Главная страница
Содержание
 
 

Органы власти у донских казаков.

   При обсуждении важных вопросов донцы собирались в круг. Такое расположение участников олицетворяло равенство каждого из них. Название построения стало названием и самого собрания (Войсковой Круг). В его работе могли участвовать только совершеннолетние казаки. По звуку медного колокола они собирались на майдане со всех сторон городка. Затем появлялся атаман. Он выходил в центр круга, к нему присоединялись есаул и всеми уважаемые казаки. Одновременно в Круг вносился бунчук (символ общевойскового достоинства в виде белого конского хвоста, выпущенного из серебряного шара на длинной палке). Помощник атамана есаул в это время обращался к собравшимся: «А ну помолчи, атаманы-молодцы, атаман наш войсковой трухменку гнет!». Атаман снимал в знак уважения перед Кругом трухменку — высокую барашковую шапку, и все читали молитву, после чего начиналось обсуждение, которое вел сам атаман. Одобрение или неодобрение казаки выражали возгласами: «Любо!» или «Не любо!».

   Войсковой Круг был высшим законодательным органом у донских казаков. И в этом статусе Круг решал важнейшие вопросы: прием в казаки, отправление казачьих посольств в Москву, в другие страны, объявление войны и заключение мира, выбор войсковой власти, разрешение споров, суд над главными преступниками, женитьба и развод. В исторических документах этот термин появляется в 1554 г., когда донцы казаки именно на Круге решили оказать помощь Ивану Грозному в походе на Астраханское ханство. Утвержденные большинством членов Круга решения считались законом, выполнять, который обязан был каждый казак. Ослушников ждало строгое наказание.

   Всеобщий войсковой Круг собирался обычно раз в год, весной, в донской казачьей столице на майдане (площади) перед церковью. Важным условием участия в круге была трезвость: пьяных казаков с позором изгоняли из Круга, накладывая на них пеню – штраф. Каждый городок управлялся своим Кругом. Если на нем выносились спорные решения, они обсуждались на войсковом Кругу, слово которого считалось окончательным, В таком виде казачьи Круги просуществовали до правления Петра I, который сильно уменьшил их права.

   Между сборами войсковых Кругов власть принадлежала атаману. Это слово означает - «вожак». Атаманом мог стать человек, отличавшийся личными качествами, например: храбростью, отвагой, умением предвидеть развитие событий, удачливостью, военным опытом. Он выбирался на эту должность казаками сроком на один год, а по

   прошествии его складывал свои полномочия, становясь рядовым казаком. Удачливого атамана могли переизбрать на следующий срок, а неудачника свергнуть, не дожидаясь истечения срока полномочий. Бывшие атаманы были важными фигурами в Войске. Действующие атаманы часто советовались с ними, из Москвы для наиболее авторитетных привозились подарки. Из их числа постепенно сформировалась донская знать – старшина.

   Избранному на Кругу атаману вручали знаки атаманской власти и достоинства - булаву и насеку. Булава состояла из ореховой палки длиной ? аршина (около 60 см) с серебряным шаром на конце. Разновидностью булавы был шестопер — с шестью гранями на ударной поверхности «голове». Атаманская насека представляла собой длинный жезл (21/4 аршина – около 135-140 см) с серебряным набалдашником на конце, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. В походе власть атамана была беспрекословной, что выражалось в пословице: «Куда наш атаман взгляд кинет, туда мы головы свои бросим». Каждый казачий городок выбирал своего атамана. Кроме этого были у донцов еще походные атаманы, избиравшиеся на время похода и слагавшие свои полномочия по его окончании.

   Донской историк М.П. Астапенко своей книге «Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920 гг.) называет имена следующих донских атаманов XVI века:

   Сары-Азман (1548-1550)

   Сусар Федоров(1552)

   Федор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун Филимонов (1554-1556)

   Михаил Черкашенин (1570)

   Никита Мамин (1571)

   Иван Кишкин (1584)

   Семён Войеков, Смирной Фёдоров, Василий Жигулин, Иван Нос,

   Иван Фёдорович Трубецких, Василий Кабан, Прокопий Трубченин (1592)

   Степан Ершов (1593)

   Степан Ершов, Никита Волдырь, Иван Нос (1594)

   Значительную роль в Войске играл есаул, избиравшийся также на Кругу. Он был помощником войскового атамана. В его обязанности входило открытие войскового Круга. В структуру исполнительной власти казаков входили войсковой дьяк (писарь) и войсковой толмач (переводчик). Эти должности занимали уважаемые в казачьей среде люди. Немалая часть из них вошла в ряды старшины.

   Войсковые документы, скреплялись печатью, на которой был изображен олень, раненый стрелой. Это изображение символизировало казака, убегающего от неволи на вольный Дон. В 1704 г. Петр I учредил для войска Донского печать, на которой был изображен казак, сидящий на бочке. Сюжет этого изображения царь якобы увидел во время посещения им Черкасска (ст. Старочеркасской).

   Важной основой войскового суверенитета являлось войсковое право и судебная власть. Суд происходил в главном городке Войска. Судили не только казаков, но и лиц находившихся на Дону по различным делам и нарушивших казачьи законы. Процедура суда проводилась на Кругу и была упрощённой. Обвиняемый доставлялся на Круг, ему предъявлялось обвинение, после голосования, провозглашался приговор, который тут же приводился в исполнение. Смертной казнью наказывались «непристойные речи» в отношении казачества, воровство у своих, убийство казаков, нерадивая служба Войску. Осуждённого ждал расстрел или утопление в мешке (в куле) с песком и камнями. Однако предусматривалась защита от произвола – смертный приговор мог выноситься и исполняться лишь в главном городке Войска. Суровость неписанного войскового права помогала, сдерживать страсти в казачьем вооружённом сообществе.

   Демократическим устройством внутренней жизни казаки очень гордились. И были готовы сражаться за него как с внешним врагом, так и с попытками царских властей подчинить себе свободный, вольный донской народ.