История и культурология    

4.      Формы проведения семинарских (практических) занятий

 

Преподаватель может выбрать одну из форм проведения семинарских занятий, а также комбинировать различные их формы. Наиболее удачными формами представляются:

1.     Семинары, на которых последовательно рассматриваются основные темы курса, выстроенные в соответствии с тематическими разделами (см. выше). К каждой теме семинара преподаватель предоставляет студентам темы докладов, назначает докладчиков, оппонентов, рецензентов. Семинар проводится в форме обсуждения подготовленных студентами докладов. Преподаватель выступает как ведущий, «председатель на научной конференции».

2.     Семинары, на которых студентами выполняются письменные задания: по типу контрольной или самостоятельной работы, письменного ответа на контрольные вопросы, выполнения тестовых заданий. Задания для письменных работ разрабатываются преподавателем. Часть из них может быть дана студентам заранее (в виде «домашнего задания»), часть – даётся уже на самом занятии и соответствует известной студентам теме семинара (материал по этой теме студенты изучают по учебнику).

3.     Семинары, на которых используются методики, комбинирующие устно-докладные и письменные формы учебной работы.

4.     Семинары, на которых используется система «трёх уровней». Учебный материал распределяется на три части, «уровня», или «ступени». «Первый уровень» предполагает овладение элементарными и, в то же время, базовыми знаниями по главным темам дисциплины. Тематические задания даются двум студентам, которые готовят их в вопросно-ответной форме: один студент задаёт вопросы, другой – отвечает на них. Количество вопросов по каждой теме устанавливается преподавателем (от 10 до 20); обязательное условие – чтобы вопросы и ответы охватывали и раскрывали главные аспекты тематического задания. По каждому такому заданию назначаются также 1-2 рецензента: они дают оценку выступлению, делают дополнения; другие студенты группы также могут делать дополнения, уточнения и т.п. Все эти формы работы оцениваются по разрабатываемой преподавателем шкале баллов. «Второй уровень» предполагает овладение проблемами дисциплины; конечно, речь может идти не о всех, и даже не о важнейших проблемах культурологии, а о проблемах, избираемых преподавателем в качестве примера. Поэтому список этих проблем может изменяться преподавателем по его усмотрению в сравнении со списком, предлагаемым ниже. Работа над избранными проблемами ведётся в формате «мини-лекций». Продолжительность каждой – 15 минут. Обсуждение каждой мини-лекции с участием студентов группы – 5 минут. За подготовку мини-лекции и участие в её обсуждении выставляются баллы. Рабочая группа – 3 человека: материал собирают и обрабатывают все трое, во время занятия – один читает лекцию, двое – ассистируют (пишут на доске, показывают иллюстрации и т.д.). Обязательно составление рабочей группой конспекта лекции. В нём должен быть отражён план лекции, последовательность изложения материала. Особое внимание необходимо уделить ключевым терминам, раскрытию основных понятий, указанию наиболее существенных для темы дат, имён. Термины, даты, имена один из ассистентов пишет на доске. В остальном – полная творческая свобода. Главное требование к мини-лекции – сделать её содержание доступным, понятным для студенческой аудитории; студенты должны иметь возможность законспектировать лекцию (нужно рассчитать время для повторения наиболее важных тезисов, записи под диктовку, обсуждения примеров и т.п.). «Третий уровень» предполагает свободное владение материалом курса, навыками его анализа, умения делать выводы. Работа на этом «уровне» может проходить в форме диспута. В выборе тем диспута преподаватель ещё более свободен, чем в выборе тем «второго уровня». Можно вернуться, уже на более высокой ступени владения предметом, к какой-либо проблематике первого и второго «уровней». Может быть, более интересным для студентов станет обсуждение актуальных вопросов, связанных с современной культурой. Поэтому нет необходимости жёстко формулировать темы диспута; их определение могло бы стать элементом самостоятельной работы, которую преподаватель заранее даёт студентам (найти материал, сформулировать определённую тему, которая и будет дискутироваться, контроверзы и пр.). Для участия в диспуте создаются рабочие группы (по 3-4 студента) оппонирующие друг другу, дополнительные группы рецензентов («экспертов») и т.д. В работе на этом «уровне» преподаватель должен делать ставку на студентов, претендующих на высокие оценки, хотя участвовать в диспуте могут, конечно, все студенты.