Минимальные требования, соответствующие оценки "удовлетворительно"
Вопросы
по дисциплине «Основы обеспечения качества»
1. Введение. Предмет и цель курса. Семейство международных стандартов МС ИСО 9000. Основные понятия и определения. Принципы и структура системы менеджмента качества. Закон РФ «О техническом регулировании».
2. Четыре аспекта менеджмента качества MQ: планирование качества, обеспечение качества, control (управление/контроль) и непрерывное улучшение качества. Закономерности рыночной экономики, обуславливающие необходимость непрерывного улучшения качества.
3. Рекомендации по улучшению деятельности в ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001.
4. Основоположники Концепций качества. Развитие понятия качества. Основания для внедрения системы качества. Организация. Участники. Область применения.
5. Принципы менеджмента качества по ИСО 9000: 2000.
6. Проектирование системы качества. Анализ фактического состояния системы качества организации. Оценка результатов анализа фактического состояния системы качества организации.
7. Составление документации системы качества. Реализация проекта системы качества. Подготовка системы качества к сертификации. Затраты на систему качества. Отраслевая специфика в системах менеджмента качества.
8. Документы и записи. Электронная обработка данных (ЭОД) в системе менеджмента качества. Значение и назначение документации системы качества.
9. Процессы в системе менеджмента качества.
10. Требования к процедурам менеджмента качества. Объем и содержание процедур менеджмента качества. Формальная и содержательная структура документации системы менеджмента качества.
11. Структура документации системы менеджмента качества. Основные процессы. Ответственность руководства.
12. Система менеджмента качества. Анализ контракта. Управление проектированием. Управление документацией и данными. Управление закупками. Управление предоставленной заказчиком продукцией.
13. Структура документации системы менеджмента качества. Основные процессы. Идентификация и прослеживаемость продукции. Управление процессом. Контроль и испытания.
14. Управление средствами измерений. Валидация и верификация продукции и процессов. Управление несоответствующей продукцией. Корректирующие и предупреждающие воздействия"
15. Структура документации системы менеджмента качества. Основные процессы. Обращение с продукцией, ее хранение, упаковка, консервация и отгрузка. Управление записями по качеству.
16. Внутренние аудиты качества.
17. Формальная и смысловая структура документации по процессу. Рабочая инструкция. Контрольная инструкция. Инструкция по безопасности.
18. Применение и поддержание в рабочем состоянии документации по процессу. Дополнительная документация. Формуляры.
19. Использование и сохранность документации системы менеджмента качества. Технологические процедуры и документация по процессу. Требования к технологическим процедурам и документации по процессу.
20. Объем процедур и документации по процессу. Структура процедур и документации по процессу. Применение и поддержание в рабочем состоянии процедур и документации по процессу.
21. Документация по технологическим процессам. Требования к документации по технологическому процессу.
22. Основные направления совершенствования деятельности. Десять основных направлений деятельности.
23. Заинтересованность высшего руководства. Создание коллегиального руководства улучшением деятельности. Вовлечение всего руководящего состава. Обеспечение коллективного участия. Обеспечение индивидуального участия.
24. Группы по совершенствованию систем и процессов. Создание групп. Планирование и оценка эффективности работы рабочих групп по качеству.
25. Вовлечение поставщиков. Обеспечение качества функционирования систем управления поставками. Формирование стратегии и тактики улучшения деятельности службы поставок. Создание системы поощрения и признания заслуг.
26. Деятельность высшего руководства. Предварительный анализ целесообразности улучшений. Роль высшего руководства. Потенциальная экономия от внедрения системы качества. Участие руководителя организации в создании системы качества. Руководитель процесса улучшения деятельности. Стандарт деятельности.
27. Политика в области качества. Формирование стратегии, тактики и краткосрочное планирование. Комплекс планирования. Задачи организации. Заданные параметры эффективности.
28. Процедура планирования. Планы по качеству.
29. Руководство улучшением деятельности. Руководящие органы. Административная группа по улучшению работы. Задачи совета. Состав совета. Рабочие заседания совета.
30. Работа совета по улучшению деятельности. Мероприятия совета. Установление основных правил улучшения работы. Разработка стратегии улучшения деятельности.
31. Оценка текущих требований и достигнутых результатов. Издержки вследствие низкого качества.
32. Агитация и обучение. Агитационная работа. Политика в области качества. Выработка у руководства ответственного отношения к качеству. Работник предприятия как партнер. Выработка у работников ответственного отношения к качеству. Программы обучения в рамках процесса улучшения.
33. Анализ планов улучшения деятельности функциональных подразделений. Фонд улучшения деятельности. Моральное и материальное стимулирование. Распространение достигнутых успехов. Разрешение проблем, связанных с системой управления. Взаимосвязь мероприятий по улучшению деятельности.
34. Участие управленческого персонала в совершенствовании деятельности организации. Роль управленческого персонала. Роль руководителя в совершенствовании деятельности. Стандарты качества деятельности. Отношение персонала к руководству. Устранение препятствий улучшения деятельности. Этапы совершенствования
35. Коллективное управление. Условия эффективности коллективного управления. Преимущества для организации. Преимущества для персонала организации. Препятствия на пути внедрения коллективного управления. Условия эффективности системы коллективного управления.
36. Обучение управленческого персонала. Цели и этапы обучения. Обучение вопросам управления качеством руководства высшего звена. Обучение вопросам обеспечения качества руководителей среднего звена. Принципы обучения и задачи управляющих. Связь с потребителями. Должностные инструкции и подготовка кадров.
37. Самоаттестация. Самооценка. Контрольные вопросы для проведения самооценки. Порядок проведения самоаттестации.
38. Задачи систем электронного обеспечения качества. Принципиальные подходы
39. Внедрение средств электронной обработки данных (ЭОД).
40. Электронно-вычислительные системы обеспечения качества (САQ).
41. Основные характеристики прикладного программного обеспечения, используемого в системах качества. (Project Expert; SAP R/3; SAP CRM 3.0; STATISTICA; 1С – бухгалтерия).
41. Обучение и повышение квалификации. Выбор и удовлетворение потребностей в обучении. Критерии подбора квалификационного персонала. Документирование учебных мероприятий
42. Развитие, обучение и повышение квалификации персонала в рамках всего предприятия.
43. Определение потребностей в обучении. Организация обучения. Контроль эффективности обучения.
44. Анализ фактического состояния дел в области качества. Значение сертификации. Развитие сертификации. Мотивы сертификации. Потребности рынка. Понятие сертификационных услуг.
45. Аудит и сертификация. Аккредитация. Сертификационные услуги. Проведение сертификации. Выбор службы по сертификации. Значимость сертификата на рынке. Качество сертификационных услуг. Имидж сертификата или сертификационной службы.
46. Проведение сертификации. Процедура сертификации. Польза от сертификации. Применение сертификатов в маркетинговой политике.
47. Проверка системы качества с помощью внутренних аудитов. Требования к аудиторам. Подготовка к внутренним аудитам.
48. Планирование аудита. Проведение внутренних аудитов. Вступительная беседа. Проведение аудита. Заключительная беседа. Отчет по аудиту. От аудита к анализу системы качества.
49. Внешние аудиты. Цели аудита. Подготовка к проведению внешнего аудита службами сертификации. Аудит, проводимый службой сертификации. Оценка результатов аудита.
50. Внешние аудиты, проводимые заказчиками у своих поставщиков (аудиты заказчиком поставщика). Проведение внешних аудитов поставщиками у своих субподрядчиков. Снижение затрат у поставщиков и субподрядчиков через сертификацию систем качества. |