|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Учебное пособие 4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 4.2. Привод распределительного вала Нижний распределительный вал чаще всего приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала с помощью зубчатой пары (рис.32,а). При большом межцентровом расстоянии распределительного и коленчатого валов в привод могут быть введены промежуточные шестерни (рис.32,6) или может быть использована цепная передача (рис.32,в). Для большей плавности зацепления и уменьшения шума при работе зуб шестерен выполняется косым. С этой же целью шестерню распределительного вала нередко выполняют из текстолита (всю шестерню или только ее обод) и выбирают модуль шестерен по возможности малым.
Рис.32. Привод к нижним распределительным валам с помощью Верхние распределительные валы приводятся в движение при помощи системы промежуточных валов с коническими или винтовыми шестернями (см. рис. 33, а), цилиндрическими шестернями (см. рис. 33, б), цепью (см. рис. 33, в) или зубчатым ремнем (см. рис. 33, г).
Рис.33. Привод к верхним распределительным валам: 1 — коленчатый вал; 2 — кулачковый вал; 3 — промежуточный вал; 4 — промежуточные шестерни; 5 — звездочка распределительного вала; 6 — цепь; 7 — успокоитель колебаний цепи; 8 — звездочка привода масляного насоса; 9 — звездочка коленчатого вала; 10 — башмак натяжителя цепи; 11 — натяжитель цепи; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — шкив жидкостного насоса; 14 — натяжной ролик; 15 — шкив распределительного вала; 16 — зубчатый ремень Привод с промежуточными валами надежен в работе, но сложен в конструктивном отношении,
требует тщательной регулировки зацепления шестерен. Передача из цилиндрических шестерен имеет обычно большое их количество, что отрицательно сказывается
на металлоемкости конструкции всего двигателя. К достоинствам цепной передачи следует отнести: возможность передачи вращения при больших межцентровых
расстояниях коленчатых и распределительных валов; сравнительно малую шумность работы; простоту конструкции; снижение массы привода. Устанавливаются
зубчатые и втулочно-роликовые двухрядные цепи. Последние получили большее распространение вследствие меньшей их стоимости. Основными недостатками
цепного привода являются вибрация цепи при резко меняющихся нагрузках, а также износ и вытяжка цепи в процессе эксплуатации. Поэтому для цепных приводов
обязательными являются натяжные устройства (лениксы) и успокоители колебаний цепи. На современных быстроходных двигателях широкое распространение
получили передачи, в которых вместо цепи используется зубчатый ремень, изготовленный из синтетических материалов со стеклонитяным или проволочным
кордом. Привод с зубчатым ремнем не требует смазки и отличается достаточной долговечностью, устойчивостью регулировок, невысокой стоимостью, низким
уровнем шума. От схода с цилиндрических зубчатых шкивов, включая и натяжной ролик, он предохраняется буртиками.
Рис.34. Механизмы газораспределения с регулируемыми фазами
|