ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и
техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие
4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
4.4. Детали клапанного механизма
В газораспределительном механизме с верхним расположением клапанов и нижним расположением
распределительного вала клапаны имеют привод через передаточные детали (толкатели, штанги и коромысла).
Толкатели. Они предназначены для передачи усилия от распределительного вала через штанги к коромыслам. Изготовляют их из
стали или чугуна. Толкатели выполняют цилиндрическими и рычажно-роликовыми (рис. 37). В дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяют рычажно-роликовые толкатели
качающегося типа (рис. 37,а), установленные на оси 1 над распределительным валом. Ролик 2 толкателя 3 опирается на кулачок распределительного вала.
Ось ролика вращается на игольчатых подшипниках, поэтому при перекатывании ролика по кулачку трение скольжения заменяется трением качения. Сверху на
толкатель опирается штанга 4.
Рис.37. Детали привода клапанов дизелей: а – ЯМЗ; б - КамАЗ
В двигателях ЗИЛ-130, ЗМЗ-53-11 и КамАЗ-740 применяют цилиндрические толкатели 7
(рис. 37,6), установленные в специальных отверстиях - направляющих. У дизеля КамАЗ-740 направляющие съемные. Внутренняя полость толкателя имеет
сферическую поверхность 10 под штангу и отверстие 9 для слива масла. Для повышения работоспособности торцовую поверхность 8 стальных толкателей в месте
соприкосновения с кулачком наплавляют специальным износостойким чугуном.
Штанги. Для передачи усилия от толкателей к коромыслам служат штанги. Их изготавливают из стального прутка с закаленными
концами (двигатели ЗИЛ-130) или из дюралюминиевого стержня (двигатели ЗМЗ-53-11 и ЗМЗ-24-04) со стальными сферическими наконечниками.
В дизелях ЯМЗ и КамАЗ штанги 4 (см. рис. 37,б) делают из стальной трубки. На концах штанг напрессовывают стальные
сферические наконечники 11, которыми они с одной стороны упираются в сферические поверхности регулировочных винтов 5 (см. рис. 37,а), ввернутых в
коромысла 6, а с другой - в толкатели.
Коромысло. Для передачи усилия от штанги к клапану служит коромысло, представляющее собой неравноплечий рычаг,
изготовленный из стали или чугуна. Плечо а коромысла примерно в 1,5 раза больше плеча b. Наличие длинного плеча коромысла не только уменьшает ход
толкателя и штанги, но и снижает силы инерции, возникающие при их движении, что способствует повышению долговечности деталей привода клапанов. Коромысла
карбюраторных двигателей расположены на общей полой оси 13 (см. рис. 37), в конце которой запрессованы заглушки, что позволяет подводить масло к
бронзовым втулкам коромысел и к сферическим наконечникам регулировочных болтов 15. Оси 13 в сборе с коромыслами устанавливают на каждой головке цилиндра
с помощью стоек 16. На дизелях оси коромысел выполнены за одно целое со стойками, и каждое коромысло качается на своей оси.
См. далее
|