв.
|
От светло-желтого до светло-коричн. цв.
|
От светло-желтого до темно-желтого цв.
|
От светло-желтого до светло-коричн. цв.
|
От желто-зеленого до сине-зеленого цв.
|
Вязкость кинем. мм2/с при
t0С +500С не менее +1000С не менее |
9,0
5,5
|
5,0
2,0
|
5,0
2,0
|
5,0
2,0
|
7,9
1,9
|
Температура кипения свежей
жидкости 0С,не ниже |
115
|
200
|
205
|
260
|
190
|
Температура застывания, 0С
(потеря подвижности) |
-20
|
-60
не теряют
|
-60
не теряют
|
-60
|
-60
|
Не теряют подвижность
|
Соответствие международным
стандартам |
Не соответствует
|
Не соответствует
|
116 типа DOT-3
|
116 типа DOT-4
|
Не соответствует
|
Взять жидкости, изготовленные на одной основе, например, «Нева» и «Томь» или
БСК и ЭСК; смешать, взболтать и дать отстояться. Сравнить результаты двух
опытов. В каком случае жидкости смешиваются, а в каком расслаиваются?
Проверка образцов тормозной жидкости на растворимость в воде и бензине.
Смешивание с водой. При добавлении воды в жидкости на
касторовой основе (БСК, ЭСК) происходит расслаивание.
Гликолиевые жидкости (ГТЖ-22М, «Нева», «Томь») полностью смешиваются с водой
в любой пропорции.
Смешивание с бензином. Касторовые жидкости образуют с бензином
однородную смесь.
При добавлении бензина к гликолевым жидкостям они не смешиваются, и
получаются два разных слоя.
Результаты испытаний: по запаху и цвету, пользуясь табл. 8.3,
ориентировочно определить принадлежность жидкости к марке.
По результатам испытаний на смешивание тормозных жидкостей между собой, на
растворимость в воде и бензине, сделать заключение о соответствии испытуемых
образцов стандартным маркам тормозных жидкостей.
Контрольные вопросы
Требования, предъявляемые к эксплуатационным свойствам тормозных
жидкостей.
Характеристика тормозных жидкостей, изготовленных на основе касторового
масла.
Характеристика тормозных жидкостей, изготовленных на гликолевой основе. Как
можно проверить совместимость тормозных жидкостей.
Допустимо ли смешивать тормозные жидкости с топливом, маслом, водой.
Особенности тормозной жидкости «Роса».
Требования, предъявляемые к эксплуатационным свойствам охлаждающей жидкости.
Каковы свойства низкозамерзающей жидкости?
Каковы особенности низкозамерзающей жидкости - антифризов?
Какие выпускаются марки низкозамерзающей жидкости?
Как определить марку низкозамерзающей жидкости по плотности?
Список использованной литературы
1.Ананьев С.И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости: Учеб.
пособие. -Волгодонск, 1997. -149с.
2.Саванчук Р.В. Лабораторный практикум. - Шахты: Изд-во ДГАС, 1997.-54С.
Составитель: Дьяченко Геннадий Николаевич