ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

1. РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1.4. Рабочий процесс двухтактного двигателя внутреннего сгорания

     Действительный цикл двухтактного двигателя (рис.4) реализуется за два перемещения поршня между ВМТ и НМТ, что соответствует одному обороту коленчатого вала.
     Процессы сжатия, сгорания и расширения в двух- и четырехтактных двигателях принципиальных отличий не имеют, и особенности рабочих процессов этих двух типов двигателей заключаются в различных способах организации газообмена.

Рис.4. Схема и индикаторная диаграмма двухтактного двигателя

Рис.4. Схема и индикаторная диаграмма двухтактного двигателя

     Основу конструкции двухтактного двигателя внутреннего сгорания составляют кривошипно-шатунный механизм 1, продувочный нагнетатель 2, выпускное 3 и продувочное 4 окна.
     Первый такт (φ = 0...180°) состоит из следующих процессов: с'z – часть процесса сгорания; z1 – процесс расширения. Точка 1 индикаторной диаграммы соответствует началу открытия поршнем выпускного окна 3, после чего начинается свободное истечение отработавших газов. При дальнейшем движении в сторону НМТ поршень открывает продувочное окно 4 (точка 2 диаграммы), после чего вплоть до достижения НМТ (точка а диаграммы) через продувочное и выпускное окна осуществляется продувка цилиндра свежим зарядом, а давление в цилиндре устанавливается на уровне давления рк , создаваемого нагнетателем (рк > р0).
     Продувка продолжается и в начале второго такта работы двигателя (φ = 180...360°) при движении поршня вверх до полного перекрытия поршнем продувочного окна (точка 3). После этого вплоть до полного закрытия выпускного окна осуществляется вытеснение части заряда, находящегося в надпоршневом пространстве (точка 4). Далее следует процесс сжатия 4f, в конце которого (точка f) в карбюраторном двигателе подается электрическая искра, в дизеле начинается впрыскивание топлива и происходит процесс сгорания.
     Отличительной особенностью двухтактного двигателя является то, что не весь рабочий объем цилиндра Vh используется для расширения; часть его Vn, называемая потерянным объемом, используется для организации процессов газообмена. Отношение ψ = Vп/Vh называется долей потерянного объема, и в зависимости от схемы продувки ψ = 0,1...0,28. В связи с этим в двухтактных двигателях различают степени сжатия: действительную εд = (Vc> + V'h) / Vc и геометрическую εг = (Vc + Vh) / Vc. Здесь V'h = Vh– Vn – объем цилиндра, используемый для расширения рабочего тела. Очевидно, что εгд.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ