ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и
техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
7. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
7.3. Карбюратор (продолжение)
Карбюратор автомобиля ВАЗ-2108. Наиболее типичной конструкцией отечественных
карбюраторов являются двухкамерные карбюраторы, установленные на двигателях автомобилей ВАЗ-2108. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру,
систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку. Предусмотрен подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры на выходе эмульсии из системы
холостого хода. На входной горловине крышки карбюратора над первой камерой устанавливается воздушная заслонка с ручным управлением. В карбюраторе две
главные дозирующие системы, переходная система и система холостого хода с электромагнитным запорным клапаном первой камеры, переходная система второй
камеры, эконостат, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство.
Главная дозирующая система (рис. 57) запитывается из поплавковой камеры, в которую топливо поступает через игольчатый
клапан 17. Через главные топливные жиклеры 28 и 38 топливо попадает в эмульсионные колодцы. При достаточном разряжении в распылителях главных дозирующих
систем топливо смешивается в эмульсионных колодцах с воздухом, поступающим через воздушные жиклеры 6 и 13, и в виде эмульсии всасывается в диффузоры
смесительных камер. На режимах дросселирования работает только главная дозирующая система первой камеры, вторая начинает открываться и работать, когда
дроссельная заслонка первой камеры открыта более чем на 2/3.
Рис.57. Схема работы карбюратора:
1, 2, 3 - регулировочный винт, диафрагма и воздушный канал пуск. устройства; 4 - электромагнитный запорный клапан;
5 - топливный жиклер холостого хода (х.х.); 6, 13 - главные воздушные жиклеры; 7- воздушный жиклер х.х.; 8 - воздушная заслонка; 9, 11 - распылители
главной дозирующей системы; 10 - распылитель ускорительного насоса; 12 - распылитель эконостата; 14 - воздушный жиклер переходной системы; 15 - канал
балансировки поплавковой камеры; 16 – поплавковая камера; 17 - игольчатый клапан; 18 - калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 19 - топливный
фильтр карбюратора; 20 - патрубок подачи топлива; 21 - диафрагма экономайзера мощностных режимов; 22-топливный жиклер экономайзера мощностных режимов;
23 - шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 24 - поплавок; 25 - топливный жиклер эконостата с трубкой; 26 - топливный жиклер переходной
системы; 27 - эмульсионная трубка; 28, 38 - главные топливные жиклеры; 29 - выходные отверстия переходной системы; 30, 32 - дроссельные заслонки;
31 - щель переходной системы; 33 - выходное отверстие системы х.х.; 34 - блок подогрева карбюратора; 35 - регулировочный винт качества смеси;
36 - патрубок для отсоса картерных газов; 37 - патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания; 39 - эмульсионная трубка;
40 - шариковый клапан ускорительного насоса; 41 - диафрагма ускорительного насоса; 42 - рычаг привода ускорительного насоса
Система холостого хода обеспечивает необходимый состав горючей смеси на холостом
ходу. При этом дроссельные заслонки 30 и 32 закрыты. Топливо с эмульсионного колодца главной дозирующей системы поднимается по топливному каналу,
проходит топливный жиклер 5, смешивается с воздухом из воздушного жиклера 7 и проточного канала и далее поступает под винт 35 качества (состава) смеси в
задроссельное пространство.
Переходная система первой камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя с холостого хода на режимы дросселирования.
В момент открытия дроссельной заслонки первой камеры щель 31 переходной системы попадает под разряжение: из нее также будет поступать эмульсия,
обеспечивая плавный переход.
При выключении зажигания отключается электромагнитный запорный клапан 4, игла перекрывает топливный жиклер 5 и не
допускает работу двигателя с выключенным зажиганием.
Переходная система второй камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя в момент начала открытия
дроссельной заслонки второй камеры. В этот момент отверстия 29 попадают под разряжение; топливо из поплавковой камеры через жиклер 26 поднимается по
трубке вверх, из воздушного жиклера 14 подмешивается воздух, и эмульсия по эмульсионному каналу поступает через выходные отверстия под дроссельную
заслонку.
Эконостат обогащает горючую смесь при полностью открытых дроссельных заслонках на скоростных режимах, близких к
максимальным. При открытых дроссельных заслонках значительно возрастает разряжение в смесительных камерах и распылителе 12 эконостата. Топливо из
поплавковой камеры поступает через жиклер 25 эконостата и через распылитель всасывается во вторую смесительную камеру.
Экономайзер мощностных режимов предотвращает изменение степени обогащения смеси из-за пульсации разряжения под
дроссельной заслонкой, особенно при уменьшении частоты вращения коленчатого вала, когда возрастает пульсация разряжения. Шариковый клапан 23
экономайзера закрыт, пока диафрагма 21 удерживается разряжением под дроссельной заслонкой. При значительном открытии дроссельной заслонки 32 разряжение
несколько снижается и пружина диафрагмы открывает клапан. Топливо проходит через клапан, жиклер 22 экономайзера, добавляется к топливу, проходящему
через главный топливный жиклер 38, и выравнивает обогащение смеси.
Диафрагменный ускорительный насос - насос диафрагменного типа с приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки
первой камеры. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок нажимает на рычаг 42 и через пружину в толкателе действует на диафрагму 41, преодолевая
сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо через шариковый клапан подачи и впрыскивает его через распылители 10 в первую и вторую
смесительные камеры. При обратном ходе диафрагмы под действием возвратной пружины топливо из поплавковой камеры засасывается через обратный шариковый
клапан 40 в рабочую полость ускорительного насоса.
Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу
(во время торможения автомобиля двигателем, при движении под уклон, при переключении передач), исключая выбросы оксида углерода в атмосферу. На этом
режиме при частоте вращения коленчатого вала более 2100 мин-1 и замкнутом концевом выключателе карбюратора (педаль отпущена) запорный
электромагнитный клапан выключается и подача топлива прерывается. При снижении частоты вращения до 1900 мин-1 блок управления выключает
электромагнитный запорный клапан (хотя концевой выключатель и замкнут), начинается подача топлива и двигатель постепенно выходит на режим холостого
хода.
Cистема снижения токсичности отработавших газов. На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях установлена система
снижения токсичности отработавших газов. Она представляет собой комплекс взаимодействия бесконтактной системы зажигания, системы управления
экономайзером принудительного холостого хода и карбюратора (рис. 58).
Рис.58. Система снижения токсичности отработавших газов:
1— блок управления; 2 — электромагнитный клапан; 3 — карбюратор; 4 — воздушная заслонка; 5 — пусковое устройство;
6—тепловой экран; 7 — впускная труба; 8 — теплоизоляционная проставка; 9 — рычаг привода дроссельных заслонок; 10 — винт качества смеси;
11 — подогрев системы холостого хода; 12 — упорный винт дроссельной заслонки; 13 — выключатель зажигания; 14 — электронный коммутатор;
15 — аккумуляторная батарея; 16 — катушка зажигания; 17 — датчик-распределитель; 18 — высоковольтные провода
При включении зажигания выключателем 13 перед пуском двигателя, когда дроссельная заслонка
первичной камеры карбюратора закрыта, упорный винт 12, контактируя с рычагом 9 привода дроссельных заслонок, замыкает цепь между клеммой № 5
электронного блока управления 1 и корпусом автомобиля. При этом напряжение подается на электромагнитный клапан 2 экономайзера принудительного холостого
хода, и он открывает топливный жиклер системы холостого хода.
При пуске и работе двигателя на режиме холостого хода электромагнитный клапан 2 получает питание от блока управления 1.
С частотой вращения коленчатого вала 1900 мин -1 блок 1 отключается от управления электромагнитным клапаном, но питание на электромагнитный
клапан продолжает поступать, так как клемма № 5 блока управления не шунтируется на корпус автомобиля.
См. далее
|