История и культурология    

5.      Предлагаемая тематика и планы семинарских (практических)

занятий в форме семинаров «трёх уровней» (см. разд. 4)[2]

 

Семинарское (практическое) занятие № 1. Вводное занятие. Преподаватель разъясняет студентам предмет, тематику, формы и методы учебной работы на семинарах, распределяет тематические задания, организует рабочие группы, даёт дополнительные материалы, задания и т.п.

 

Семинарское (практическое) занятие № 2. «Первый уровень». Культурология как научная и учебная дисциплина. Культура/цивилизация – основной предмет изучения в культурологии.

1.     Исторические корни культурологии, причины появления этой науки.

2.     Зарождение и формирование культурологии как науки: краткая история и основные этапы.

3.     Структура культурологического знания, его основные разделы, науки, являющиеся частью культурологии.

4.     Специфика культурологии как новой гуманитарной науки. Предмет, главные проблемные области культурологии.

5.     Понятие «культура»: его история, главные значения, место в системе философских и научных категорий.

6.     Понятие «цивилизация»: его история, основные значения, взаимосвязь с понятием «культура».

7.     Структура, функции и типология культуры.

8.     Морфология и динамика культуры.

 

Семинарское (практическое) занятие № 3. «Первый уровень». Историческая типология культуры: первобытный и архаический типы культуры.

1.     Проблемы антропогенеза и культурогенеза: общая характеристика, основные понятия, периодизация первобытной эпохи в истории культуры.

2.     Материальная культура первобытной эпохи: общая характеристика, обзор археологических находок.

3.     Духовная культура первобытных людей: общая характеристика, основные понятия, формы, аспекты.

4.     Архаически-восточный тип культуры: общая культурологическая характеристика.

5.     Архаически-западный (античный) тип культуры: общая культурологическая характеристика.

6.     Особенности и достижения древних культур Востока: Египет, Месопотамия, Индия, Китай.

7.     Особенности и достижения культуры Древней Греции.

8.     Особенности и достижения культуры Древнего Рима.

 

Семинарское (практическое) занятие № 4. «Первый уровень». Историческая типология культуры: эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени.

1.     Средневековый тип культуры: общая культурологическая характеристика, особенности средневековой культуры на Западе и Востоке.

2.     Средневековый тип культуры в Западной Европе.

3.     Средневековый тип культуры в Византии и Древней Руси.

4.     Средневековый тип культуры в странах мусульманского Востока.

5.     Ренессансный тип культуры: общая культурологическая характеристика, особенности Итальянского и Северного Возрождения.

6.     Культура эпохи Нового времени: общая культурологическая характеристика, особенности культуры Просвещения в Европе и России.

7.     Стилевое многообразие художественной культуры эпохи Нового времени в Европе и России.

8.     Модернистский и постмодернистский тип культуры в XX веке: общая культурологическая характеристика.

 

Семинарское (практическое) занятие № 5. «Вторая ступень». Проблемы развития культурологической науки.

1.     Проблемы специфики гуманитарного и культурологического знания в западной науке XIX-XX вв.: неокантианство, «философия жизни», «игровой» подход, структурализм и постструктурализм.

2.     Проблемы эволюции, прогрессивных и регрессивных изменений в культуре в западном эволюционизме и неоэволюционизме XIX-XX вв.

3.     Проблемы происхождения, развития и кризиса культуры в психоаналитическом направлении в культурологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе).

4.     Проблемы универсальности и самобытности культуры в русской философской мысли XIX-XX вв. (западники, славянофилы, евразийцы).

 

Семинарское (практическое) занятие № 6. «Вторая ступень». Проблемы изучения истории культуры.

1.     Проблемы изучения формирования и ранних стадий развития культуры (культурогенез и первобытная культура).

2.     Проблемы культурологического исследования дихотомии восточного и западного типа культуры.

3.     Проблемы исследования сущности цивилизации в европейской культуре эпох Просвещения и Прогресса (XVIII-XIX вв.).

4.     Проблемы изучения ментальностей в исторической и культурологической науке.

 

Семинарское (практическое) занятие № 7. «Вторая ступень». Проблемы изучения культуры как системы.

1.     Проблемы исследования процессов аккультурации, инкультурации, культурализации.

2.     Проблемы изучения культуры как информационно-знаковой системы (в рамках семиотического подхода в культурологии).

3.     Проблемы исследования локальных особенностей и стадий развития культуры (в рамках «теории локальных цивилизаций» и культурной антропологии).

4.     Проблемы изучения субкультур.

 

Семинарское (практическое) занятие № 8. «Третья ступень». Диспут (варианты поиска проблематики).

1.     Культура и природа.

2.     Традиции и новации в культуре.

3.     Субкультуры, различные формы «контркультуры» и «нормальная» культура.

4.     «Молодёжная» и «взрослая» культура.

5.     Профессиональная и общая культура человека.

6.     Массовая и элитарная формы культуры.

7.     Глобализм и антиглобализм в современной культуре.

 

Семинарское (практическое) занятие № 9. Заключительный семинар.

Может быть использован преподавателем для подведения итогов семинарских занятий, проверку самостоятельных работ (если они задавались на целый семестр), приём задолженностей, досрочной сдачи экзамена, плановой сдачи зачёта и т.д. Возможно проведение на этом семинаре ещё одного диспута.

 

[2] Планы рассчитаны на 9 семинарских занятий (18 учебных часов) в течение семестра. Три занятия отводятся на первый «уровень», три занятия – на второй «уровень», одно занятие – на третий «уровень».