Раздел 1. Общие положения
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Изучение курса «Конфликтология» имеет теоретико-практическое значение в целе-направленном формировании нравственно-психологической культуры делового общения в профессиональной сфере. В результате предоставления студентам знаний о теории конфликта и практических методов его предупреждения а, в случае возникновения, урегулирования, происходит подготовка к профессиональной деятельности.
Цель курса «Конфликтология» - расширение коммуникативной компетенции сту-дентов с целью подготовки их к решению производственных задач с учетом специфики про-фессиональной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
предоставление знаний об основных понятиях, источниках, механизмах конфликта;
формирование представлений о структуре конфликтной ситуации;
формирование представлений о формах протекания конфликта;
развитие умений применения современных технологий, средств, методов урегули-рования конфликта;
развивать умения определять особенности индивидуально-психических свойств субъекта потенциального конфликта и управлять им в целях нивелирования кон-фликтных ситуаций.
В соответствии с целями и задачами курса на лекциях студенты знакомятся с основными понятиями, структурой и этапами формирования конфликта, особенностями его развития в зависимости от таких факторов, как тип личности конфликтующих, микроклимат в организации, тип личности руководителя. Кроме того, студенты получают знания о методах нивелирования и разрешения конфликтных ситуаций в деловой сфере.
Данная рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта и, вместе с тем, носит авторский характер, использует новые концепции и подходы в организации учебного процесса.
Структура курса ориентирована на деятельность как теоретического, так и прикладного характера.
1.2 Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение курса должны знать:
основные понятия, источники, механизм конфликта;
структуру конфликтной ситуации;
формы протекания конфликта;
современные технологии, средства, методы урегулирования конфликта;
особенности индивидуально-психических процессов, свойств, состояний и их проявлений в конфликтах.
Студенты должны уметь:
эффективно применять теоретические знания об основных понятиях, источни-ках, механизмах конфликта в процессе делового общения;
распознавать тип и стадию конфликтной ситуации;
определять формы протекания конфликтов;
своевременно применять технологии, средства, методы урегулирования кон-фликта;
управлять индивидуально-психическим состоянием субъекта потенциального конфликта и управлять им в целях нивелирования конфликтных ситуаций.
1.3 Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами
Курс «Конфликтология» имеет свое логическое обоснование в таких предшест-вующих дисциплинах как «Социология», «Психология», «Деловое общение» являясь, в свою очередь, надежным базисом для изучения последующих дисциплин.
Раздел 2. Тематический план и содержание дисциплины
ОПД.Ф.07 Конфликтология.
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Природа социального конфликта. Источники и при-чины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта. Проблема типологии конфликтов.
Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической несовмести-мости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К.Килмена). Характеристика основных стилей: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Основные функции коммуникаций Механизм искажения информации.. «Барьеры» коммуникаций.
Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основ-ных понятий – регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация по-следствий
Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов.
Институционализация конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов
Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов
Информационное противоборство в конфликте. Принципы организации собственного информационного потока. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулиро-вания, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий.
Раздел 3. Распределение бюджета времени по видам занятий
3.1 Лекционные занятия
3.2. Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия
3.3 Самостоятельная работа студентов
Раздел 4. Организация итогового и промежуточного контроля знаний.
4.1 Комплект тестовых заданий по дисциплине «Конфликтология»
Выберите вариант правильного ответа в каждом из вопросов.
1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в конце XIX века;
б) в начале ХХ века;
в) в 30-е годы ХХ века;
г) в конце 50-х годов ХХ века;
д) в 70-е годы ХХ века.
2. Возникновение конфликтологии как самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;
д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.
3. Предметом конфликтологии являются:
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;
в) любые столкновения;
г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;
д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
4. Конфликт – это:
а) борьба мнений;
б) спор, дискуссия по острой проблеме;
в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;
г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;
д) столкновение противоположных позиций.
5. Противоборство – это:
а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;
б) столкновение интересов;
в) нанесение взаимного ущерба;
г) борьба мнений;
д) соперничество по поводу какого-либо предмета.
6. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
а) наличие противоположных суждений, мотивов или желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
б) наличие противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
в) наличие противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
г) наличие противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
д) наличие противоположных интересов и отсутствие возможностей по их реализации.
7. Конфликтная ситуация – это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.
8. Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;д) то, из-за чего возникает конфликт.
9. Инцидент – это:
а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
б) истинная причина конфликта;
в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
г) то, из-за чего возникает конфликт;
д) необходимое условие конфликта.
10. Стороны конфликта – это:
а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;
б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;
в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;
г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);
д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта
11. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?
а) межличностному бурному и быстротекущему;
б) межличностному, конструктивному;
в) межличностному, экономическому;
г) острому и длительному;
д) деструктивному.
12. Управление конфликтами – это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
13. Содержание управления конфликтами включает:
а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;
б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;
в) прогнозирование; регулирование; разрешение;
г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;
д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.
14. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.
15. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:
а) прогнозирования конфликта;
б) предупреждения конфликта;
в) стимулирования конфликта;
г) регулирования конфликта;
д) разрешения конфликта.
16. Институциализация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;
г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;
д) обращение к медиатору.
17. Легитимизация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
г) обращение к медиатору;
д) придание конфликту широкой огласки.
18. Принципами управления конфликтами являются:
а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;
б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;
в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;
г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;
д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.
19. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;
д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.
20.Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:
а) в США(70-80-х годах XX века);
б) в США(60-х годах XX века);
в) в Германии (70-х годах XX века);
г) в Австралии(80-х годах XX века);
д) в России (конец 80-х годов XX века).
4.2 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Конфликтология»
1. Конфликтология, ее предмет и задачи
2. История становления конфликтологии как науки.
3. Формирование отечественной школы конфликтологии
4. Природа социального конфликта
5. Источники и причины возникновения конфликта.
6. Позитивные функции конфликта.
7. Деструктивные функции конфликта.
8. Структурные элементы конфликта
9. Процесс и динамика конфликта.
10. Типы конфликтов.
11. Причины возникновения конфликтов на рабочем и месте
12. Проблема типологии конфликтов
13. Человеческий фактор в конфликте
14. Проблема эмоций и психологической несовместимости в процессе коммуникации
15. Типы конфликтных личностей.
16. Типичное поведение в конфликтной ситуации
17. Характеристика основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество
18. Оптимальные способы взаимодействия в ситуации конфликта
19. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
20. Коммуникация как источник конфликта.
21. Коммуникация как процесс с обратной связью
22. Основные функции коммуникации
23. Механизм искажения информации.
24. Рефлексивное управление личностью как метод предупреждения конфликтной ситуации
25. Индивидуально-психологические «барьеры» коммуникации
26. Информационные «барьеры» коммуникации
27. Коммуникативные «барьеры» коммуникации
28. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов.
29. Регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий конфликта.
30. Значение личности руководителя при решении конфликтных ситуаций.
31. Стили руководства и их влияние на формирование конфликтных ситуаций в рабочем коллективе.
32. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов.
33. Институционализация конфликтов
34. Легитимизация конфликтов.
35. Условия легитимности и институциональной процедуры.
36. Структурирование конфликтующих групп.
37. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов.
38. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов
39. Информационное противоборство в конфликте.
40. Принципы организации собственного информационного потока.
41. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулирования конфликта
42. «Связи с общественностью» как средство предотвращения конфликта или минимиза-ции его последствий
Раздел 5. Программно–информационные обучающие материалы
5.1. Художественный фильм Андрея Тарковского «Солярис».
5.2.Научно-популярный фильм «Миры и цивилизации»
Раздел 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины, (приборы, установки, стенды)
Перечень оборудования:
6.1 Мультимедийное оборудование – для презентаций, демонстрации видеороликов, фильмов.
6.2 Видеокамера – для съемок различных специальных мероприятий и событий, приобретения навыков создания видеоматериалов.
6.3. Цифровой фотоаппарат.
|