«Искусство»

ТЕМА 5: ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 1-е: ФОРМИРОВАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

ЗАНЯТИЕ 2-е: ИСКУССТВО ВЫСОКОГО И СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Искусство Высокого Возрождения.
2. Позднее Возрождение: маньеризм как выражение духовного кризиса эпохи.
3. Искусство Северного Возрождения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.  Почему творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело относится  к перио-
ду Высокого (зрелого) Возрождения?
2.  Как в творчестве представителей позднего Возрождения находит выражение кризис
ренессансной культуры?

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

1.   Рафаэль и мечта о совершенном человеке.

ЛИТЕРАТУРА

                3, 8, 9, 10(т.1); 13, 22, 23, 24(вып. 1,2), 25, 31, 38, 42.

 

ТЕМА 6: ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

ЗАНЯТИЕ 1-е:  НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XVII в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

ЗАНЯТИЕ 2-е: ИСКУССТВО АНГЛИИ И ФРАНЦИИ  XVIII-XIX вв.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ
1.   Живописец быта третьего сословия – Жан Батист Симеон Шарден.
2.   Жак Луи Давид – политик и живописец.
3.   Архитектура XIX века.
4.   Джон Рёскин – идеолог прерафаэлитов.

ЗАНЯТИЕ 3-е: ИСКУССТВО РОССИИ XVIII века.
1. Общая характеристика культуры России XVIII в.
2. Особенности развития русского искусства в петровскую эпоху.
3. Искусство России 2-й половины XVIII века.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.     Как повлияли реформы Петра I на развитие искусства?

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

1. Жизнь и творчество И. Никитина.
2. Санкт-Петербург – памятник архитектуры XVIII в.
3. Петергоф – памятник барочной архитектуры.
4. В.И. Баженов: жизнь и творчество.
5. Реалистические скульптурные портреты Ф.И. Шубина.
6. Основоположник исторического жанра в России – А.П. Лосенко.

ЗАНЯТИЕ 4-е: РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX  ВЕКА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чём проявилась взаимосвязь основных тенденций развития культуры и русского искусства этого периода?
2.  Какие стили получили развитие в русской архитектуре  XIX в.?
3.  Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик русских городов?
4.  Назовите особенности развития монументальной и станковой скульптуры XIX века.
5.  Какие стили и направления развивались русскими художниками 1-й половины XIX в.?
6.  Охарактеризуйте творчество Щедрина, Тропинина, Венецианова, Брюллова.
7.  Расскажите о развитии бытового жанра в русской живописи XIX в.
8.  Охарактеризуйте творчество основных представителей «критического реализма» в  
живописи XIX в. «Товарищество художественных передвижных  выставок».
9. Дайте характеристику исторического и батального жанров в русской живописи 2-й пол.  
XIX в.
10. Назовите особенности развития пейзажа в русской живописи XIX в.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

1.  Библейские сюжеты в живописи А.А. Иванова.
2. Жизнь и творчество П.А. Федотова.
3. Две школы в русской архитектуре XIX  в.: московская (О.И. Бове и др.) и петербургская
(К.И. Росси и др.).
4. «Товарищество передвижных выставок»: поиски и открытия.
5. Новая эстетика пейзажа в живописи (И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, И.И. Левитан и др.).
ЛИТЕРАТУРА
3, 4, 8, 9, 10; 15, 21, 23, 24 (вып. 2,3), 26, 27, 28, 29, 31, 36, 42,43.

ТЕМА 7: ИСКУССТВО РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX  ВЕКОВ.


1. Общая характеристика культуры России на рубеже веков. Серебряный век русской культуры
2. «Мир искусства»: основное содержание творчества и его важнейшие представители.
3. Русский авангард: направления и особенности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чём проявился кризис рубежа веков в России?
2. Назовите основные характеристики Серебряного века русской культуры.
3. Проанализируйте новое понимание роли искусства в творчестве художников–
«мирискусников».
4. Охарактеризуйте основные этапы и направления деятельности, особенности творчества  
художественного объединения «Мир искусства».
5. Какие основные идеи воплощает  русский авангард? Назовите его представителей.
6. Дайте характеристику творчества различных авангардистских групп.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

1. Творческие поиски «Союза русских художников».
2. Выдающиеся живописцы рубежа веков (А. Бенуа, А. Рябушкин, М. Нестеров,
М. Врубель, В. Серов и др.).
3. Памятники модернистской архитектуры.
4. «Лучизм» М. Ларионова и Н. Гончаровой.
ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 10(т.2); 26, 27, 35, 37, 39, 43.

ТЕМА 8: СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО


1. Становление советского искусства в 20-е-30-е годы.
2. Отражение в изобразительном искусстве войны 1941-1945 гг.
3. Искусство 60-90-х годов:
а) 60-е – первая половина 80-х годов;
б) искусство перестроечной эпохи и современной России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

2. Какие направления и художественные объединения существовали в искусстве этого
периода?
3. Какие новые формы изобразительного искусства создала революция?
4. Охарактеризуйте формы живописи 20-е гг. (станковая, портретная, бытовая, пейзаж,
плакат).
5. Как развивались скульптура и  архитектура в 20-е гг.?
6. Охарактеризуйте развитие искусства в 30-е гг.
7. Как изменились функции искусства в годы Великой Отечественной войны?
8. В чём особенность развития искусства в послевоенные годы? Какие жанры выходят на
первый план и почему?
9. Что такое «суровый стиль» в живописи? В чём особенность развития искусства в 60-70-е
годы?
10. Расскажите о наиболее ярких национальных школах советского искусства.
11. Какие изменения в развитии скульптуры происходили в эти годы? Расскажите о наибо-
лее известных архитектурно-скульптурных памятниках и мемориалах?
12. Как повлияла на развитие искусства перестройка (1985-1991 гг.)?
13. В чём проявилась противоречивость развития изобразительного искусства в  сер. 80-х
– нач. 90-х гг. Назовите основные тенденции его развития.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 10(т.2); 26, 27, 34, 40, 43.

ТЕМА 9: ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА


1.  Основные направления и стили искусства первой половины XX века.
2.  Экспериментальное искусство второй половины XX века.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • Что такое «современное искусство»? Каково его отношение к традициям?
  • Какова роль примитивизма в художественной революции начала XX века? Творчество А. Руссо и М. Шагала.
  • В чём смысл «теории органической архитектуры» Ф.Л. Райта и «инженерного стиля» В. Гропиуса?
  • Почему художники этого периода постоянно ищут оригинальность в творчестве?
  • Какова сущность экспрессионизма? Приведите примеры экспрессионизма в живописи, скульптуре?
  • Абстракционизм, кубизм и фовизм: поиск новых приёмов живописи.
  • Охарактеризуйте сюрреализм как экспериментальные попытки нового объяснения реальности.
  • Проанализируйте особенности таких течений в искусстве 2-й пол. XX в., как «абстрактный экспрессионизм или живопись действия», поп-арт, опт-арт и др.
  • Как отвечает современное искусство на вызовы времени?

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

        • Творчество П. Пикассо.
        • Мэтры сюрреализма.
        • Архитектура XX века.
        • Выдающиеся скульпторы современности.
ЛИТЕРАТУРА
3, 8, 9; 12, 23, 31, 33, 35, 42.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

       дневной и заочной форм обучения). – Ростов н/Д, ДГТУ, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА