История и культурология
|
5. Предлагаемая тематика и
планы семинарских (практических) занятий в форме семинаров «трёх уровней» (см. разд. 4)[2] Семинарское (практическое) занятие № 1. Вводное занятие. Преподаватель
разъясняет студентам предмет, тематику, формы и методы учебной работы на
семинарах, распределяет тематические задания, организует рабочие группы, даёт
дополнительные материалы, задания и т.п. Семинарское (практическое) занятие № 2. «Первый уровень». Культурология
как научная и учебная дисциплина. Культура/цивилизация – основной предмет изучения
в культурологии. 1. Исторические корни культурологии,
причины появления этой науки. 2. Зарождение и формирование
культурологии как науки: краткая история и основные этапы. 3. Структура культурологического знания,
его основные разделы, науки, являющиеся частью культурологии. 4. Специфика культурологии как новой
гуманитарной науки. Предмет, главные проблемные области культурологии. 5. Понятие «культура»: его история,
главные значения, место в системе философских и научных категорий. 6. Понятие «цивилизация»: его история,
основные значения, взаимосвязь с понятием «культура». 7. Структура, функции и типология
культуры. 8. Морфология и динамика культуры. Семинарское (практическое) занятие № 3. «Первый уровень». Историческая
типология культуры: первобытный и архаический типы культуры. 1. Проблемы антропогенеза и
культурогенеза: общая характеристика, основные понятия, периодизация первобытной
эпохи в истории культуры. 2. Материальная культура первобытной
эпохи: общая характеристика, обзор археологических находок. 3. Духовная культура первобытных людей:
общая характеристика, основные понятия, формы, аспекты. 4. Архаически-восточный тип культуры: общая
культурологическая характеристика. 5. Архаически-западный (античный) тип
культуры: общая культурологическая характеристика. 6. Особенности и достижения древних
культур Востока: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. 7. Особенности и достижения культуры
Древней Греции. 8. Особенности и достижения культуры
Древнего Рима. Семинарское (практическое) занятие № 4. «Первый уровень». Историческая
типология культуры: эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени. 1. Средневековый тип культуры: общая
культурологическая характеристика, особенности средневековой культуры на Западе
и Востоке. 2. Средневековый тип культуры в Западной
Европе. 3. Средневековый тип культуры в Византии
и Древней Руси. 4. Средневековый тип культуры в странах
мусульманского Востока. 5. Ренессансный тип культуры: общая
культурологическая характеристика, особенности Итальянского и Северного
Возрождения. 6. Культура эпохи Нового времени: общая
культурологическая характеристика, особенности культуры Просвещения в Европе и
России. 7. Стилевое многообразие художественной
культуры эпохи Нового времени в Европе и России. 8. Модернистский и постмодернистский тип
культуры в XX веке: общая культурологическая характеристика. Семинарское (практическое) занятие № 5. «Вторая ступень». Проблемы
развития культурологической науки. 1. Проблемы специфики гуманитарного и
культурологического знания в западной науке XIX-XX вв.: неокантианство, «философия
жизни», «игровой» подход, структурализм и постструктурализм. 2. Проблемы эволюции, прогрессивных и
регрессивных изменений в культуре в западном эволюционизме и неоэволюционизме XIX-XX вв. 3. Проблемы происхождения, развития и
кризиса культуры в психоаналитическом направлении в культурологии (З. Фрейд,
К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе). 4. Проблемы универсальности и
самобытности культуры в русской философской мысли XIX-XX вв. (западники, славянофилы,
евразийцы). Семинарское (практическое) занятие № 6. «Вторая ступень». Проблемы
изучения истории культуры. 1. Проблемы изучения формирования и
ранних стадий развития культуры (культурогенез и первобытная культура). 2. Проблемы культурологического
исследования дихотомии восточного и западного типа культуры. 3. Проблемы исследования сущности
цивилизации в европейской культуре эпох Просвещения и Прогресса (XVIII-XIX вв.). 4. Проблемы изучения ментальностей в
исторической и культурологической науке. Семинарское (практическое) занятие № 7. «Вторая ступень». Проблемы
изучения культуры как системы. 1. Проблемы исследования процессов
аккультурации, инкультурации, культурализации. 2. Проблемы изучения культуры как
информационно-знаковой системы (в рамках семиотического подхода в
культурологии). 3. Проблемы исследования локальных
особенностей и стадий развития культуры (в рамках «теории локальных
цивилизаций» и культурной антропологии). 4. Проблемы изучения субкультур. Семинарское (практическое) занятие № 8. «Третья ступень».
Диспут (варианты поиска проблематики). 1. Культура и природа. 2. Традиции и новации в культуре. 3. Субкультуры, различные формы
«контркультуры» и «нормальная» культура. 4. «Молодёжная» и «взрослая» культура. 5. Профессиональная и общая культура
человека. 6. Массовая и элитарная формы культуры. 7. Глобализм и антиглобализм в
современной культуре. Семинарское (практическое) занятие № 9. Заключительный семинар. Может быть использован
преподавателем для подведения итогов семинарских занятий, проверку самостоятельных
работ (если они задавались на целый семестр), приём задолженностей, досрочной
сдачи экзамена, плановой сдачи зачёта и т.д. Возможно проведение на этом
семинаре ещё одного диспута. [2] Планы рассчитаны на 9 семинарских занятий (18 учебных часов) в течение семестра. Три занятия отводятся на первый «уровень», три занятия – на второй «уровень», одно занятие – на третий «уровень». |