ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ
5.1. Главная передача (продолжение)
Одинарная главная передача (рис. 24, а) состоит из одной пары конических зубчатых колес со
спиральными зубьями. В такой передаче крутящий момент передается от карданной передачи на ведущую коническую шестерню 1, а от нее — на ведомое колесо 2, которое
через специальный механизм (дифференциал) и полуоси передает вращение на ведущие колеса автомобиля.
Рис.24. Схемы главных передач
Оси зубчатых колес одинарных передач могут пересекаться или быть смещенными (рис. 24, б); в последнем
случае одинарная передача называется гипоидной. В такой главной передаче зубья шестерни 1 и колесо 2 имеют специальную форму и наклон спирали, позволяющие опустить
ось конической шестерни на расстояние С, равное 30÷42 мм.
При применении главной передачи с гипоидным зацеплением зубчатых колес карданную передачу и пол кузова можно разместить ниже, уменьшив тем
самым высоту центра тяжести автомобиля, что улучшает его устойчивость. Кроме того, в гипоидной передаче одновременно в зацеплении находится большее число зубьев, чем в
обычной конической передаче, в результате чего зубчатые колеса работают более надежно, плавно и бесшумно. Однако при гипоидном зацеплении происходит продольное
проскальзывание зубьев, сопровождающееся выделением теплоты, в результате чего происходит разжижение и выдавливание масла с поверхности сопряженных зубьев, приводящее к их
повышенному изнашиванию. Поэтому для гипоидных передач применяют специальные трансмиссионные масла с противоизносной присадкой.
Одинарные главные передачи со спиральными зубьями применяют на автомобилях семейства ЗАЗ и УАЗ, а гипоидные — на автомобилях ЗИЛ-133, ГАЗ-53-12,
ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2106 «Жигули» и др.
Главная передача автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич» (рис. 25) гипоидная, размещена в картере заднего моста. Ведущая шестерня 5 изготовлена за
одно целое с ведущим валом 4, вращающимся на двух роликовых конических подшипниках 1, между которыми установлена распорная втулка 3. Ведомая шестерня 6 болтами закреплена на
коробке дифференциала. На шлицах ведущего вала 4 установлен и закреплен гайкой фланец, к которому болтами крепится фланец шарнира карданного вала. Выход масла из картера
главной передачи со стороны ведущего вала не допускает сальник 2.
Рис.25. Главная передача автомобилей ВАЗ-2105:1 - подшипники; 2 - сальник; 3 - распорная втулка; 4 - ведущий вал; 5 - ведущая шестерня;
6 - ведомая шестерня; 7 - картер заднего моста
На автомобиле ВАЗ-2108 главная передача размещена в одном картере с коробкой передач и состоит из пары
цилиндрических шестерен 22 (см. рис. 16) с косыми зубьями. Ведущая шестерня сделана за одно целое с ведомым валом 21 коробки передач, а ведомая шестерня прикреплена болтами
к крышке коробки дифференциала 24. Так как главная передача размещена в одном картере с коробкой передач и имеет цилиндрическую пару шестерен, то для нее используется та же
смазка, что и для коробки передач.
Двойные главные передачи конструктивно могут выполняться в одном картере — центральные (рис. 24, в) или каждая пара зубчатых колес
располагается отдельно — разнесенные (рис. 24, г). В последнем случае главная передача состоит из двух отдельных механизмов: одинарной конической зубчатой передачи,
устанавливаемой в заднем мосту, и цилиндрических зубчатых передач — колесных редукторов.
Двойная центральная передача (см. рис. 24, в) состоит из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Цилиндрические шестерни 5 и 6 имеют
прямые или косые зубья, а конические 3 и 4 — спиральные. Крутящий момент передается от ведущей конической шестерни 3 к ведомой 4, установленной на одном валу с
цилиндрической шестерней 6, которая передает крутящий момент на цилиндрическую шестерню 5. Двойная главная передача по сравнению с одинарной обладает более высокой
механической прочностью и позволяет увеличить передаточное число при достаточно большом дорожном просвете под балкой (картером) ведущего моста, что повышает проходимость
автомобиля.
Двойные главные передачи применяют на автомобилях большой грузоподъемности и автобусах, на некоторых из них (автомобили МАЗ-5335, автобусы
ЛиАЗ-677М) устанавливают разнесенную главную передачу.
|