ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

4.2. Привод распределительного вала

     Нижний распределительный вал чаще всего приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала с помощью зубчатой пары (рис.32,а). При большом межцентровом расстоянии распределительного и коленчатого валов в привод могут быть введены промежуточные шестерни (рис.32,6) или может быть использована цепная передача (рис.32,в). Для большей плавности зацепления и уменьшения шума при работе зуб шестерен выполняется косым. С этой же целью шестерню распределительного вала нередко выполняют из текстолита (всю шестерню или только ее обод) и выбирают модуль шестерен по возможности малым.

Рис.32. Привод к нижним распределительным валам

Рис.32. Привод к нижним распределительным валам с помощью
а – зубчатой пары; б – промежуточных шестерен; в – цепной передачи;
1 – коленчатый вал; 2 – кулачковый вал; 3 – промежуточная шестерня; 4 – цепь

     Верхние распределительные валы приводятся в движение при помощи системы промежуточных валов с коническими или винтовыми шестернями (см. рис. 33, а), цилиндрическими шестернями (см. рис. 33, б), цепью (см. рис. 33, в) или зубчатым ремнем (см. рис. 33, г).

Рис.33. Привод к верхним распределительным валам:

Рис.33. Привод к верхним распределительным валам:

1 — коленчатый вал; 2 — кулачковый вал; 3 — промежуточный вал; 4 — промежуточные ше­стерни; 5 — звездочка распределительного вала; 6 — цепь; 7 — успокоитель колебаний цепи; 8 — звездочка привода масляного насоса; 9 — звездочка коленчатого вала; 10 — башмак натяжителя цепи; 11 — натяжитель цепи; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — шкив жидкостного насоса; 14 — натяжной ролик; 15 — шкив распределительного вала; 16 — зубчатый ремень

     Привод с промежуточными валами надежен в работе, но сложен в конструктивном отношении, требует тщательной регулировки зацепления шестерен. Передача из цилиндрических шестерен имеет обычно большое их количество, что отрицательно сказывается на металлоемкости конструкции всего двигателя. К достоинствам цепной передачи следует отнести: возможность передачи вращения при больших межцентровых расстояниях коленчатых и распределительных валов; сравнительно малую шумность работы; простоту конструкции; снижение массы привода. Устанавливаются зубчатые и втулочно-роликовые двухрядные цепи. Последние получили большее распространение вследствие меньшей их стоимости. Основными недостатками цепного привода являются вибрация цепи при резко меняющихся нагрузках, а также износ и вытяжка цепи в процессе эксплуатации. Поэтому для цепных приводов обязательными являются натяжные устройства (лениксы) и успокоители колебаний цепи. На современных быстроходных двигателях широкое распространение получили передачи, в которых вместо цепи используется зубчатый ремень, изготовленный из синтетических материалов со стеклонитяным или проволочным кордом. Привод с зубчатым ремнем не требует смазки и отличается достаточной долговечностью, устойчивостью регулировок, невысокой стоимостью, низким уровнем шума. От схода с цилиндрических зубчатых шкивов, включая и натяжной ролик, он предохраняется буртиками.
     Существует ряд конструкций механизмов газораспределения, позволяющих оперативно изменить фазы газораспределения во время работы двигателя. Для этого используются механизмы газораспределения с регулируемыми фазами подъема клапана, в которых моменты его открытия и закрытия регулируются изменением взаимного положения оси вращения кулачка (распределительного вала) и оси качания рычага. Выполняются они в двух вариантах. В первом варианте регулируемым элементом является распределительный вал 1 (рис. 34, а), вращающийся в эксцентричных отверстиях опор 2, угловое положение которых устанавливается исполнительным устройством 3 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Во втором варианте регулирование фаз осуществляется (рис. 34, б) изменением положения рычага 4 относительно кулачков распределительного вала, вращающегося в неподвижных опорах.

Рис.34. Механизмы газораспределения с регулируемыми фазами

Рис.34. Механизмы газораспределения с регулируемыми фазами

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ