Раздел 4. Организация итогового и промежуточного контроля знаний.

4.1 Комплект тестовых заданий по дисциплине «Конфликтология»

Выберите вариант правильного ответа в каждом из вопросов.

1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в начале ХХ века;

в) в 30-е годы ХХ века;

г) в конце 50-х годов ХХ века;

д) в 70-е годы ХХ века.

2. Возникновение конфликтологии как самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.

3. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.

4. Конфликт – это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

5. Противоборство – это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

6. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие противоположных суждений, мотивов или желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов и отсутствие возможностей по их реализации.

7. Конфликтная ситуация – это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

8. Причина конфликта – это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;д) то, из-за чего возникает конфликт.

9. Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

10. Стороны конфликта – это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта

11. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) межличностному, экономическому;

г) острому и длительному;

д) деструктивному.

12. Управление конфликтами – это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

13. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

в) прогнозирование; регулирование; разрешение;

г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

14. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

15. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

а) прогнозирования конфликта;

б) предупреждения конфликта;

в) стимулирования конфликта;

г) регулирования конфликта;

д) разрешения конфликта.

16. Институциализация конфликта – это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

д) обращение к медиатору.

17. Легитимизация конфликта – это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

г) обращение к медиатору;

д) придание конфликту широкой огласки.

18. Принципами управления конфликтами являются:

а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

19. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

20.Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

а) в США(70-80-х годах XX века);

б) в США(60-х годах XX века);

в) в Германии (70-х годах XX века);

г) в Австралии(80-х годах XX века);

д) в России (конец 80-х годов XX века).

4.2 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Конфликтология»

1. Конфликтология, ее предмет и задачи

2. История становления конфликтологии как науки.

3. Формирование отечественной школы конфликтологии

4. Природа социального конфликта

5. Источники и причины возникновения конфликта.

6. Позитивные функции конфликта.

7. Деструктивные функции конфликта.

8. Структурные элементы конфликта

9. Процесс и динамика конфликта.

10. Типы конфликтов.

11. Причины возникновения конфликтов на рабочем и месте

12. Проблема типологии конфликтов

13. Человеческий фактор в конфликте

14. Проблема эмоций и психологической несовместимости в процессе коммуникации

15. Типы конфликтных личностей.

16. Типичное поведение в конфликтной ситуации

17. Характеристика основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество

18. Оптимальные способы взаимодействия в ситуации конфликта

19. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

20. Коммуникация как источник конфликта.

21. Коммуникация как процесс с обратной связью

22. Основные функции коммуникации

23. Механизм искажения информации.

24. Рефлексивное управление личностью как метод предупреждения конфликтной ситуации

25. Индивидуально-психологические «барьеры» коммуникации

26. Информационные «барьеры» коммуникации

27. Коммуникативные «барьеры» коммуникации

28. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов.

29. Регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий конфликта.

30. Значение личности руководителя при решении конфликтных ситуаций.

31. Стили руководства и их влияние на формирование конфликтных ситуаций в рабочем коллективе.

32. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов.

33. Институционализация конфликтов

34. Легитимизация конфликтов.

35. Условия легитимности и институциональной процедуры.

36. Структурирование конфликтующих групп.

37. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов.

38. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

39. Информационное противоборство в конфликте.

40. Принципы организации собственного информационного потока.

41. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулирования конфликта

42. «Связи с общественностью» как средство предотвращения конфликта или минимиза-ции его последствий