Практическая работа № 5
«Цветовое решение в сельхозмашиностроении»
Цель работы: Приобретение навыков в оценке окраски и разработке цветового решения сельскохозяйственной машины.
Задания:
- 1. Определить на образце СХМ или по изображению на проспекте назначение, устройство и технологический процесс работы машины.
- 2. Дать анализ, оценку и свои предложения по каждому разделу, относящемуся к окраске машины.
- 3. Составить отчет.
- 4. Выполнить эскиз варианта вами предложенной окраски.
1. Перечень оборудования, инструментов, наглядных пособий, информационных материалов
- 1.1. Компьютерный класс.
- 1.2. База данных по СХМ.
- 1.3. Чертежный инструмент, включая цветные карандаши или фломастеры и маркеры.
- 1.4. Цветовые шкалы, круги, график цветов.
2. Предварительные сведения
Цветовые решения в конструировании должны быть связаны с
гармонизирующим и психофизиологическим воздействием цвета. Кроме того,
сельскохозяйственная машина или агрегат являются источниками повышенной
опасности. Они, как правило, мобильныи выполняют операции с материалами, создающими определенный цветовой фон: чернозём – чёрный, трава – зелёная,
спелые зерновые – желтый и т.д. Стационарные машины содержат
активно движущиеся рабочие элементы. Значительная часть СХМ имеет
открытый тип формообразования и подвижные части не закрыты.Необходимо,
чтобы цвет машины вызывал положительные эмоции у покупателя и
пользователя, соответствовал всему эстетическому оформлению машины, не
утомлял и не раздражал оператора при длительной работе. Для обнаружения
(зрительного восприятия) сельхозмашины окружающими, животными и
улучшения визуального контроля техпроцесса нужен цветовой контраст
машины и окружающего фона. При регулировке, диагностике механизатор
может контактироватьили
находиться в опасной близости от движущихся частей. В этом случае
опасные элементы должны быть окрашены в предупредительный цвет, а
рукоятки блокировочных замков для обязательно закрываемых кожухов,
органы управления экстренной остановки должны иметь запретительный
цвет. На мобильных и агрегатируемых
машинах для переездов по дорогам должны предусматриваться
светосигнализация, отражатели, предупредительные надписи, пиктограммы,
т.е. все необходимое для безопасной езды по дорогам в соответствии с
правилами дорожного движения. При окраске интерьеров, внутренности
кабины, в том числе пультов и контрольных постов, надо
руководствоваться рекомендациями по цветооформлению, изложенными в специальной литературе и лекциях.
3. Порядок выполнения работы и оформления отчета
- 3.1. Выписать цель и задания работы.
- 3.2. Кратко описать назначение, конструкцию и техпроцесс работы заданной машины.
- 3.3. Записать ход анализа,
оценки и предлагаемых улучшений окраски заданной машины. Если вы не
можете сами предложить содержание и последовательность анализа, то
можно придерживаться нижеследующего плана ответов на вопросы:
- 3.3.1. Сочетаются ли
используемые при окраске цвета между собой? Находятся ли они в
контрастных или нюансных отношениях? Как и почему можно или нужно
покрасить машину другими цветами?
- 3.3.2. Является ли окраска
контрастной по отношению к окружающему фону? Оправдано ли это? Можете
ли предложить лучший вариант решения?
- 3.3.3. Какие из 6ти положений цветовых контрастов соблюдаются в заданной машине? Какое это имеет значение?
- 3.3.4. Относятся ли
используемые цвета к теплым или холодным? Соответствует это погодным
условиям работы и вашему мнению о цветовой палитре?
- 3.3.5. Легкие или тяжёлые
цвета использованы при окраске и соответствует ли это тектонике и
объёмно-пространственной структуре конструкции? Относится ли цветовая
палитра к спокойным, возбуждающим, утомляющим, нейтральным и др.
цветам? Отличается ли характер окраски внешних частей и внутренности
кабины? Ваши предложения по другому варианту решения.
- 3.3.6. Насыщенные или неяркие цвета использованы при окраске
и чем это оправдано? Использованы ли при окраске «цветовые
мостики» между разнородно окрашенными поверхностями и почему?
- 3.3.7. Подчеркивается ли окраской масштабность машины и ее отдельных частей? Если нет, то можно ли это сделать?
- 3.3.8. Подтверждает,
усиливает или уменьшает окраска статический или динамический характер
конструкции или является нейтральной? Правильно ли это и как усилить
цветом характер и идею конструкции?
- 3.3.9. Имеет ли окраска или
ее элементы предупреждающий характер? Какие цветовые элементы
использованы для предупреждения аварий на дорогах, при работе и
обслуживании? Ваши предложения по цветовой сигнализации об опасности.
- 3.4. Эскиз варианта предложенной окраски.
4. Контрольные вопросы.
В качестве контрольных вопросов на собеседовании будут использоваться вопросы по п. 2.3.