|
| ||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ Учебное пособие 8. РАСЧЕТ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА АВТОМОБИЛЬ 8.2. Сила сопротивления качению Сила сопротивления качению представляет собой сумму сил, затрачиваемых на
преодоление внутреннего трения в материале шин при их деформации, на деформацию дороги, на трение поверхности шин о дорогу, на трение в
подшипниках ведомых колес. Рис.10. Схема действия сил на колесо автомобиля:а – ведомое; б – ведущее Уравнение равновесия ведомого колеса относительно оси его вращения будет: Рк· rк – Rк· а = 0 или где f =а/rк – коэффициент сопротивления качению колеса. Мк = Рк·rк =f·Gк· rк. При качении ведущего колеса (рис.10,б) в результате действия
тягового момента Мт возникает тяговая сила Pт, толкающая кузов или раму автомобиля в направлении
движения V. Рт·rк + Rк·а – Мт – Рк ·rк =0. Откуда тяговая сила с учетом сил сопротивления качению определится по формуле где МТ/rк – касательная сила тяги;
Сила сопротивления качению колеса, снабженного эластичной шиной,
возникает в результате сложных процессов деформации шины и ее взаимодействия с дорожным покрытием. Как было показано выше,
сопротивление качению определяется радиальной и тангенциальной деформацией шины, которая зависит от нагрузки колеса,
давления воздуха в шине и свойств ее материала. Кроме того, на силу сопротивления качению оказывает влияние проскальзывание
элементов шины в зоне ее контакта с дорожным покрытием, особенности входа участков шины в контакт с поверхностью качения,
гистерезис в шине, прилипание элементов шины к поверхности дороги и ряд других факторов. fv =f(1+Av2), где А – постоянная величина, приблизительно равная (4…5)10–5; v – скорость движения
автомобиля, км/ч. | ||