Главная страница
Содержание
 
 

Взаимоотношения донских казаков с Русским государством в XVI – XVII вв.

   Установление между Русским государством и Доном тесных отношений в XVI — XVII вв. обусловливалось взаимными потребностями. Для казаков имела значение экономическая и внешнеполитическая поддержка со стороны Москвы, а также возможность видеться с родственниками, торговать, совершать паломничество по святым местам. Русское правительство в свою очередь осознавало важную роль казаков в обороне южной границ страны, в сдерживании агрессивных действий против России со стороны Крыма и Турции. Поэтому связи между Русским государством и Доном, установленные примерно в 70-х гг. XVI в. (согласно текста, наиболее ранних из дошедших до нашего времени, царских грамот донским казакам, датируемых 1570 и 1571 гг.) неизменно поддерживались. Прерывались они лишь на весьма короткое время, когда Москва, пыталась оказать давление на казаков и заставить их поступать в соответствии с интересами государства.

   Взаимоотношения между Москвой и Доном были основаны на определенных принципах, которые по-разному оцениваются историками. Одни считают, что в основе их лежал принцип взаимоотношений между государственной властью и её подданными, т.е. донскими казаками. По их мнению, донская земля юридически была составной частью Российского государства, хотя её население и пользовалось широкими автономными правами и во многом отличалось по своему положению от других социальных групп. Политику правительства на Дону они рассматривали как часть российской внутренней политики. Другие считали, что отношения между Русским государством и Войском Донским строились по принципу взаимоотношений двух независимых государств, имевших на международной арене одних и тех же противников. Это предопределило складывание между ними военно-политического союза, в котором Россия как более сильная сторона играла ведущую роль. Такой союз подкреплялся заинтересованностью казачества в экономической помощи со стороны Москвы, а также наличием между Русским государством и Доном религиозной, и этнической общности.

   Эти взгляды противоречат друг другу. Но есть и третья точка зрения, высказанная в разные годы донскими историками Сватиковым С.Г. в 1924 году и Пронштейном А.П. в 1961 году. С.Г. Сватиков считал, что во взаимоотношениях Москвы и Дона существует определённый рубеж, это 1614 год, когда казакам, по просьбе казачьей старшины, было прислано знамя царя Михаила Фёдоровича, ставшее символом установления вассальной зависимости Войска Донского от русского государя. До этого события Дон представлял собой независимую республику, а после стал вассалом. При этом независимость Войска Донского была ограничена в небольшой степени. А.П. Пронштейн, сравнивая изменения в положении казаков по отношению к Москве, произошедшие в XVIII веке, отмечал, что казачья республика в XVII веке являлась вассалом Русского государства, а уже в XVIII веке превратилась в провинцию Российской империи.

   Таким образом, основываясь на мнении авторитетных донских историков, отметим, что в эволюции взаимоотношений Войска Донского и Русского государства можно выделить три этапа:

  1. с середины XVI века по 1614 год – отношения независимых государств, имеющих общих врагов;
  2. с 1614 года по 1709 год - отношения вассальной казачьей республики и сюзерена (сеньора) Русского государства (вассал служит сеньору и за это получает от него земельное пожалование);
  3. с 1709 года (когда окончательно было подавлено восстание К.А. Булавина, Войско Донское потеряло часть своих земель - бахмутские соляные промыслы, но главное - донское казачество было подчинено власти русского царя, Пётр I стал утверждать избиравшихся на Круге атаманов) по 1917 год – отношения между правителем и его подданными. Земля Войска Донского превращается в провинцию Российской империи, а казаки в военно-служилое сословие.