ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ

5.1. Главная передача (продолжение)

     Одинарная главная передача (рис. 24, а) состоит из одной пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями. В такой передаче крутящий момент передается от карданной передачи на ведущую коническую шестерню 1, а от нее — на ведомое колесо 2, которое через специальный механизм (дифференциал) и полуоси передает вращение на ведущие колеса автомобиля.

Рис.24. Схемы главных передач

Рис.24. Схемы главных передач

     Оси зубчатых колес одинарных передач могут пересекаться или быть смещенными (рис. 24, б); в последнем случае одинарная передача называется гипоидной. В такой главной передаче зубья шестерни 1 и колесо 2 имеют специальную форму и наклон спирали, позволяющие опустить ось конической шестерни на расстояние С, равное 30÷42 мм.
     При применении главной передачи с гипоидным зацеплением зубчатых колес карданную передачу и пол кузова можно разместить ниже, уменьшив тем самым высоту центра тяжести автомобиля, что улучшает его устойчивость. Кроме того, в гипоидной передаче одновременно в зацеплении находится большее число зубьев, чем в обычной конической передаче, в результате чего зубчатые колеса работают более надежно, плавно и бесшумно. Однако при гипоидном зацеплении происходит продольное проскальзывание зубьев, сопровождающееся выделением теплоты, в результате чего происходит разжижение и выдавливание масла с поверхности сопряженных зубьев, приводящее к их повышенному изнашиванию. Поэтому для гипоидных передач применяют специальные трансмиссионные масла с противоизносной присадкой.
     Одинарные главные передачи со спиральными зубьями применяют на автомобилях семейства ЗАЗ и УАЗ, а гипоидные — на автомобилях ЗИЛ-133, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2106 «Жигули» и др.
     Главная передача автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич» (рис. 25) гипоидная, размещена в картере заднего моста. Ведущая шестерня 5 изготовлена за одно целое с ведущим валом 4, вращающимся на двух роликовых конических подшипниках 1, между которыми установлена распорная втулка 3. Ведомая шестерня 6 болтами закреплена на коробке дифференциала. На шлицах ведущего вала 4 установлен и закреплен гайкой фланец, к которому болтами крепится фланец шарнира карданного вала. Выход масла из картера главной передачи со стороны ведущего вала не допускает сальник 2.

Рис.25. Главная передача автомобилей ВАЗ-2105:

Рис.25. Главная передача автомобилей ВАЗ-2105:1 - подшипники; 2 - сальник; 3 - распорная втулка; 4 - ведущий вал;
5 - ведущая шестерня; 6 - ведомая шестерня; 7 - картер заднего моста

     На автомобиле ВАЗ-2108 главная передача размещена в одном картере с коробкой передач и состоит из пары цилиндрических шестерен 22 (см. рис. 16) с косыми зубьями. Ведущая шестерня сделана за одно целое с ведомым валом 21 коробки передач, а ведомая шестерня прикреплена болтами к крышке коробки дифференциала 24. Так как главная передача размещена в одном картере с коробкой передач и имеет цилиндрическую пару шестерен, то для нее используется та же смазка, что и для коробки передач.
     Двойные главные передачи конструктивно могут выполняться в одном картере — центральные (рис. 24, в) или каждая пара зубчатых колес располагается отдельно — разнесенные (рис. 24, г). В последнем случае главная передача состоит из двух отдельных механизмов: одинарной конической зубчатой передачи, устанавливаемой в заднем мосту, и цилиндрических зубчатых передач — колесных редукторов.
     Двойная центральная передача (см. рис. 24, в) состоит из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Цилиндрические шестерни 5 и 6 имеют прямые или косые зубья, а конические 3 и 4 — спиральные. Крутящий момент передается от ведущей конической шестерни 3 к ведомой 4, установленной на одном валу с цилиндрической шестерней 6, которая передает крутящий момент на цилиндрическую шестерню 5. Двойная главная передача по сравнению с одинарной обладает более высокой механической прочностью и позволяет увеличить передаточное число при достаточно большом дорожном просвете под балкой (картером) ведущего моста, что повышает проходимость автомобиля.
     Двойные главные передачи применяют на автомобилях большой грузоподъемности и автобусах, на некоторых из них (автомобили МАЗ-5335, автобусы ЛиАЗ-677М) устанавливают разнесенную главную передачу.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ