ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

1. РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1.5. Показатели двигателя внутреннего сгорания

     На практике в качестве показателя работоспособности цикла используется не индикаторная работа Li, которая определяется не только совершенством организации рабочих процессов, но и размерностью двигателя, а удельный показатель pi, представляющий собой индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего объема pi=Li/Vh, который имеет размерность давления и называется средним индикаторным давлением.
     Экономичность действительного цикла оценивается индикаторным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной в цикл с топливом Q1, преобразуется в индикаторную работу ηi=Li/Q1.
     Индикаторная работа, получаемая за 1 с, называется индикаторной мощностью Ni = Li/tц. Здесь tц – время реализации одного рабочего цикла. Если частота вращения коленчатого вала двигателя n, мин –1, то величина обратная (1/n) – время одного оборота в минутах и 60/n – в секундах. В этом случае tц=(60/n)0,5τ, где τ – коэффициент тактности, равный двум для двух– и четырем для четырехтактных двигателей. С учетом того, что Li=piVh при количестве цилиндров двигателя, равном i, мощность

Ni = pi·n·i·Vh/(30τ).

     Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gi, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы:

gi=qц/Li.

     Величина gi обычно выражается в г/(кВт·ч), поэтому в числителе этого уравнения расход топлива задают в размерности кг/ч, а в знаменателе – кВт, вследствие чего

gi = 103Gт/Ni.

     К эффективным показателям двигателя, учитывающим как тепловые, так и механические потери в двигателе, относятся среднее эффективное давление, эффективная мощность, литровая мощность, эффективный КПД и удельный эффективный расход топлива.
     Средним эффективным давлением ре называют такое постоянное давление, которое, действуя на поршень в течение одного рабочего хода, совершает работу, равную эффективной работе на коленчатом валу двигателя за рабочий цикл. Среднее эффективное давление меньше среднего индикаторного давления рi на величину среднего давления механических потерь рм, т. е. ре = рi – рм.
     Средним давлением механических потерь называют часть среднего индикаторного давления, которая расходуется на механические потери. Согласно экспериментальным данным,

для четырехтактных дизельных двигателей

рм = 1,1 + 0,13 Сп,

для четырехтактных карбюраторных двигателей

рм = 0,42 + 0,12 Сп,

где Сп = Sn/30 – средняя скорость поршня, м/с.
     Эффективной мощностью двигателя Nе называют мощность, снимаемую с коленчатого вала двигателя для получения полезной работы.
     Эффективная мощность меньше индикаторной Ni на величину мощности механических потерь Nм, т.е.

Nе = Ni – Nм.

     Мощность механических потерь затрачивается на преодоление трения между трущимися поверхностями деталей двигателя, на приведение в действие вспомогательных механизмов приборов и агрегатов, на насосные потери (потери на всасывание и выталкивание газов при очистке и зарядке) и на вентиляционные потери. Величина механических потерь зависит от конструкции, технологии изготовления и качества материала деталей двигателя.
     Механические потери в двигателе оцениваются механическим КПД ηм, который представляет собой отношение эффективной мощности к индикаторной или отношение среднего эффективного давления к индикаторному, т. е.

ηм = Ne/ Ni = pe/pi.

     Для современных двигателей механический КПД составляет 0,72–0,9.
     Имея значение механического КПД, можно определить эффективную мощность:

Ne = ηм Ni.

     Эффективная мощность двигателя Ne (кВт) аналогично индикаторной мощности может быть выражена через среднее эффективное давление:

Ne = pe ·n · i · Vh/(30 τ).

     Эффективный крутящий момент двигателя Мк(Нм) пропорционален ре Vh(дм3) (МПа), т.е. Мк=103реiVh/(π τ). Известно, что Мк=Ne/ω, где ω - угловая скорость двигателя, ω=πn/30.
     Общепринятым для оценки экономичности двигателя является параметр, называемый удельным эффективным расходом топлива ge (г/кВт·ч), показывающий, какое количество топлива расходуется на производство единицы эффективной работы:

ge = 103 Gт/Ne.

     Литровой мощностью называют номинальную эффективную мощность, снимаемую с единицы рабочего объема двигателя Nл(кВт/л):

Nл = Ne/i·Vh= pe·n / (30 τ).

     Литровая мощность характеризует степень использования рабочего объема цилиндра и показывает возможные пути повышения мощности двигателя при сохранении основных размеров цилиндра. Чем выше литровая мощность, тем меньше рабочий объем и соответственно меньшие габариты и массу имеет двигатель при одинаковой номинальной мощности.
     Эффективный КПД ηе оценивает степень использования теплоты топлива с учетом всех видов потерь. Эффективный и индикаторный КПД связаны между собой соотношением ηе = ηi ηм.
     Большое значение для оценки надежности и долговечности двигателя имеют показатели, характеризующие тепловую и динамическую напряженность его конструкции. Основным показателем является средняя скорость поршня Сп. Этот параметр оценивает механическую напряженность, так как определяет уровень нагруженности деталей двигателя инерционными силами, пропорциональными Сп, а также косвенно характеризует износ сопряженных элементов.
     Параметром, определяющим комплексную напряженность (тепловую и механическую), является поршневая мощность (кВт/дм2)

Nп = Nе/(i · Fп).

     Nп представляет собой эффективную мощность, приходящуюся на единицу площади всех поршней. Этот параметр тесно связан с литровой мощностью двигателя, так как с учетом того, что i·Fп=iVh/ S,

Nп = Nл· S = 10pe· Cп/ τ.

     Здесь ре характеризует тепловую и механическую, а Cп – динамическую напряженность конструкции двигателя.
     В группу массогабаритных показателей входит удельная масса (кг/кВт), gN = Mдв/Nе, представляющая собой массу сухого двигателя Mдв, отнесенную к его номинальной эффективной мощности, а также литровая масса (кг/л)

gл = Mдв / (i · Vh).

     Эти показатели связаны между собой через литровую мощность:

gN = gл/Nл.

     При одинаковом рабочем объеме gл у дизелей больше, чем у карбюраторных двигателей в основном из–за большей массы элементов конструкции вследствие более высокой их тепловой, механической и динамической напряженности. Учитывая, что дизели без наддува, как правило, имеют меньшую Nл, для них характерны большие, чем в двигателях с искровым зажиганием, значения удельной массы.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ