История и культурология
|
Лекция
№2. Механизм обработки потребителем рекламной информации. 2.3. Внимание. Не
все раздражители, которые активизируют личностные сенсорные рецепторы на
стадии контакта, получат возможность дополнительной обработки. Ограниченность
познавательных способностей не позволяет обрабатывать все доступные в данный
момент стимулы, так как познавательная система постоянно отслеживает
воспринимаемую информацию, отбирая часть ее для дальнейшей обработки. Раздражители,
прошедшие отбор, переходят на следующий этап модели обработки информации -
внимание. Внимание можно определить как направление познавательных ресурсов
на обработку раздражителя. Одна
из главных трудностей, стоящих перед коммерческой фирмой, - заставить
потребителя уделить внимание именно той информации, которую она хочет ему
сообщить. Жизнь компаний могла быть намного проще, если бы потребители
уделяли внимание всем рекламным объявлениям и продуктам, которые они
встречают на рынке. Но в реальной жизни потребители очень разборчивы. Одни
рекламные объявления и виды упаковки могут пробиться через нагромождение им
подобных, другие - нет. Учитывая избирательность внимания, важно понимать,
какие факторы влияют на распределение ограниченных ресурсов потребителей. Эти
факторы могут быть разбиты на две основные категории: личные факторы и
факторы, относящиеся к стимулам. Личные детерминанты внимания - это те
индивидуальные особенности человека, которые оказывают влияние на внимание.
По большей части эти факторы не поддаются контролю со стороны продавца. Более
того, их существование следует осознавать и рассматривать как ограничения,
преодоление которых говорит об эффективности стратегии. В любой момент жизни
человек испытывает массу потребностей. Потребность становится мотивом в том
случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение
снимает психологическое напряжение. В течении долгого времени психологи и
торговцы пытались создать классификацию потребностей человека. Однако
единственной работой, которая действительно выдержала испытание временем,
является классификация Абрахама Маслоу. Маслоу попытался объяснить, почему в
разное время индивид ощущает различные потребности. Он объясняет это тем, что
система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в
соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности
и потребности в самоутверждении. Теория Маслоу помогает производителям
понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и
самой жизни потенциальных покупателей. Теория
мотивации по З.Фрейду. Великий психолог полагал, что люди по большей части не
осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а
значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Вторая группа факторов, оказывающих
влияние на внимание, - это детерминанты, относящиеся к стимулам, т.е.
характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими
можно манипулировать для привлечения и усиления внимания. Следовательно, они
часто используются компаниями в борьбе за внимание потребителей. Размер:
Вообще говоря, чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он
привлечет внимание. Увеличение размера печатного объявления повышает шансы
привлечь внимание потребителей. Цвет:
Способности стимула привлекать и удерживать внимание могут быть значительно
увеличены при правильном использовании цвета. Кроме того, одни цвета
привлекают больше внимания, чем другие. Интенсивность:
Высокая интенсивность раздражителя часто вызывает повышенное к нему внимание.
Например, усиливают внимание громкие звуки и яркие цвета. Контраст:
Люди склонны уделять больше внимания тем раздражителям, которые контрастируют
со своим окружением. Представление стимулов, которые не являются последовательными
или контрастируют друг с другом, создает конфликт восприятия, что повышает
внимание. Например, черно-белое объявление, следующее за цветными, может
стать заметнее из-за контраста. Положение:
На заметность стимула может повлиять его положение. Например, продавцы
бакалейных товаров борются за такие выгодные места, как концы проходов в
магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Удачное расположение объявления
на странице также может повысить внимание к нему. Основное правило гласит,
что самым благоприятным местом для размещения рекламы является правый верхний
угол, а наименее благоприятным - правый нижний. Направление:
Глаз человека стремится перемещаться по объявлению в определенном
направлении. Примерами стимулов, указывающих направление, являются стрелки и
разнообразные указывающие символы. Движение:
Привлечению внимания способствует и метод изоляции, который заключается в
представлении немногочисленных раздражителей в относительно свободном
окружении. Это означает, что вместо сплошного заполнения рекламного
объявления информацией и изображениями, значительная его часть остается
«неиспользованной». Новизна:
Необычные и неожиданные раздражители привлекают внимание. Например,
использование раскладных изображений в журналах, принцип «музыкальной открытки»
и т.д. Усвоенные
стимулы: Некоторые раздражители привлекают наше внимание, потому что мы
привыкли на них реагировать. Телефонный звонок или звук сирены вызывают у
человека немедленную реакцию, поэтому они используются как фон в некоторых
рекламных роликах. Привлекательная
личность: Нередко для участия в программе приглашают известную фотомодель или
знаменитость. Подобные объявления встречаются довольно часто во всех
средствах массовой информации. |