Основные источники существования донских казаков в XVI – XVII вв.
Походы за зипунами, жалование, «замирные» с азовских турок.
Торговля, охота, рыболовство были важным подспорьем для казака, но не они приносили ему основной доход. Главную прибыль давала военная добыча, как в прочем и товары, для торговли включая, ясырь. Она и кормила и одевала казака. Поэтому, поход за добычей казаки называли «походом за зипунами». Дело в том, что зипун – это верхняя теплая одежда, как современное полупальто, только выглядел иначе. Стоил он в те годы немало, а в осеннее-зимний период был необходим. Сходил в поход, вернулся с добычей – будет зипун и тебе и родне. А сложил голову на чужой земле так и зипун тебе не нужен. Но опасность не останавливала казаков. Потому, что большинство не имело никаких других возможностей поправить своё материальное положение. Это, прежде всего, касалось вновь прибывшей бедноты, так называемых голутвенных казаков или Голутвы (у Запорожских казаков - голытьбы). Атаманы и домовитые казаки нередко давали голутвенным казакам оружие и снаряжение. А после похода те делились с «кредиторами» частью добычи.
В 20-е гг.XVII века походы за зипунами стали мешать Москве, поддерживать мирные отношения с Турцией и Крымом, что ей было необходимо при подготовке к войне с Польшей. Русское государство требовало прекратить набеги на Османские владения, но казаки, для которых это был жизненно важный вопрос, отвергли претензии России. Конфликт из-за походов «за зипунами» обострился на столько сильно, что в царской грамоте от 6 октября 1629года, адресованной на Дон, казаки были названы злодеями и врагами «креста Христова». Кульминация этого кризиса наступила в 1630 году, когда русское правительство потребовало от казаков, отправиться в поход против Польши совместно с турецкими войсками. Для давления на казаков в Москве была арестована зимовая станица (казачье посольство, отправляемое ежегодно осенью в Москву за жалованием, в нём могло находиться до 100 казаков с атаманом и есаулом, возвращалось посольство весной) во главе с атаманом Наумом Васильевым. 70 казаков отправили в ссылку на север в г. Холмогоры.
Но запугать казаков не удалось. Они отказались идти в поход вместе с турками, хотя не были против, повоевать с поляками в составе русских войск. Приезд на Дон воеводы И. Карамышева лишь «подлил масла в огонь». Воевода заявил, что в случае неповиновения будет расправляться с донцами. 18 сентября 1630 года он был зарублен казаками на Войсковом Круге. После этого убийства обе стороны осознали, что дело зашло слишком далеко. Часть казаков хотела помириться с Москвой, другие во главе с атаманом Волокитой Фроловым стремились окончательно разорвать все связи. Сторонники атамана оказались в меньшинстве. Он был смещён. Новым атаманом был избран Иван Каторжный. 6 октября 1630 года казаки отправили лёгкой станицей (небольшая группа казаков отправляемых в любое время в Москву с грамотой (отпиской) или какой либо информацией) царю отписку, в котором каялись за убийство И. Карамышева, но при этом объясняли свою несдержанность провокационным поведением воеводы. Далее, донцы говорили о своей готовности служить царю верой и правдой, а если царь не простит их, то казаки готовы уйти с Дона. Однако тут же они намекали на невыгодность такого развития событий для России. Потому, что место казаков тут же займут крымские татары или ногайцы.
Правительство, не располагало силами для карательной акции и понимало опасность ухода казаков с берегов Дона. Поэтому в Москве были не против пойти с ними на компромисс. Но решили продемонстрировать крайнюю степень недовольства, что проявилось в задержании лёгкой станицы, кроме того, жалование в 1631 году так и не было прислано на Дон. В свою очередь часть казаков сходили за зипунами в Крым, а другие грабили на Волге купеческие караваны. Затем И. Каторжному удалось остановить казачьи набеги против турок и татар. Причём, донцы перестали атаковать даже те вражеские отряды, которые возвращались из набегов на южные земли России. А набеги мусульман не прекращались и даже набирали силу. В этих условиях русское правительство решило отменить санкции по отношению к Войску Донскому. В 1632 году на Дон была отправлена грамота с призывом идти к Смоленску на войну против Польши, а также было доставлено жалование. Москва отпустила казачьи станицы, а казаки приняли участие в боях с поляками. Кризис, вызванный походами за зипунами, был преодолён. Всё это показывает значение военной добычи как источника существования казаков.
В приведённом выше примере, упоминалось ещё одно средство дохода казаков. Речь идёт о царском жаловании за службу. В него входили деньги, сукно, порох, свинец, хлеб и вино. Но жалование предназначалось старожилым (домовитым) казакам. Вновь прибывшие голутвенные казаки могли рассчитывать лишь на военную добычу.
Атаман и представители старшины получали также дополнительное жалование в виде подарков, которые вручались при посещении Москвы зимовыми и лёгкими станицами. Рядовые казаки из этих посольств тоже одаривались, но в меньшем размере. Дополнительное жалование выдавалось и за определённые заслуги, например за выдачу С. Разина или за высылку предводителей движения раскольников. Таким образом, царское жалование и подарки использовались правительством, для образования в казачьих рядах состоятельной прослойки своих сторонников.
Ещё одним источником доходов для казачества служили так называемые «замирные». Эти средства взимались с азовских турок за перемирие в боевых действиях. Обычно казаки в качестве платы брали 10 пленных, которым возвращали свободу, деньги, соль, котлы, неводы для ловли рыбы, нити.
Земледелие и скотоводство были не возможны в «краю войны», как называли турки донские просторы. Поэтому, походы за зипунами, царское жалование, подарки, «замирные» были основными источниками средств существования донских казаков. Сами донцы в «Повести об Азовском сидении» об этом говорили следующее: «…Кормит нас, молодцев, небесный царь в степи своей милостью, зверем диким да морскою рыбою. Питаемся словно птицы небесные: не сеем, не пашем, не собираем в житницы. Так питаемся подле моря Синего. А серебро и золото за морем у вас находим. А жен себе красных, любых выбираючи, от вас же уводим».
|