|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ Учебное пособие 1. РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1.5. Показатели двигателя внутреннего сгорания На практике в качестве показателя работоспособности цикла используется не индикаторная работа
Li, которая определяется не только совершенством организации рабочих процессов, но и размерностью двигателя, а удельный показатель
pi, представляющий собой индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего объема pi=Li/Vh,
который имеет размерность давления и называется средним индикаторным давлением. Ni = pi·n·i·Vh/(30τ). Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gi, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы: gi=qц/Li. Величина gi обычно выражается в г/(кВт·ч), поэтому в числителе этого уравнения расход топлива задают в размерности кг/ч, а в знаменателе – кВт, вследствие чего gi = 103Gт/Ni. К эффективным показателям двигателя, учитывающим как тепловые, так и механические потери в двигателе, относятся
среднее эффективное давление, эффективная мощность, литровая мощность, эффективный КПД и удельный эффективный расход топлива. для четырехтактных дизельных двигателей рм = 1,1 + 0,13 Сп, для четырехтактных карбюраторных двигателей рм = 0,42 + 0,12 Сп, где Сп = Sn/30 – средняя скорость поршня, м/с. Nе = Ni – Nм. Мощность механических потерь затрачивается на преодоление трения между трущимися поверхностями деталей двигателя,
на приведение в действие вспомогательных механизмов приборов и агрегатов, на насосные потери (потери на всасывание и выталкивание газов при очистке и зарядке) и на
вентиляционные потери. Величина механических потерь зависит от конструкции, технологии изготовления и качества материала деталей двигателя. ηм = Ne/ Ni = pe/pi. Для современных двигателей механический КПД составляет 0,72–0,9. Ne = ηм Ni. Эффективная мощность двигателя Ne (кВт) аналогично индикаторной мощности может быть выражена через среднее эффективное давление: Ne = pe ·n · i · Vh/(30 τ). Эффективный крутящий момент двигателя Мк(Нм) пропорционален ре Vh(дм3) (МПа),
т.е. Мк=103реiVh/(π τ). Известно, что Мк=Ne/ω, где ω - угловая скорость двигателя,
ω=πn/30. ge = 103 Gт/Ne. Литровой мощностью называют номинальную эффективную мощность, снимаемую с единицы рабочего объема двигателя Nл(кВт/л): Nл = Ne/i·Vh= pe·n / (30 τ). Литровая мощность характеризует степень использования рабочего объема цилиндра и показывает возможные пути повышения мощности двигателя при
сохранении основных размеров цилиндра. Чем выше литровая мощность, тем меньше рабочий объем и соответственно меньшие габариты и массу имеет двигатель при одинаковой
номинальной мощности. Nп = Nе/(i · Fп). Nп представляет собой эффективную мощность, приходящуюся на единицу площади всех поршней. Этот параметр тесно связан с литровой мощностью двигателя, так как с учетом того, что i·Fп=iVh/ S, Nп = Nл· S = 10pe· Cп/ τ. Здесь ре характеризует тепловую и механическую, а Cп – динамическую напряженность
конструкции двигателя. gл = Mдв / (i · Vh). Эти показатели связаны между собой через литровую мощность: gN = gл/Nл. При одинаковом рабочем объеме gл у дизелей больше, чем у карбюраторных двигателей в основном из–за большей массы элементов конструкции вследствие более высокой их тепловой, механической и динамической напряженности. Учитывая, что дизели без наддува, как правило, имеют меньшую Nл, для них характерны большие, чем в двигателях с искровым зажиганием, значения удельной массы. |