ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и
техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
8. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
8.3. Турбонаддув в дизелях
Для повышения мощности дизеля используют наддув, т. е. подачу заряда воздуха в цилиндр под
давлением.
Для наддува дизель оборудуют турбокомпрессором, использующим энергию отработавших газов. Увеличивая наполнение цилиндров
воздухом, турбокомпрессор повышает эффективность сгорания одновременно увеличенной дозы впрыскиваемого топлива. Это дает возможность повысить эффективную
мощность дизеля на 20 ÷ 30%. Однако наддув увеличивает тепловую и механическую напряженность деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизмов.
Турбокомпрессор дизелей ЯМЗ-238НБ, -240Н, -240П представляет собой объединение газовой турбины, приводимой во вращение
потоком отработавших газов, и центробежного компрессора, обеспечивающего создание избыточного давления воздуха. Оба агрегата имеют один общий роторный
вал, установленный в бронзовых подшипниках. Во время такта впуска дизеля сжатый компрессором воздух нагнетается в его цилиндры под давлением
0,15 ÷ 0,20 МПа.
Турбокомпрессор (рис. 63) состоит из газовой турбины 6 и центробежного компрессора 4. На роторном валу 7 с одной стороны
закреплено рабочее колесо 9 турбины 6, а с другой - рабочее колесо 5 компрессора.
Рис.63. Схема турбокомпрессора
Отработавшие газы, движущиеся по выпускному трубопроводу 2, вращают рабочее колесо 9
турбины с большой частотой (35 ÷ 40 тыс. об/мин), а затем они отводятся по газопроводу 3 в трубу глушителя.
Одновременно с колесом 9 турбины вращается рабочее колесо 5 компрессора, которое через воздухоочиститель засасывает
воздух, сжимает его и под давлением нагнетает через впускной газопровод 1 в цилиндры 8 дизеля.
По степени повышения давления наддув разделяют на низкий с давлением воздуха на впуске до 0,15 МПа, средний - до 0,2 МПа и
высокий - при давлении свыше 0,2 МПа.
|