Раздел 1. Общие положения

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Изучение курса «Конфликтология» имеет теоретико-практическое значение в целе-направленном формировании нравственно-психологической культуры делового общения в профессиональной сфере. В результате предоставления студентам знаний о теории конфликта и практических методов его предупреждения а, в случае возникновения, урегулирования, происходит подготовка к профессиональной деятельности. Цель курса «Конфликтология» - расширение коммуникативной компетенции сту-дентов с целью подготовки их к решению производственных задач с учетом специфики про-фессиональной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • предоставление знаний об основных понятиях, источниках, механизмах конфликта;
  • формирование представлений о структуре конфликтной ситуации;
  • формирование представлений о формах протекания конфликта;
  • развитие умений применения современных технологий, средств, методов урегули-рования конфликта;
  • развивать умения определять особенности индивидуально-психических свойств субъекта потенциального конфликта и управлять им в целях нивелирования кон-фликтных ситуаций.
  • В соответствии с целями и задачами курса на лекциях студенты знакомятся с основными понятиями, структурой и этапами формирования конфликта, особенностями его развития в зависимости от таких факторов, как тип личности конфликтующих, микроклимат в организации, тип личности руководителя. Кроме того, студенты получают знания о методах нивелирования и разрешения конфликтных ситуаций в деловой сфере. Данная рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта и, вместе с тем, носит авторский характер, использует новые концепции и подходы в организации учебного процесса. Структура курса ориентирована на деятельность как теоретического, так и прикладного характера.

    1.2 Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

    Студенты, завершившие изучение курса должны знать:

  • основные понятия, источники, механизм конфликта;
  • структуру конфликтной ситуации;
  • формы протекания конфликта;
  • современные технологии, средства, методы урегулирования конфликта;
  • особенности индивидуально-психических процессов, свойств, состояний и их проявлений в конфликтах.
  • Студенты должны уметь:

  • эффективно применять теоретические знания об основных понятиях, источни-ках, механизмах конфликта в процессе делового общения;
  • распознавать тип и стадию конфликтной ситуации;
  • определять формы протекания конфликтов;
  • своевременно применять технологии, средства, методы урегулирования кон-фликта;
  • управлять индивидуально-психическим состоянием субъекта потенциального конфликта и управлять им в целях нивелирования конфликтных ситуаций.
  • 1.3 Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами

    Курс «Конфликтология» имеет свое логическое обоснование в таких предшест-вующих дисциплинах как «Социология», «Психология», «Деловое общение» являясь, в свою очередь, надежным базисом для изучения последующих дисциплин.

    Раздел 2. Тематический план и содержание дисциплины

    ОПД.Ф.07 Конфликтология.

    Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Природа социального конфликта. Источники и при-чины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта. Проблема типологии конфликтов. Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической несовмести-мости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К.Килмена). Характеристика основных стилей: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Основные функции коммуникаций Механизм искажения информации.. «Барьеры» коммуникаций. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основ-ных понятий – регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация по-следствий Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов.

    Институционализация конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов Информационное противоборство в конфликте. Принципы организации собственного информационного потока. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулиро-вания, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий. альтернативный текст

    Раздел 3. Распределение бюджета времени по видам занятий

    3.1 Лекционные занятия

    3.2. Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

    3.3 Самостоятельная работа студентов

    Раздел 4. Организация итогового и промежуточного контроля знаний.

    4.1 Комплект тестовых заданий по дисциплине «Конфликтология»

    Выберите вариант правильного ответа в каждом из вопросов.

    1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

    а) в конце XIX века;

    б) в начале ХХ века;

    в) в 30-е годы ХХ века;

    г) в конце 50-х годов ХХ века;

    д) в 70-е годы ХХ века.

    2. Возникновение конфликтологии как самостоятельной теории связано с работами:

    а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

    б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

    в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

    г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;

    д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.

    3. Предметом конфликтологии являются:

    а) конфликты;

    б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

    в) любые столкновения;

    г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

    д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.

    4. Конфликт – это:

    а) борьба мнений;

    б) спор, дискуссия по острой проблеме;

    в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

    г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

    д) столкновение противоположных позиций.

    5. Противоборство – это:

    а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

    б) столкновение интересов;

    в) нанесение взаимного ущерба;

    г) борьба мнений;

    д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

    6. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

    а) наличие противоположных суждений, мотивов или желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

    б) наличие противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

    в) наличие противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

    г) наличие противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

    д) наличие противоположных интересов и отсутствие возможностей по их реализации.

    7. Конфликтная ситуация – это:

    а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

    б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

    в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

    г) причина конфликта;

    д) этап развития конфликта.

    8. Причина конфликта – это:

    а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

    б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

    в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

    г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;д) то, из-за чего возникает конфликт.

    9. Инцидент – это:

    а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

    б) истинная причина конфликта;

    в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

    г) то, из-за чего возникает конфликт;

    д) необходимое условие конфликта.

    10. Стороны конфликта – это:

    а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

    б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

    в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

    г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);

    д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта

    11. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

    а) межличностному бурному и быстротекущему;

    б) межличностному, конструктивному;

    в) межличностному, экономическому;

    г) острому и длительному;

    д) деструктивному.

    12. Управление конфликтами – это:

    а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

    б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

    в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

    г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

    д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

    13. Содержание управления конфликтами включает:

    а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

    б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

    в) прогнозирование; регулирование; разрешение;

    г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

    д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

    14. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

    а) социологический метод;

    б) метод тестирования;

    в) метод картографии;

    г) метод наблюдения;

    д) метод эксперимента.

    15. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

    а) прогнозирования конфликта;

    б) предупреждения конфликта;

    в) стимулирования конфликта;

    г) регулирования конфликта;

    д) разрешения конфликта.

    16. Институциализация конфликта – это:

    а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

    б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

    в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

    г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

    д) обращение к медиатору.

    17. Легитимизация конфликта – это:

    а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

    б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

    в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

    г) обращение к медиатору;

    д) придание конфликту широкой огласки.

    18. Принципами управления конфликтами являются:

    а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

    б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

    в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

    г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

    д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

    19. Предпосылками разрешения конфликта являются:

    а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

    б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

    в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

    г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

    д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

    20.Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

    а) в США(70-80-х годах XX века);

    б) в США(60-х годах XX века);

    в) в Германии (70-х годах XX века);

    г) в Австралии(80-х годах XX века);

    д) в России (конец 80-х годов XX века).

    4.2 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Конфликтология»

    1. Конфликтология, ее предмет и задачи

    2. История становления конфликтологии как науки.

    3. Формирование отечественной школы конфликтологии

    4. Природа социального конфликта

    5. Источники и причины возникновения конфликта.

    6. Позитивные функции конфликта.

    7. Деструктивные функции конфликта.

    8. Структурные элементы конфликта

    9. Процесс и динамика конфликта.

    10. Типы конфликтов.

    11. Причины возникновения конфликтов на рабочем и месте

    12. Проблема типологии конфликтов

    13. Человеческий фактор в конфликте

    14. Проблема эмоций и психологической несовместимости в процессе коммуникации

    15. Типы конфликтных личностей.

    16. Типичное поведение в конфликтной ситуации

    17. Характеристика основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество

    18. Оптимальные способы взаимодействия в ситуации конфликта

    19. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

    20. Коммуникация как источник конфликта.

    21. Коммуникация как процесс с обратной связью

    22. Основные функции коммуникации

    23. Механизм искажения информации.

    24. Рефлексивное управление личностью как метод предупреждения конфликтной ситуации

    25. Индивидуально-психологические «барьеры» коммуникации

    26. Информационные «барьеры» коммуникации

    27. Коммуникативные «барьеры» коммуникации

    28. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов.

    29. Регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий конфликта.

    30. Значение личности руководителя при решении конфликтных ситуаций.

    31. Стили руководства и их влияние на формирование конфликтных ситуаций в рабочем коллективе.

    32. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов.

    33. Институционализация конфликтов

    34. Легитимизация конфликтов.

    35. Условия легитимности и институциональной процедуры.

    36. Структурирование конфликтующих групп.

    37. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов.

    38. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

    39. Информационное противоборство в конфликте.

    40. Принципы организации собственного информационного потока.

    41. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулирования конфликта

    42. «Связи с общественностью» как средство предотвращения конфликта или минимиза-ции его последствий

    Раздел 5. Программно–информационные обучающие материалы

    5.1. Художественный фильм Андрея Тарковского «Солярис».

    5.2.Научно-популярный фильм «Миры и цивилизации»

    Раздел 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины, (приборы, установки, стенды)

    Перечень оборудования:

    6.1 Мультимедийное оборудование – для презентаций, демонстрации видеороликов, фильмов.

    6.2 Видеокамера – для съемок различных специальных мероприятий и событий, приобретения навыков создания видеоматериалов.

    6.3. Цифровой фотоаппарат.