ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет акмеологии и ее место в системе наук
- Предмет и понятийный аппарат акмеологии.
- Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания: социокультурный контекст
акмеологического познания; научно-методологические ориентации акмеологических исследований
и разработок; связи акмеологии с обществознанием; взаимосвязи акмеологии с человекознанием;
структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства.
- Задачи акмеологии: комплексное изучение развития человека на ступени взрослости; выявление
микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии;
изучение процесса овладения человеком профессией.
Тема 2. Методологические принципы и подходы в акмеологии
- Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии:
общеметодологические подходы в научном исследо¬вании (комплексный, системный, субъектный);
общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма);
конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности,
жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи).
- Принцип детерминизма развития : механистическая трактовка детерминизма; особенности
акмеологического понимания детерминации; структурные типы детерминации развития.
Тема 3. Методы акмеологии
- Специфика и сущность акмеологической диагностики: теоретико-методологические основания
и концептуальные подходы в диагностике; специфика объекта, предмета и задач акмеологической
диагностики; специфика диагностического показателя; основные методологические принципы
акмеологической диагностики; основные методы диагностики и виды диагностических исследований;
специфика построения выборки в диагностике.
- Методы акмеологических исследований.
- Эксперимент в акмеологии: эксперимент как метод исследования; виды эксперимента.
- Диагностические методы: общая характеристика диагностических методов; тестовые
методики в акмеологии; психобиографический метод; акмеологическая экспертиза.
Тема 4. Акмеологическое изучение человека как
индивида, личности, субъекта деятельности
- Акмеологическое понимание человека как индивида: индивид и индивидуальность; типология
индивидуальностей; темперамент; распределение наследуемых признаков.
- Акмеологическое понимание личности: психологический подход к личности; соотношение
психологического и акмеологического подходов к личности; соотношение идеала «вершины»
развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая
модель личности.
- Акмеологическое понимание субъекта: субъектная парадигма в психологии и акмеологии;
дискуссии о значении понятия субъекта; основные направления изучения субъекта в акмеологии;
акмеологическое качество и критерии определения субъекта.
Тема 5. Акмеологический подход к периодизации
возрастного развития человека
- Теоретические принципы периодизации возрастного развития
- Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития:
основные характеристики человека в период младенчества; основные характеристики человека
в дошкольном возрасте; основные характеристики человека в младшем школьном возрасте;
основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте; основные характеристики
человека в период ранней взрослости; основные характеристики человека в период средней взрослости;
основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости.
- Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека.
Тема 6. Вершины в развитии человека (или его «акме») и их основные характеристики
- Феномен «акме» и его главные характеристики.
- «Акме» в профессиональном развитии человека:
сущность феномена «акме» в профессиональном развитии человека; виды профессионального
«акме»; критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма
и профессиональной компетентности; условия достижения профессионального «акме».
- «Акме» в контексте жизненного пути человека: подходы к изучению жизненного пути человека;
структура жизненного пути; личность как субъект жизненного пути; высшие достижения — «акме»
в жизненном пути личности.
- «Акме» в личностном развитии человека.
- «Акме» в контексте индивидуального развития человека: индивидуальность в системе качеств
человека и «акме»; интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека;
стиль как система согласования индивидуальности человека со средой; типология стилей.
- «Акме» в контексте развития индивидуальности человека: понятие индивидуальности;
сущность аутопсихологической компетентности как способа развития «акме» в контексте индивидуальности;
акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности; типологии личности и характера;
виды психологических защит; типология стилей мышления.
- «Акме» в групповой профессиональной деятельности: рабочая команда как социально-психологическое
поле коллективного «акме»; организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития
коллективного «акме»; социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие
развития коллективного «акме».
- «Акме» гражданственности: актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе;
историко-акмеологический анализ понятий «гражданин», «гражданственность»; гражданское воспитание
как отражение интересов личности, общества и государства; гражданственность и профессионализм;
акмеологические условия и факторы гражданского становления личности; «акме» гражданственности
как вершина гражданской зрелости личности профессионала.
- «Акме» как феномен развития группы, организации, общности.
- «Акме» в художественно-творческой деятельности.
- Целостность и неповторимое своеобразие - важные свойства людей и их групп.
|