ТЕМА 5: ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 1-е: ФОРМИРОВАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. Проторенессанс: поиски и открытия.
- Становление и расцвет национальных школ в искусстве Раннего Возрождения (живопись, архитектура, скульптура).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Какие задачи ставило перед собой искусство эпохи Возрождения?
- Почему в это время был так велик интерес к живописи и другим пространственным искусствам?
- Какое влияние оказало искусство античности на искусство Ренессанса?
- Каких живописцев проторенессанса вы знаете? Охарактеризуйте их творчество.
- В чем состоит новаторство Джотто?
- Дайте характеристику архитектуре раннего Возрождения.
- Как в творчестве выдающихся скульпторов раннего Возрождения отразился идеал ренессансного человека?
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
- Величайший поэт линий - Сандро Боттичелли.
- Леон Батиста Альберти: «архитектор гармонии».
- Собор Санта Мария дель Фьоре – шедевр Ренессанса.
ЗАНЯТИЕ 2-е: ИСКУССТВО ВЫСОКОГО И СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Искусство Высокого Возрождения.
2. Позднее Возрождение: маньеризм как выражение духовного кризиса эпохи.
3. Искусство Северного Возрождения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Почему творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело относится к перио-
ду Высокого (зрелого) Возрождения?
2. Как в творчестве представителей позднего Возрождения находит выражение кризис
ренессансной культуры?
- Назовите основных представителей маньеризма, дайте характеристику их творчества.
- В чем состоит своеобразие венецианской школы живописи?
- Как отличается изображение человека и окружающих его вещей в искусстве Северного Возрождения от итальянского искусства того же периода?
- Почему в Нидерландах раньше, чем в других странах Северной Европы, появляются ренессансные черты художественной культуры?
- Охарактеризуйте нидерландскую школу живописи (Я. ван Эйк, П. Брейгель и др.).
- Расскажите о творчестве виднейших представителей искусства Германии.
- Почему творчество Матиаса Грюневальда противопоставляется живописи Альбрехта Дюрера?
- Дайте характеристику творчеству великого немецкого портретиста – Ганса Гольбейна Младшего.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1. Рафаэль и мечта о совершенном человеке.
- Микеланджело: скульптор, архитектор, живописец и поэт.
- Созвучие человека с природой в творчестве Джорджоне.
- Венецианский «бог живописи» - Тициан.
- Альбрехт Дюрер и его творчество.
- Иеронимус Босх: символы и смыслы.
ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 9, 10(т.1); 13, 22, 23, 24(вып. 1,2), 25, 31, 38, 42.
ТЕМА 6: ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЗАНЯТИЕ 1-е: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XVII в.
- Общая характеристика культуры Нового времени. Преодоление маньеризма.
- Барокко и классицизм. Национальные школы живописи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Как сказались основные характеристики этого этапа на развитии искусства?
- Искусство А. Караччи и М. Караваджо как преодоление маньеризма.
- Охарактеризуйте фламандскую школу живописи.
- Дайте определение харлемской школы, назовите ее основных представителей.
- Дельфтская школа живописи: ее особенности.
- В чем проявился «Золотой век» искусства Испании?
- Расскажите об особенностях бытового жанра.
- Назовите основные архитектурные памятники барокко, объясните их особенности.
- Какие наиболее известные шедевры барочной скульптуры вы знаете?
- В чем проявился новый подход в пейзажной живописи? Расскажите об этих живописцах.
- Дайте характеристику французского искусства этого периода.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
- П.П. Рубенс – глава фламандской школы.
- Ян Вермеер: шедевры дельфтской школы.
- «Тихая жизнь предметов» - голландский натюрморт.
- Версаль – памятник искусства Нового времени.
- Творчество Веласкеса, Мурильо, Сурбарана, Риберы.
- «Чародей римского барокко» – Франческо Борромини.
- Городской пейзаж Каналетто.
ЗАНЯТИЕ 2-е: ИСКУССТВО АНГЛИИ И ФРАНЦИИ XVIII-XIX вв.
- Культура эпохи Просвещения (ее истоки и содержание).
- Французское искусство XVIII-XIX вв.: новые стили и задачи.
- Английское искусство XVIII-XIX вв.: особенности развития.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Как сказались идеи эпохи Просвещения на развитии искусства?
- Почему искусство Древнего Рима стало образцом для классицизма?
- Назовите признаки стиля ампир в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
- Каковы характерные черты стиля рококо (на примере живописи Ватто, Фрагонара, Грёза, Шардена)?
- Как проявился сентиментализм в искусстве данного периода?
- В чем особенность романтизма как стиля в искусстве (живопись Жерико и Делакруа)?
- Охарактеризуйте творчество художников-барбизонцев?
- Проанализируйте английскую живопись данного периода (творчество Хогарта, Рейнольдса и Гейнсборо).
- В чем своеобразие живописной манеры прерафаэлитов? Назовите основных представителей.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1. Живописец быта третьего сословия – Жан Батист Симеон Шарден.
2. Жак Луи Давид – политик и живописец.
3. Архитектура XIX века.
4. Джон Рёскин – идеолог прерафаэлитов.
ЗАНЯТИЕ 3-е: ИСКУССТВО РОССИИ XVIII века.
1. Общая характеристика культуры России XVIII в.
2. Особенности развития русского искусства в петровскую эпоху.
3. Искусство России 2-й половины XVIII века.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как повлияли реформы Петра I на развитие искусства?
- Охарактеризуйте принципиальные отличия архитектуры петровской эпохи, назовите основные архитектурные памятники этого времени.
- Расскажите о творчестве русских художников 1-й пол. XVIII в. (Никитин, Вишняков, Матвеев).
- Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское время?
- В чем проявилась социальная функция парадного портрета? Назовите основных живописцев-портретистов середины XVIII в.
- Расскажите о русской архитектуре екатерининской эпохи. Назовите наиболее известных архитекторов и памятники этого периода.
- Назовите особенности и основные черты скульптуры 2-й пол. XVIII в., охарактеризуйте творчество русских скульпторов этого периода.
- Как проявились особенности русского портрета екатерининской эпохи в творчестве Рокотова, Левицкого, Боровиковского?
- Какие другие жанры получили развитие в живописи данного периода?
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1. Жизнь и творчество И. Никитина.
2. Санкт-Петербург – памятник архитектуры XVIII в.
3. Петергоф – памятник барочной архитектуры.
4. В.И. Баженов: жизнь и творчество.
5. Реалистические скульптурные портреты Ф.И. Шубина.
6. Основоположник исторического жанра в России – А.П. Лосенко.
ЗАНЯТИЕ 4-е: РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА.
- Общая характеристика русской культуры XIX в.
- Основные стили и направления в искусстве России 1-й пол.XIX в.
- Основные стили и направления в русском искусстве 2-й пол. XIX в.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чём проявилась взаимосвязь основных тенденций развития культуры и русского искусства этого периода?
2. Какие стили получили развитие в русской архитектуре XIX в.?
3. Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик русских городов?
4. Назовите особенности развития монументальной и станковой скульптуры XIX века.
5. Какие стили и направления развивались русскими художниками 1-й половины XIX в.?
6. Охарактеризуйте творчество Щедрина, Тропинина, Венецианова, Брюллова.
7. Расскажите о развитии бытового жанра в русской живописи XIX в.
8. Охарактеризуйте творчество основных представителей «критического реализма» в
живописи XIX в. «Товарищество художественных передвижных выставок».
9. Дайте характеристику исторического и батального жанров в русской живописи 2-й пол.
XIX в.
10. Назовите особенности развития пейзажа в русской живописи XIX в.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1. Библейские сюжеты в живописи А.А. Иванова.
2. Жизнь и творчество П.А. Федотова.
3. Две школы в русской архитектуре XIX в.: московская (О.И. Бове и др.) и петербургская
(К.И. Росси и др.).
4. «Товарищество передвижных выставок»: поиски и открытия.
5. Новая эстетика пейзажа в живописи (И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И. Левитан и др.).
ЛИТЕРАТУРА
3, 4, 8, 9, 10; 15, 21, 23, 24 (вып. 2,3), 26, 27, 28, 29, 31, 36, 42,43.
ТЕМА 7: ИСКУССТВО РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.
1. Общая характеристика культуры России на рубеже веков. Серебряный век русской культуры
2. «Мир искусства»: основное содержание творчества и его важнейшие представители.
3. Русский авангард: направления и особенности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чём проявился кризис рубежа веков в России?
2. Назовите основные характеристики Серебряного века русской культуры.
3. Проанализируйте новое понимание роли искусства в творчестве художников–
«мирискусников».
4. Охарактеризуйте основные этапы и направления деятельности, особенности творчества
художественного объединения «Мир искусства».
5. Какие основные идеи воплощает русский авангард? Назовите его представителей.
6. Дайте характеристику творчества различных авангардистских групп.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1. Творческие поиски «Союза русских художников».
2. Выдающиеся живописцы рубежа веков (А. Бенуа, А. Рябушкин, М. Нестеров,
М. Врубель, В. Серов и др.).
3. Памятники модернистской архитектуры.
4. «Лучизм» М. Ларионова и Н. Гончаровой.
ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 10(т.2); 26, 27, 35, 37, 39, 43.
1. Становление советского искусства в 20-е-30-е годы.
2. Отражение в изобразительном искусстве войны 1941-1945 гг.
3. Искусство 60-90-х годов:
а) 60-е – первая половина 80-х годов;
б) искусство перестроечной эпохи и современной России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Как восприняли революцию 1917 г. представители творческой художественной интеллигенции? Какую политику проводила Советская власть в области культуры и искусства?
2. Какие направления и художественные объединения существовали в искусстве этого
периода?
3. Какие новые формы изобразительного искусства создала революция?
4. Охарактеризуйте формы живописи 20-е гг. (станковая, портретная, бытовая, пейзаж,
плакат).
5. Как развивались скульптура и архитектура в 20-е гг.?
6. Охарактеризуйте развитие искусства в 30-е гг.
7. Как изменились функции искусства в годы Великой Отечественной войны?
8. В чём особенность развития искусства в послевоенные годы? Какие жанры выходят на
первый план и почему?
9. Что такое «суровый стиль» в живописи? В чём особенность развития искусства в 60-70-е
годы?
10. Расскажите о наиболее ярких национальных школах советского искусства.
11. Какие изменения в развитии скульптуры происходили в эти годы? Расскажите о наибо-
лее известных архитектурно-скульптурных памятниках и мемориалах?
12. Как повлияла на развитие искусства перестройка (1985-1991 гг.)?
13. В чём проявилась противоречивость развития изобразительного искусства в сер. 80-х
– нач. 90-х гг. Назовите основные тенденции его развития.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
- Творческие союзы и объединения живописцев в 20-е годы («Бубновый валет», «Бытие», «НОЖ», «Жарцвет», «Общество московских живописцев», АХРР, «4 искусства», ОМХ, РАПХ, ОРС, АХР и др.).
- Жизнь в искусстве (Татлин В., Малевич К., Попова Л., Кончаловский П., Кузнецов П., Филонов П., Кандинский В., Шагал М.).
- Лениниана – искусство, призванное революцией.
- Художники советского быта (Горенов М., Касаткин Г., Ряжский Г., Дейнека А., Пименов Ю., Петров-Водкин К.)
- «Сражающееся искусство» – искусство в годы войны.
- Искусство и политика: влияние и отторжение.
ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 10(т.2); 26, 27, 34, 40, 43.
ТЕМА 9: ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА
1. Основные направления и стили искусства первой половины XX века.
2. Экспериментальное искусство второй половины XX века.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Что такое «современное искусство»? Каково его отношение к традициям?
- Какова роль примитивизма в художественной революции начала XX века? Творчество А. Руссо и М. Шагала.
- В чём смысл «теории органической архитектуры» Ф.Л. Райта и «инженерного стиля» В. Гропиуса?
- Почему художники этого периода постоянно ищут оригинальность в творчестве?
- Какова сущность экспрессионизма? Приведите примеры экспрессионизма в живописи, скульптуре?
- Абстракционизм, кубизм и фовизм: поиск новых приёмов живописи.
- Охарактеризуйте сюрреализм как экспериментальные попытки нового объяснения реальности.
- Проанализируйте особенности таких течений в искусстве 2-й пол. XX в., как «абстрактный экспрессионизм или живопись действия», поп-арт, опт-арт и др.
- Как отвечает современное искусство на вызовы времени?
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
- Творчество П. Пикассо.
- Мэтры сюрреализма.
- Архитектура XX века.
- Выдающиеся скульпторы современности.
3, 8, 9; 12, 23, 31, 33, 35, 42.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Александров В.Н. История русского искусства. – Минск: Харвест, 2004.
- Власова А.М. Словарь терминов и понятий по истории искусства (для студентов
дневной и заочной форм обучения). – Ростов н/Д, ДГТУ, 2007.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб пособие. – М.: Академия, 2005.
- Ильина Т.В. Русский XVIII век. Изобразительное искусство. Музыка. Учеб. - М.: Дрофа, 2004.
- Кравцова М.Е. История искусства Китая. – СПб: Лань, 2004.
- Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Древний мир. - М.: Астрель: АСТ, 2004
- Основы теории художественной культуры / под ред. Мосоловой Л.М. – СПб: Ланьтрейд, 2003.
- Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.:Academia, 2004.
- Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник. В 2 т. – М., 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М. – 1987
- Андреев Л.Г. Сюрреализм: История. Теория. Практика. - М.: Гелеос, 2004.
- Арган Дж.К. История итальянского искусства в 2-тт. - М, 1990
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – М., 1999.
- Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. – М.: Знание, 1991.
- В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства. – М., 2001.
- Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси - М., 1993
- Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. - М.: Искусство, 2002.
- Виноградова Н.А., Коптерева Т.Н., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. М., 1997.
- Всеобщая история искусств в 6 тт. – М., 1960.
- Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. - М., 2005.
- Гомбрих Э. История искусств. М., 1998
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1-3.- М..: Искусство, 1987-1993.
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х тт. – М., 1978.
- Иллюстрированный словарь русского искусства. – М.: Белый город, 2001.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 2000.
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. - М.: Высшая школа, 2001
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учеб. для вузов./3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2000.
- Искусство древнего мира. Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
- Лидин Р.А. Мастера западноевропейского изобразительного искусства и архитектуры. Энцикл. словарь. – М., 2004.
- Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
- Парсонс Т. Постимпрессионизм. Становление современного искусства. – М., 2000.
- Пинегина Л.А. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. – М., 1990.
- Полевой В. Малая история искусств: Искусство ХХ века. 1901-1945. – М.: Искусство, 1991.
- Прусс И.Е. Малая история искусств. Искусство XVII в. – М., 1973.
- Рапацкая Л.А. Искусство «Серебряного века». – М., 1996.
- Райт С. Ренессанс. Шедевры мирового искусства и архитектуры. – Минск: Белфакс, 1998.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX- нач.XX в. – М.,1997.
- Степанян Н. Искусство России XX в. Взгляд из девяностых. – М., 1999.
- Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе.- М. 1981
- Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука-классика, 2002.
- 500 шедевров русского искусства. – М.: Харвест, 2004.
ЦДО ДГТУ © 2010
- Полевой В. Малая история искусств: Искусство ХХ века. 1901-1945. – М.: Искусство, 1991.
- Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.