Выберете лекцию

 

Введение

   Передачи зацеплением

Зубчатые

Цилиндрические прямозубые

Цилиндрические косозубые

Конические

Червячные

Волновые

Цепные

   Передачи трением

Фрикционные

Ременные

Вариаторы

 

 

Механические передачи

Общие сведения о передачах. Назначение передач. Общие кинематические и энергетические соотношения в механических передачах.

М.Н. Иванов «Детали машин» § 8

П.Г. Гузенков «Детали машин» § 9.2.

Передачей называют устройство для передачи энергии на расстояние и согласования работы двигателя с режимом работы исполнительного органа.

В зависимости от материальной среды передающей движение различают механические, электрические, пневматические и гидравлические передачи (приводы).

В курсе «Детали машин» изучают лишь механические передачи вращательного движения вращательного движения, которые принято называть просто передачами. Механические передачи вращательного движения получили наиболее широкое распространение в технике, так как вращательное движение легко сделать непрерывным. При этом проще достигнуть равномерности движения, высокого коэффициента полезного действия и компактности передачи.

Механическими называют передачи, служащие для передачи энергии через движение твердых тел на расстояние, как правило с преобразованием скоростей и моментов, а иногда и с преобразованием видов и законов движения (например: вращательное и поступательное и др.)

Между двигателем и рабочими органами машин вводят передачи, если:

а) скорости двигателя и рабочих органов машин не совпадают;

б) крутящие моменты вала двигателя и рабочих оргаеов машин не совпадают;

в) требуется преобразование вращательного движения в другие виды движения исполнительного органа;

г) один двигатель служит приводом нескольких механизмов работающих с разными скоростями.

По способу передачи движения все механические передачи делятся на две категории,  в которых энергия передается посредством сил трения  или за счет выступающих частей тел – зацеплением.

Примеры и классификация передач вращательного движения представлены на рис. 1 и  на схеме рис.2. Конструктивные особенности передач зависят от взаимного расположения осей деталей передач и расстояния между ними. При этом в передачах трением для создания сил трения используются дополнительные устройства, без которых эти передачи работать не могут.

Основные кинематические и энергетические соотношения в механических передачах

В зависимости от направления движения энергии по кинематической цепи   различают ведущий (от которого передается энергия) и ведомый (которому передается энергия) элементы передачи.

В данном разделе соотношение параметров передач рассматриваем при отсутствии проскальзывания между их деталями.

СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Кинематические параметры механических передач

Индексами 1 обозначены параметры ведущих элементов передач,  а индексом 2 параметры ведомых  элементов.

d1 и d2диаметры ведущих и ведомых элементов передач ( диска, шестерни, шкива, звездочки), мм;

V1 и V2окружные скорости точек ведущего и ведомого элементов, расположенных на расстоянии  и  от центра вращения, м с;

 n1  и  n2    частоты вращения ведущего и ведомого валов, об⁄мин, мин-1

Как известно из теоретической механики, линейную скорость V точек вращающегося тела, отстоящих от оси вращения на расстоянии d/2, определяют по формуле

V i = w· d / 2 = πd · n / 60,

где d — в м;

V в м/с, эту скорость называют окружной скоростью;

 n частота враще­ния, мин-1;

w — угловая скорость, рад/с.

w i = , рад/с.

Из условия V 1  = V 2   имеем

 = ;  или  = .

Исходя из прямой зависимости между w   и   n  можем записать


U =  =  =  =.

Передаточным числом называют отношение угловых скоростей ведущего и ведомого тел вращения передачи,

Где Z1 и  Z2  числа зубьев ведущего и ведомого зубчатых колес (звездочек).

Если  U > 1  передачу называют понижающей (редуктор).

Если  U > 1   передачу называют повышающей (мультипликатор).

Если  U     передачу называют вариатором.

Согласно формулировке, для многоступенчатого редуктора его общее передаточное число рассчитывают по формуле

Uобщ  = , но U1 = ,  n1 = U1·n2 ;  

  U2 =              Uобщ = = U1· U2Ui

т. е. передаточное число  привода, состоящего из нескольких после­довательно расположенных передач, равно произведению передаточных чисел всех его передач.

Энергетические характеристики привода

Условимся обозначать для ведущего и ведомого тел вращения (зуб­чатых колес, шкивов, звездочек и т. п.) соответственно передаваемые мощности N1 и N2, передаваемые крутящие моменты Т1 и Т2  и частоты вращения nl  и n2.

Силу, вызывающую вращение тел или сопротивление вращению и направленную по касательной к траектории точки ее приложения, на­зывают окружной силой Ft.

Связь между этой силой, окружной ско­ростью V и мощностью F, передаваемой телом вращения, определяется формулой


Ni = Fti· Vti ,

 

где N — в Вт;  F – в Н; V  в м/с;   или N – в кВт; F, — в кН; V — в м/с.

T1 , T2 – крутящие моменты на валах, Нмм, Нм.

Окружная сила Ft связана с крутящим моментом Т, передаваемым

телом вращения, зависимостью

Ti = Fti · ,  Ti = 9555 · , Нм

Коэффициент полезного действия привода

Коэффициент полезного действия – h  ме­ханического привода, состоящего из нескольких последовательно соеди­ненных   передач   вращательного   движения,   определяют   следующим образом. Допустим, что механический привод состоит из i  передач. Тогда число всех валов передач равно i + 1 (рис. 4).

Пусть ведущим валом бу­дет 1-й, а ведомым

(i + 1) - й. 

Перемножив значения коэффициентов полезного   дейст­вия   всех передач привода, получим общий  коэффициент полезного   дейст­вия    привода :

h=  =  = , где N1 > N2.

Для многоступенчатого привода

hобщ = , но h1 = , h2 = .


Следовательно       hобщ =h1·h2· …·1hi 

 

 

 

т. е.   коэффициент   полезного   дейст­вия привода, состоящего из нескольких последовательно расположенных передач, равен   произведению   коэффи­циентов полезного действия всех его передач.

Передачи вращательного движения служат не только для преобразования скоростей и передачи энергии, но и для преобразования моментов.

T1 = 9555 · ;     T2 = 9555 · ;         = = U1·h.

T2 = T1· U1·h        

При проектировании передачи (привода) передаточное число нерегулируемой передачи или ряд передаточных чисел регулируемой передачи может быть реализован множеством вариантов передач и их сочетаний.

Выбор схемы привода по заданным характеристикам основан на отборе оптимальных вариантов по массе, габаритам, надежности, долговечности, технико-экономическим показателям в изготовлении эксплуатации и другим параметрам. Поиск оптимального решения связан с выполнением большого Объема математических операций, поэтому его целесообразно проводить с применением вычислений на ЭВМ.