ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

3. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

     Исходная величина для расчета элементов системы охлаждения – количество теплоты (Дж/с), которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду,

Qж = Qт·qж,

где qж – коэффициент относительного отвода теплоты; Qт – количество теплоты, введенной в цилиндры двигателя, Дж/с,

Qт = Qт·Ни /3600.

     Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей количество теплоты (Дж/с) может быть подсчитано по эмпирической формуле в зависимости от параметров двигателя:

Qж = C·i·D1+2m·nm·α-1,

где С=0,41÷0,47 – коэффициент пропорциональности; i – число цилиндров; D – диаметр цилиндра, см; n – частота вращения коленчатого вала, об/мин; α – коэффициент избытка воздуха; m=0,6÷0,7 – показатель степени.
     Расчет радиатора. Основные параметры радиатора: поверхность охлаждения радиатора Fp2), омываемая воздухом; фронтальная поверхность радиатора Fф.р2); глубина радиатора L(м) – расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздуха – L=0,06÷0,15м; коэффициент компактности радиатора φ – отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора, φ=Fр/Fф.р·L =600÷900 м23; коэффициент оребрения ψ – отношение площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью; ψ = 3÷6.
     Количество жидкости (кг/с), циркулирующей в системе охлаждения в единицу времени,

Gж = Qж/(сж·ΔТж) ,

где сж – теплоемкость циркулирующей жидкости: для воды сж=4,178 Дж/(кг·К), для этиленгликолиевых смесей сж=2,093 Дж/(кг·К); ΔТж=5÷10 – перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К; ΔТж = Тж.вх – Тж.вых .
     Поверхность охлаждения радиатора (м2)

Fp = Qж/[К(Тж.ср – Тв.ср)],

где К – полный коэффициент теплопередачи, Вт/(м2·град); Тж.ср=(Тж.вхж.вых)/2 =353÷368 – средняя температура жидкости в радиаторе, К; Тв.ср=(Тв.вхв.вых)/2=323÷328 – средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К.
     Полный коэффициент теплопередачи К зависит от многих факторов: конструкции радиатора (трубок, ребер, качества пайки), скорости жидкости и воздуха. Ориентировочно коэффициент теплопередачи [Вт/ (м2·К)]

К = (ψ/αж + δ / λ + 1 / αв)-1,

где ψ – коэффициент оребрения; αж – коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора, Вт/(м2·К); δ – толщина стенки трубки, м; λ – коэффициент теплопроводности металла трубок радиатора, Вт/(м·К); αв – коэффициент теплоотдачи от стенок трубок радиатора к воздуху, Вт/(м2·К). Можно принимать К [Вт/(м2·К)]:
          для карбюраторных двигателей – 140 ÷ 180;
          для дизелей – 80÷100.
     Для существующих конструкций систем жидкостного охлаждения удельная поверхность охлаждения радиатора (м2/кВт) fр=Fр/NeN и удельная емкость системы охлаждения (л/кВт) vж=Vж/NeN, где Vж – полная емкость системы (л), имеют следующие значения:
          для легковых автомобилей fр = 0,136 ÷ 0,313; vж = 0,613 ÷ 0,354;
          для грузовых автомобилей fр = 0,204 ÷ 0,408; vж = 0,272 ÷ 0,816.
     Количество теплоты, отводимой от двигателя Qж и передаваемой через охлаждающую жидкость охлаждающему воздуху в радиаторе Qв, принимают равными. В этом случае расход воздуха через радиатор (м3/с)

Gв = Qвв·св·ΔТв) ,

где Qв – количество теплоты, отводимое от радиатора охлаждающим воздухом: Qв = Qж, Дж/с; св = 1000 – теплоемкость воздуха, Дж/(кг·К); ΔТ=Тв.вых–Т.в.вх=20÷30 – перепад температуры воздуха в радиаторе, К(Тв.вх=313 К); ρ – плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе, кг/м3:

ρв = ρ0 · 106/(Rв · Тв.ср),

где p0 – атмосферное давление, МПа; RB=287 – удельная газовая постоянная для воздуха, Дж/(кг·К); Тв.ср=323÷328 – средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К.
     Фронтальная поверхность решетки радиатора, выполненная в виде квадрата с целью получения коэффициента обдува, равного единице (м2)

Fф.р = Gв / vв,

где vв=6÷24 – скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины, м/с.
     По найденным значениям поверхности охлаждения радиатора Fр и фронтальной поверхности решетки радиатора Fф.р определяют соответственно глубину радиатора (м):

L = Fр / (Fф.р ·φ).

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ