Главная страница
Содержание
 
 

Происхождение донского казачества и причины его возникновения.

         Наша земля повидала многие народы. Одни проносились по донским степям как ветер, другие задерживались на некоторое время, третьи жили здесь веками. В древности это были: легендарные киммерийцы; ираноязычные скифы, сарматы и их потомки аланы; в устье Дона построили свой город – Танаис греки; в III веке н. э. сюда пришли германцы – остготы, но вихрь нашествия гуннов поглотил их. В эпоху средневековья последовательно сменяют друг друга тюркские народы: болгары, угры (венгры), авары, хазары, печенеги, гузы (их потомки – торки и берендеи), половцы, монголо-татары. Проживали на Дону и славяне, например в Саркеле (Белой Веже). В последствии, потомков её смешанного славяно-тюрского населения станут называть бродниками. Немного иначе об этом народе говорит Л.Н. Гумилёв. По его мнению, хазары-христиане, поселившиеся в долине Дона приняли, наименование «бродники». В свою очередь их потомки стали называться казаками. А связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным и православие позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов. Появляются на Дону и новгородские ушкуйники, занимавшиеся торговлей и набегами. Донской историк В.Н. Королёв находил много общего у новгородских ушкуйников и донских казаков XVI – XVII вв., в частности умение, вести бой на воде, похожие мотивы песен.

   Вообще же вопрос о происхождении казачества достаточно спорный. Трудно назвать народ, от которого берут начало донские казаки. Они были прекрасными кавалеристами, что позволяет говорить кочевом образе жизни их предков, в тоже время донцы показали себя и как непревзойдённые мореходы, что свойственно народам поколениями, живущими у «большой воды». У казаков Верхнего Дона преобладали во внешности славянские черты. А для казаков Нижнего Дона был характерен тюркский облик.

  Да и само слово «казак» тюркского происхождения, обозначающее вольного человека. Из таких вольных людей обычно формировались передовые отряды монголо-татарской конницы, которая вела разведку, начинала сражение, наносила удары во фланг и тыл противника, преследовала его при отступлении. В свободное от походов время, такие удальцы жили в приграничной зоне, занимаясь охотой, рыбной ловлей или менее мирными делами, например разбоем на торговых дорогах, а другим напротив удавалось, наняться на службу для охраны городов, либо купцов, послов и других путешественников.

  В конце XV – начале XVI века начинается процесс переселения на Дон и объединение с уже живущими здесь несколько веков группами казаков-татар и казаков-бродников – русских ватаг промысловиков, «служилых людей» и крестьян уходивших из родных мест в связи с усилением крепостной зависимости. В XVI – XVII вв. этот процесс приобретает массовый характер. Благодаря ему восполнялись потери и обеспечивался прирост численности казаков.

  Попытки его регулировать русским правительством казаки отвергают формулой – «С Дона выдачи нет», которую подтверждают действиями. Лишь Петру I после жесточайшей расправы над булавинцами удалось, опираясь на донскую старшину, установить контроль государства над донским казачеством. Но к этому времени число казаков возрастало уже за счёт естественного прироста.

  Казачество формировалось между христианскими и мусульманскими государствами в условиях ожесточённой борьбы между ними. Противники православия – крымские татары и турки, исповедавшие ислам, были и врагами казаков. За исключением азовских казаков, в основном мусульман, находившихся на службе у турецких властей. Отсюда их противостояние приобретало характер борьбы христианства с исламом, что, впрочем, не закрывало наглухо доступ представителям этих народов в ряды казачества. Во время своих набегов на вражеские населённые пункты казаки освобождали из неволи христиан, а захваченные в плен мусульмане могли вступить в вольное братство.

  Поэтому вхождение в донское казачество представителей тюрских этносов и кавказских горцев происходило, чаще всего, по одиночке либо в виде малых разрозненных групп. Их адаптация могла протекать следующим образом: новобранец принимал христианство, и это в последующем приводило к этнической ассимиляции. Такой путь пополнял численно преобладавшую славяно-русскую часть казачества. А это, в свою очередь, приводило к образованию культурного и антропологического разнообразия в его среде. Дело в том, что смена веры давала возможность вступить в брак, и среди казаков появилось достаточно много метисов, которых называли тюркским словом – «тума», тоже значение имело слово – «болдырь». Служивший в России в 1802 году и изучавший устье Дона в качестве инженера-гидротехника, а в последствии ставший офицером генерального штаба наполеоновской армии, А.Л. Де-Романо, среди знатных донских родов, ведущих родословную от неславянских предков назвал – Яновых, Татариновых, Черкесовых, Турчаниновых и других.

  Кроме ассимиляции был и другой путь. В составе донского казачества одновременно с численно преобладающей славяно-русской группой существовали группы казаков-мусульман и казаков-калмыков. В документах они именуются «донскими», «базовыми», «юртовыми». Этими названиями они отделяются от своих соплеменников, которые зачастую были врагами казаков. Время появления группы казаков-мусульман точно неизвестно. Но донской историк В.Д. Сухоруков в одной из своих статей, опубликованной в 1832 году, ссылается на рассказы казаков-мусульман о восьми поколениях своих предков живших среди донцов. Уже в 70-е гг. XVII века станица Черкасского городка Татарская была населена казаками-мусульманами. А после основания М.И. Платовым Новочеркасска в 1805 году мусульманская станица переселилась на новое место – в двух верстах от новой столицы казачества. Принятые в казачье сословие в начале XIX века, мусульмане-ногайцы проживали в селении Дарьинка. Казаки-мусульмане сохраняли свои обычаи, вероисповедание, язык имели мечеть. В 1860 году около 115 семей казаков-мусульман переселились в Турцию, в последствии некоторые из них всё же вернулись на Дон.

  Группа донских казаков-калмыков сложилась в середине XVIII века. Она образовалась из тех калмыков, которые в силу разных причин отрывались от своих улусов. В 1803 году М.И. Платов выделил калмыкам земли в сальских и манычских степях. Численность данной группы казаков стала возрастать за счёт естественного прироста. Донские калмыки сохраняли свои обычаи, язык и религию – на территории их округа существовали ламаистские монастыри.

  В документах XVII – XVIII вв. встречаются упоминания о греках, поляках, литовцах, немцах и даже одном французе, одним словом о европейцах, ставших донскими казаками. Немец Иван Арадов руководил работами по подготовке подкопа и подрыве крепостной стены при взятии Азова 18 июня 1637 года. Атаман Андрей Корела, оказавший огромную помощь Лжедмитрию I, был родом из Курляндии. Выходцы из Европы успешно ассимилировались славяно-русской частью казачества. О происхождении их потомков свидетельствуют теперь – «говорящие» фамилии: Поляковы, Ляховы, Грековы, Литвиновы и другие.

  Таким образом, в «создании» донского казачества принимали участие представители различных народов избравших для проживания берега Дона и его притоков. Наиболее крупными были две группы: это переселенцы из Руси и местные татары (при этом численность русских преобладала и неуклонно продолжала расти), определённую роль могла сыграть и третья группа – бродники, потомки славяно-тюркского населения Белой Вежи. Нельзя исключать конфликтов между ними, но выжить им всем помог компромисс - открытость казачьей общины для новых членов. Вливались ли русские переселенцы в отряды татар или бродников, либо принимали их в свои ряды – это определить трудно. А вот результат стал очевидным – было создано сообщество смелых и отважных людей, отличных воинов, землепроходцев, земледельцев. Появился субэтнос, представители которого верой и правдой служили и служат России.