ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

3.1. Блок и головка цилиндров (продолжение)

     Головка цилиндров. В головке цилиндров размещены камеры сгорания (рис. 18), в которых установлены впускные и выпускные клапаны 1, свечи зажигания 2 или форсунки 5.

Рис.18. Формы камер сгорания

Рис.18. Формы камер сгорания: а - карбюраторных двигателей; б – дизелей;
I – цилиндрическая; II – полусферическая; III – клиновая;IV – смещенная (Г-образная);
V и VI – неразделенные; VII и VIII – разделенные;

  1. Клапан.
  2. Свеча зажигания.
  3. Насос-форсунка.
  4. Камера сгорания.
  5. Форсунка.
  6. Предкамера.
  7. Основная камера.
  8. Вихревая камера.

     На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма. Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях имеют формы камер сгорания. В карбюраторных двигателях (рис. 18, а) наибольшее распространение получили цилиндрические I, полусферические II и клиновые III камеры с верхним расположением клапанов. У дизелей (рис. 18, б) широкое применение находят неразделенные V, VI и разделенные VII и VIII камеры сгорания, состоящие из вспомогательного небольшого пространства - предкамеры 6 или вихревой камеры 8, и основной камеры сгорания 7, соединенных между собой каналами.
     Двигатели с рядным расположением цилиндров имеют одну общую головку цилиндров, двигатели с V-образным расположением цилиндров - две (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-53-11) или четыре на каждые три цилиндра (двигатель ЯМЗ-240). У двигателей автомобилей КамАЗ каждый цилиндр снабжен отдельной головкой цилиндра.
     На рис. 19 показана головка цилиндра двигателя ЗИЛ-130, с внутренней стороны которой находятся камеры сгорания 1 с вставными седлами 2 выпускных клапанов, седлами 4 впускных клапанов и с отверстиями 3 для свечей зажигания 9 (см. рис. 19, 6).

Рис.19. Головка цилиндров V-образного двигателя

Рис.19. Головка цилиндров V-образного двигателя:
а – вид со стороны камер сгорания; б – вид со стороны коромысел

     На одной боковой поверхности сделаны каналы 6 (см. рис. 19, а) для подвода горючей смеси и каналы 5 для циркуляции охлаждающей жидкости, а на другой — каналы 7 (см. рис. 19, б) для отвода отработавших газов. В каждой камере сгорания имеются отверстия для запрессовки направляющих втулок клапанов. Плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотняют сталеасбестовыми прокладками.
     Головка цилиндров крепится к блоку при помощи шпилек с гайками или болтами 8. Гайки или болты головки цилиндров затягивают равномерно в определенной последовательности с установленным для каждого двигателя моментом затяжки.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ