Практическая работа № 5 

«Цветовое решение в сельхозмашиностроении»

Цель работы: Приобретение навыков в оценке окраски и разработке цветового решения сельскохозяйственной машины.

Задания:
1. Определить на образце СХМ или по изображению на проспекте назначение, устройство и технологический процесс работы машины.
2. Дать анализ, оценку и свои предложения по каждому разделу, относящемуся к окраске машины.
3. Составить отчет.
4. Выполнить эскиз варианта вами предложенной окраски.

1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов

1.1. Компьютерный класс.
1.2. База данных по СХМ.
1.3. Чертежный инструмент, включая цветные карандаши или фломастеры и маркеры.
1.4. Цветовые шкалы, круги, график цветов.

2. Предварительные сведения

Цветовые решения в конструировании должны быть связаны с гармонизирующим и психофизиологическим воздействием цвета. Кроме того, сельскохозяйственная машина или агрегат являются источниками повышенной опасности. Они, как правило, мобильныи выполняют операции с материалами, создающими определенный цветовой фон: чернозём – чёрный, трава – зелёная, спелые зерновые – желтый и т.д. Стационарные машины содержат активно движущиеся рабочие элементы. Значительная часть СХМ имеет открытый тип формообразования и подвижные части не закрыты.Необходимо, чтобы цвет машины вызывал положительные эмоции у покупателя и пользователя, соответствовал всему эстетическому оформлению машины, не утомлял и не раздражал оператора при длительной работе. Для обнаружения (зрительного восприятия) сельхозмашины окружающими, животными и улучшения визуального контроля техпроцесса нужен цветовой контраст машины и окружающего фона. При регулировке, диагностике механизатор может контактироватьили находиться в опасной близости от движущихся частей. В этом случае опасные элементы должны быть окрашены в предупредительный цвет, а рукоятки блокировочных замков для обязательно закрываемых кожухов, органы управления экстренной остановки должны иметь запретительный цвет. На мобильных и агрегатируемых машинах для переездов по дорогам должны предусматриваться светосигнализация, отражатели, предупредительные надписи, пиктограммы, т.е. все необходимое для безопасной езды по дорогам в соответствии с правилами дорожного движения. При окраске интерьеров, внутренности кабины, в том числе пультов и контрольных постов, надо руководствоваться рекомендациями по цветооформлению, изложенными в специальной литературе и лекциях.

3. Порядок выполнения работы и оформления отчета

3.1. Выписать цель и задания работы.
3.2. Кратко описать назначение, конструкцию и техпроцесс работы заданной машины.
3.3. Записать ход анализа, оценки и предлагаемых улучшений окраски заданной машины. Если вы не можете сами предложить содержание и последовательность анализа, то можно придерживаться нижеследующего плана ответов на вопросы:
3.3.1. Сочетаются ли используемые при окраске цвета между собой? Находятся ли они в контрастных или нюансных отношениях? Как и почему можно или нужно покрасить машину другими цветами?
3.3.2. Является ли окраска контрастной по отношению к окружающему фону? Оправдано ли это? Можете ли предложить лучший вариант решения?
3.3.3. Какие из 6ти положений цветовых контрастов соблюдаются в заданной машине? Какое это имеет значение?
3.3.4. Относятся ли используемые цвета к теплым или холодным? Соответствует это погодным условиям работы и вашему мнению о цветовой палитре?
3.3.5. Легкие или тяжёлые цвета использованы при окраске и соответствует ли это тектонике и объёмно-пространственной структуре конструкции? Относится ли цветовая палитра к спокойным, возбуждающим, утомляющим, нейтральным и др. цветам? Отличается ли характер окраски внешних частей и внутренности кабины? Ваши предложения по другому варианту решения.
3.3.6. Насыщенные или неяркие цвета использованы при окраске и чем это оправдано? Использованы ли при окраске «цветовые мостики» между разнородно окрашенными поверхностями и почему?
3.3.7. Подчеркивается ли окраской масштабность машины и ее отдельных частей? Если нет, то можно ли это сделать?
3.3.8. Подтверждает, усиливает или уменьшает окраска статический или динамический характер конструкции или является нейтральной? Правильно ли это и как усилить цветом характер и идею конструкции?
3.3.9. Имеет ли окраска или ее элементы предупреждающий характер? Какие цветовые элементы использованы для предупреждения аварий на дорогах, при работе и обслуживании? Ваши предложения по цветовой сигнализации об опасности.
3.4. Эскиз варианта предложенной окраски.

4. Контрольные вопросы.

В качестве контрольных вопросов на собеседовании будут использоваться вопросы по п. 2.3.

<Назад>

< Вперёд >