-
Основные подходы к предмету экспериментальной психологии.
-
История становления
экспериментальной психологии
как самостоятельной области знания.
-
Научные
исследования, этапы, признаки и типы исследования.
-
Научная
теория и гипотеза, виды научных теорий.
-
Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках
психологических методов. Типы эмпирических данных.
-
Репрезентативность данных и объективность метода.
-
Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез.
-
Личностные особенности психологов-исследователей и
психологов-практиков.
-
Классификация методов психологического исследования.
-
Психологический эксперимент как совместная деятельность
испытуемого и экспериментатора, понятие экспериментального
общения.
-
Типы
испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы
контроля влияния личности испытуемого на эксперимент.
-
Влияние
личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки
экспериментатора, способы их контроля.
-
Этапы
проведения целостного экспериментального исследования.
-
Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и
внешнюю и операциональную валидность.
-
Экспериментальная выборка и способы ее создания, понятие об
экспериментальной и контрольной группах, репрезентативность
экспериментальной выборки.
-
Методы
контроля экспериментальных переменных, виды независимых,
зависимых и внешних переменных и отношения между ними.
-
Классификация шкал психологического измерения (одномерные и
многомерные шкалы), виды допустимых преобразований.
-
Основные виды психологических измерений, их классификация,
классическая теория теста.
-
Измерительные качества теста и их оценка, оценка трудности
заданий и градуировка теста.
-
Стохастическая теория тестов (IRT
или
теория
выбора ответа) и ее модификации: модели Лазарсфельда, Раша,
Бирнбаума.
-
Обобщение экспериментальных результатов на другие выборки,
на другие условия эксперимента и на других испытуемых.
-
Представление результатов исследования: графическое,
символическое и вербальное.
-
Метод
наблюдения. Способы качественного описания событий
и количественные оценки в данных наблюдения
-
Методы
опроса: беседа, интервью, анкетирование
-
Проективные методы и анализ предметов деятельности как
разновидности «Архивного метода».
-
Этические принципы проведения исследований на человеке.
-
Идеальный эксперимент, реальный эксперимент.
-
Корреляционное исследование.
-
Кросскультурное исследование.
-
Психогенетическое исследование.
-
Экспериментальный эффект при межгрупповой
схеме.
-
Установление экспериментального эффекта
при интраиндивидуальных планах
-
Открытые и закрытые психологические тесты
-
Планы
для одной независимой переменной. Характеристики плана «истинного»
экспериментального исследования.
-
Планы
для одной независимой переменной и нескольких групп,
преимущества и недостатки.
-
Факторные планы, виды экспериментов с использованием
факторных планов.
-
Планы
экспериментов для одного испытуемого, основные цели
использования таких планов.
-
Три
исследовательские парадигмы в эмпирической научной
психологии и их представители, их аргументы в пользу
различных способов получения достоверного знания.
-
Планирование по методу временных серий: схемы регулярного
чередования, метод смены критериев или «план возрастания
критериев», схемы позиционного уравнивания.
-
Доэкспериментальные планы, типы таких планов, преимущества и
недостатки.
-
Квазиэкспериментальные планы, их отличие от планов «истинного
эксперимента», главные источники артефактов.
-
Типы квазиэкспериментальных
планов: планы экспериментов для неэквивалентных групп,
планы дискретных временных серий.
-
Эксперимент
ex-post-facto,
области
применения таких планов.
-
Статистические гипотезы и их классификация, уровень
значимости, мощность критериев, ошибки первого и второго
порядка.
-
Типы
статистических гипотез и
задач
экспериментального исследования, как основания для выбора
методов статистической обработки данных.
-
Корреляционное исследование и виды связей между переменными
-
Непараметрические критерии, их виды и особенности применения
-
Дисперсионный анализ: однофакторный, многофакторный,
многомерный.
-
Факторный анализ как метод статистической обработки
многомерных исследований.
-
Отличие кластерного анализа от факторного, цели его
применения.