Механические передачи
Общие
сведения о передачах. Назначение передач. Общие кинематические и энергетические
соотношения в механических передачах.
М.Н. Иванов «Детали машин»
§ 8
П.Г. Гузенков «Детали машин» § 9.2.
Передачей
называют устройство для передачи энергии на расстояние и согласования работы
двигателя с режимом работы исполнительного органа.
В зависимости от
материальной среды передающей движение различают механические, электрические,
пневматические и гидравлические передачи (приводы).
В курсе «Детали машин»
изучают лишь механические
передачи вращательного движения вращательного движения,
которые принято называть просто передачами. Механические передачи
вращательного движения получили наиболее широкое распространение в технике, так
как вращательное движение легко сделать непрерывным. При этом проще достигнуть
равномерности движения, высокого коэффициента полезного действия и компактности
передачи.
Механическими
называют передачи, служащие для передачи энергии через движение твердых тел на
расстояние, как правило с преобразованием скоростей и моментов, а иногда и с
преобразованием видов и законов движения (например: вращательное и
поступательное и др.)
Между двигателем и рабочими
органами машин вводят передачи, если:
а) скорости двигателя и
рабочих органов машин не совпадают;
б) крутящие моменты вала
двигателя и рабочих оргаеов машин не совпадают;
в) требуется преобразование
вращательного движения в другие виды движения исполнительного органа;
г) один двигатель служит
приводом нескольких механизмов работающих с разными скоростями.
По способу передачи движения все механические
передачи делятся на две категории, в
которых энергия передается посредством сил трения или за счет выступающих
частей тел – зацеплением.
Примеры и классификация передач
вращательного движения представлены на рис. 1 и на схеме рис.2. Конструктивные особенности передач зависят от
взаимного расположения осей деталей передач и расстояния между ними. При этом в
передачах трением для создания сил трения используются дополнительные устройства,
без которых эти передачи работать не могут.
Основные
кинематические и энергетические соотношения в механических передачах
В зависимости от направления движения
энергии по кинематической цепи
различают ведущий (от
которого передается энергия) и ведомый
(которому передается энергия) элементы передачи.
В данном разделе соотношение параметров
передач рассматриваем при отсутствии проскальзывания между их деталями.
СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ
Кинематические параметры механических передач
Индексами 1 обозначены параметры ведущих
элементов передач, а индексом 2
параметры ведомых элементов.
d1 и d2 – диаметры ведущих и ведомых
элементов передач ( диска, шестерни, шкива, звездочки), мм;
V1 и V2 – окружные скорости точек
ведущего и ведомого элементов, расположенных на расстоянии и от центра вращения, м
⁄ с;
n1 и n2 – частоты вращения ведущего и ведомого валов,
об⁄мин, мин-1
Как известно из теоретической механики, линейную
скорость V точек
вращающегося тела, отстоящих от оси вращения
на расстоянии d/2, определяют по формуле
V i = w· d / 2
= πd ·
n / 60,
где d
— в м;
V – в м/с, эту скорость называют окружной скоростью;
n — частота вращения,
мин-1;
w — угловая скорость, рад/с.
w i = , рад/с.
Из
условия V 1 = V 2 имеем
= ; или = .
Исходя из прямой зависимости между w и n можем записать
U = = = =.
Передаточным
числом называют отношение угловых скоростей ведущего и ведомого тел
вращения передачи,
Где Z1
и Z2 числа зубьев
ведущего и ведомого зубчатых колес (звездочек).
Если U > 1 передачу
называют понижающей (редуктор).
Если U > 1 передачу
называют повышающей (мультипликатор).
Если U ≈ передачу называют вариатором.
Согласно
формулировке, для многоступенчатого редуктора его общее передаточное число
рассчитывают по формуле
Uобщ = , но U1 = , n1 = U1·n2 ;
U2 = Uобщ = = U1· U2 … Ui
т. е. передаточное
число привода, состоящего из нескольких
последовательно расположенных передач, равно произведению передаточных чисел всех его передач.
Энергетические характеристики привода
Условимся
обозначать для ведущего и ведомого тел вращения (зубчатых
колес, шкивов, звездочек и т. п.) соответственно передаваемые мощности N1 и N2, передаваемые крутящие
моменты Т1 и Т2 и частоты вращения nl и n2.
Силу,
вызывающую вращение тел или сопротивление вращению и
направленную по касательной к траектории точки ее приложения, называют окружной
силой Ft.
Связь
между этой силой, окружной скоростью
V и
мощностью F, передаваемой телом вращения, определяется формулой
Ni = Fti· Vti ,
где N
— в Вт; F – в Н; V – в м/с; или N – в кВт; F, — в кН; V — в м/с.
T1 , T2 – крутящие моменты на валах, Нмм, Нм.
Окружная сила Ft связана
с крутящим моментом Т, передаваемым
телом вращения, зависимостью
Ti = Fti · , Ti = 9555 · , Нм
Коэффициент полезного действия
привода
Коэффициент полезного действия – h механического
привода, состоящего из нескольких последовательно соединенных передач
вращательного движения, определяют следующим образом. Допустим, что механический привод состоит из i передач. Тогда число всех
валов передач равно i +
1 (рис. 4).
Пусть
ведущим валом будет 1-й, а ведомым
(i + 1) - й.
Перемножив
значения коэффициентов полезного действия всех передач привода, получим общий коэффициент полезного действия привода :
h= = = , где N1 > N2.
Для
многоступенчатого привода
hобщ =
, но h1 = , h2 =
.
Следовательно
hобщ =h1·h2· …·1hi
т. е. коэффициент полезного
действия привода, состоящего из
нескольких последовательно расположенных
передач, равен произведению коэффициентов полезного действия всех его передач.
Передачи
вращательного движения служат не только для преобразования скоростей и передачи
энергии, но и для преобразования моментов.
T1 = 9555 · ; T2 = 9555 · ; = = U1·h.
T2 = T1· U1·h
При
проектировании передачи (привода) передаточное число нерегулируемой передачи
или ряд передаточных чисел регулируемой передачи может быть реализован
множеством вариантов передач и их сочетаний.
Выбор схемы
привода по заданным характеристикам основан на отборе оптимальных вариантов по
массе, габаритам, надежности, долговечности, технико-экономическим показателям
в изготовлении эксплуатации и другим параметрам. Поиск оптимального решения
связан с выполнением большого Объема математических операций, поэтому его
целесообразно проводить с применением вычислений на ЭВМ.
|