Главная страница
Содержание
 
 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет акмеологии и ее место в системе наук

  1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии.
  2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания: социокультурный контекст акмеологического познания; научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок; связи акмеологии с обществознанием; взаимосвязи акмеологии с человекознанием; структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства.
  3. Задачи акмеологии: комплексное изучение развития человека на ступени взрослости; выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии; изучение процесса овладения человеком профессией.

 

Тема 2. Методологические принципы и подходы в акмеологии

  1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии: общеметодологические подходы в научном исследо¬вании (комплексный, системный, субъектный); общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма); конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи).
  2. Принцип детерминизма развития : механистическая трактовка детерминизма; особенности акмеологического понимания детерминации; структурные типы детерминации развития.

 

Тема 3. Методы акмеологии

  1. Специфика и сущность акмеологической диагностики: теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике; специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики; специфика диагностического показателя; основные методологические принципы акмеологической диагностики; основные методы диагностики и виды диагностических исследований; специфика построения выборки в диагностике.
  2. Методы акмеологических исследований.
  3. Эксперимент в акмеологии: эксперимент как метод исследования; виды эксперимента.
  4. Диагностические методы: общая характеристика диагностических методов; тестовые методики в акмеологии; психобиографический метод; акмеологическая экспертиза.

 

Тема 4. Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности

  1. Акмеологическое понимание человека как индивида: индивид и индивидуальность; типология индивидуальностей; темперамент; распределение наследуемых признаков.
  2. Акмеологическое понимание личности: психологический подход к личности; соотношение психологического и акмеологического подходов к личности; соотношение идеала «вершины» развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности.
  3. Акмеологическое понимание субъекта: субъектная парадигма в психологии и акмеологии; дискуссии о значении понятия субъекта; основные направления изучения субъекта в акмеологии; акмеологическое качество и критерии определения субъекта.

 

Тема 5. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека

  1. Теоретические принципы периодизации возрастного развития
  2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития: основные характеристики человека в период младенчества; основные характеристики человека в дошкольном возрасте; основные характеристики человека в младшем школьном возрасте; основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте; основные характеристики человека в период ранней взрослости; основные характеристики человека в период средней взрослости; основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости.
  3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека.

 

Тема 6. Вершины в развитии человека (или его «акме») и их основные характеристики

  1. Феномен «акме» и его главные характеристики.
  2. «Акме» в профессиональном развитии человека: сущность феномена «акме» в профессиональном развитии человека; виды профессионального «акме»; критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности; условия достижения профессионального «акме».
  3. «Акме» в контексте жизненного пути человека: подходы к изучению жизненного пути человека; структура жизненного пути; личность как субъект жизненного пути; высшие достижения — «акме» в жизненном пути личности.
  4. «Акме» в личностном развитии человека.
  5. «Акме» в контексте индивидуального развития человека: индивидуальность в системе качеств человека и «акме»; интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека; стиль как система согласования индивидуальности человека со средой; типология стилей.
  6. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека: понятие индивидуальности; сущность аутопсихологической компетентности как способа развития «акме» в контексте индивидуальности; акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности; типологии личности и характера; виды психологических защит; типология стилей мышления.
  7. «Акме» в групповой профессиональной деятельности: рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного «акме»; организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного «акме»; социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного «акме».
  8. «Акме» гражданственности: актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе; историко-акмеологический анализ понятий «гражданин», «гражданственность»; гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства; гражданственность и профессионализм; акмеологические условия и факторы гражданского становления личности; «акме» гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала.
  9. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности.
  10. «Акме» в художественно-творческой деятельности.
  11. Целостность и неповторимое своеобразие - важные свойства людей и их групп.