МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств”
Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей
к лабораторным работам
для студентов
специальности 230100.02 - “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)”
Ростов-на-Дону 2002
Составитель: канд. техн. наук, доцент Сокол Н.А.
Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей: Метод. Указания к лабораторным работам. – Ростов- на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2002.- 7 с.
Методические указания к лабораторным работам №3 «Определение коэффициентов наполнения и остаточных газов двигателя внутреннего сгорания», №4 «Определение давления в конце процесса сжатия, сгорания и расчет среднего индикаторного давления двигателя с искровым зажиганием», №5 «Определение эффективных показателей цикла ДВС», по дисциплине “Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей” предназначены для студентов специальности 230100.02 - “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)”. Они содержат сведения о расчетных методах определения коэффициентов наполнения и остаточных газов, позволяющих оценить совершенство процесса впуска. Производится определение коэффициента наполнения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и коэффициента остаточных газов в зависимости от среднего давления впуска на основе опытных данных. Выполняются расчеты по определению давления в конце сжатия, сгорания и расширения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Приводятся расчеты эффективных показателей цикла для различных типов двигателя в зависимости от степени сжатия.
Печатается по решению методической комиссии конструкторского факультета
Научный редактор: д-р техн. наук, профессор Г.Н. Дьяченко
Рецензент – канд. техн. наук, профессор С.И. Ананьев
Ó Издательский центр ДГТУ, 2002
Лабораторная работа №3
Определение коэффициентов наполнения и остаточных газов двигателя внутреннего сгорания
1. Цель работы: экспериментально-расчетным путем определить коэффициент наполнения в зависимости от высоты подъема клапана и частоты вращения коленчатого вала, а также построить зависимость коэффициента остаточных газов от среднего давления впуска.
2. Содержание работы.
Весовое наполнение карбюраторного двигателя горючей смесью или дизеля воздухом за один цикл Gцикл определяется с помощью характеристического уравнения:
Gцикл=[paVh/(RTa)]sn,
где pa – давление впуска;
Vh – рабочий объем цилиндра;
R – газовая постоянная воздуха;
Ta – температура газов в н.м.т. (Ta=353К);
s – доля приращения объема горючей смеси за счет остаточных газов ();
e - степень сжатия;
n - коэффициент полноты заряда (n=1,08).
Вес смеси или воздуха, который заполнил бы цилиндр в теоретических условиях найдем из выражения:
Gтеор=pоVh/RTо,
где pо – атмосферное давление (pо=0,1013МПа);
Tо – температура окружающего воздуха (Tо=290 К);
Отношение Gцикл/Gтеор=hv – коэффициент наполнения двигателей.
(2.1)
Подставив в (2.1) выражение Ра=Ро-(sVhn/3if)2(r×10-5/j2×2g) [1], получим:
,(2.2)
где q - угол фаски клапана, q=450.
Коэффициент остаточных газов g представляет собой отношение веса остаточных газов Gr к весу смеси Go, поступившей в цилиндр.
,
так как Rr/R0=b – коэффициент молекулярного изменения и Vr/Vh=1/(e-1), то
(2.3)
где Pr – давление остаточных газов (Pr=1,25 P0);
Tr – температура остаточных газов (Tr=900 К).
Решая совместно уравнения (2.1) и (2.3), получаем выражение для
, (2.4)
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
Расчетным путем для заданных двигателей (вариант задания) определяются значения Ра для h1=7 мм, h2=8 мм, h3=9 мм, при n=3000 об/мин, предварительно определив f1, f2, f3 и строится график зависимости Ра=f(h) [1].
По формуле (2.2) подсчитываются значения hv для n1=2000 мин-1, n1=3000 мин-1, n1=4000 мин-1, приh1=9мм и вычерчиваем зависимость hv=f(n).
По формуле (2.4) рассчитываются g для разных значений Ра, а затем строится график g=f(Ра).
По результатам расчетов делаются выводы.
1. Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей: Метод. указания к лабораторным работам. – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2001-8 с.
Лабораторная работа №4
Расчет параметров процессов сжатия, сгорания и расширения двигателя с искровым зажиганием
1. Цель работы: экспериментально-расчетным путем определить давление в конце сжатия, сгорания и расширения в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. А также температуру в конце сжатия.
2. Содержание работы
Давление сжимаемых газов в конце сжатия Рс определяется на основании начала и конца политропического процесса следующим уравнением:
Рс=Ра×en1, (2.1)
а температура конца сжатия формулой
Тс=Та×en1-1, (2.2)
где n1 – показатель политроны (n1=1,41-100/n), (2.3)
n – частота вращения коленчатого вала, мин1;
Та – 355К.
Для определения давления в конце сгорания воспользуемся соотношением
Рz=Pc×b Tz/Tc, (2.4)
где b - коэффициент молекулярного изменения, (b=1,05);
Tz – температура в конце сгорания, (Tz =2845 К).
Давление в конце процесса расширения для двигателя с искровым зажиганием будет равно:
, (2,5),
а температура , (2,6),
где n2 – средний показатель политропы расширения;
n2=1,26.
3. Порядок выполнения работы
По данным лабораторной работы №3 для определенных вариантов задания берем значения Ра для n=2000 мин-1, n=3000 мин-1,n=4000 мин-1, затем подсчитываем значения показателя политропы n1 по формуле (2.3) для различной частоты вращения коленчатого вала двигателя и вычисляем значения Рс по выражению (2.1). По формуле (2.2.) определяем значения Тс для указанных оборотов двигателя. Вычерчиваем зависимости Рс=f(n) и Тс=f(n).
По формуле (2.5) определяем Рв в зависимости от n и строим график Pв=f(n) по формуле (2.6) находим значения Тв. По результатам расчетов делаем выводы.
1. Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей: Метод. указания к лабораторным работам. – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2001-8 с.
Лабораторная работа №5
Определение эффективности показателей цикла ДВС
1. Цель работы: экспериментально-расчетным путем определить среднее индикаторное давление Pi, среднее эффективное давление Ре, эффективную мощность Nе, часовой расход топлива Gт в зависимости от степени сжатия e.
2. Содержание работы
Среднее индикаторное давление является фиктивным постоянным давлением, условно действующим на поршень при его перемещении от в.м.т. до н.м.т.
(2.1)
где l - степень повышения давления;
l=3,8 – карбюраторный двигатель;
l=2 – дизельный двигатель.
Действительное среднее индикаторное давление равно
Pi=P’i n, (2.2)
где n - коэффициент полноты индикаторной диаграммы; n=0,95.
Среднее эффективное давление:
Pе=Pi hм, (2.3)
где hм – механический КПД; hм=0,8.
Эффективная мощность равна
кВт, (2.4)
где Vл – литраж двигателя; Vл=1,5 л – карбюраторный двигатель; Vл=3,0 – дизельный двигатель;
t - тактность двигателя; t=4.
Часовой расход топлива
кг/ч, (2.5)
где ge – удельный расход топлива;
ge=312 г/кВтч – карбюраторный двигатель;
ge=250 г/кВтч – дизельный двигатель.
3. Порядок выполнения работы
Принимая для карбюраторного двигателя e1=8; e2=9; e3=10, находим значения РС1; РС2; РС3; (предварительно определив по формуле (2.1), значение n1 – формула (2.3) – лабораторная работа №4).
По формулам (2.3) и (2.4) вычисляем значения Рi для заданных e.
Для дизельного двигателя принимаем e1=17; e2=19; e3=21.
По формуле (2.3),(2.4), (2.5) находим Ре,Ne,Gт для всех значений e.
По результатам расчетов строим зависимость Ре=f(e), Ne=f(e) и Gт=f(e) и делаем выводы.
1. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1 Теория рабочих процессов: Учеб./Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачаиян А.С. и др.; Под ред. В.Н. Луканина. – М. Высшая школа, 1995. – 368 с.
Исходные данные к лабораторным работам №2, №3, №4, №5.
№ вари-анта |
Автомобиль |
Двигатель |
Степень сжатия, e |
Литраж, Л |
Число цилиндров |
Число впускных клапанов в одном цилиндре |
Диаметр впускного клапана, мм |
Диаметр поршня, мм |
0 |
ГАЗ-53-12 |
ЗМЗ 53-11 |
7,0 |
4,25 |
8 |
1 |
47 |
92 |
1 |
АЗЛК-21412 |
331 |
9,5 |
1,48 |
4 |
1 |
38 |
82 |
2 |
ВАЗ-2110 |
2110 |
9,8 |
1,5 |
4 |
1 |
36 |
82 |
3 |
ВАЗ-21103 |
2112 |
10,5 |
1,5 |
4 |
2 |
29 |
82 |
4 |
ВАЗ-21213 |
21213 |
9,5 |
1,69 |
4 |
1 |
37,5 |
82 |
5 |
ЗИЛ-431410 |
ЗИЛ 508.10 |
7,1 |
5,97 |
8 |
1 |
50,5 |
100 |
6 |
ГАЗ-3110 |
ЗМ З4062 |
9,5 |
2,3 |
4 |
1 |
36 |
92 |
7 |
ГАЗ-31029 |
ЗМЗ 402 |
8,2 |
2,445 |
4 |
1 |
47 |
92 |
8 |
ВАЗ-21099 |
ВАЗ 21083 |
9,9 |
1,5 |
4 |
1 |
37 |
82 |
9 |
АЗЛК-214122 |
3317 |
8,5 |
1,7 |
4 |
1 |
42,5 |
85 |
С о с т а в и т е л ь: Сокол Николай Александрович
Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей: Метод. указания к лабораторным работам для студентов специальности 230100.02 “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)”
Редактор А.А. Литвинова
ЛР № 020639 от 26.04.96 г. В набор В печать
Объем усл.п.л., уч.-изд.л. Офсет. Формат 60х84/16
Бумага тип № 3. Заказ № . Тираж . Цена р.
Издательский центр ДГТУ
Адрес университета и полиграфического предприятия:
344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1.