История и культурология    

2.6.   Организация и методическое обеспечение работы кружка по изучению «Основ православной культуры»

 

Формы работы.

1)                Встречи и беседы студентов и преподавателей ДГТУ с православным священником.

2)                Подготовка и обсуждение рефератов по ОПК.

3)                Участие в обсуждении бесед или рефератов, дискуссиях по затронутым в них вопросам. Думается, для некоторых студентов будет небесполезным просто присутствовать на этих мероприятиях, пообщаться со священником, людьми, увлекающимися изучением православной культуры, получить какую-то полезную информацию.

4)                Консультирование по вопросам, связанным с подготовкой студентами различных работ по учебным дисциплинам, преподаваемым в ДГТУ[4], если тематика этих работ как-то пересекается с тематикой семинара по ОПК.

5)                Распространение информации, связанной с программой сотрудничества между Православной Церковью и ДГТУ, социальными и благотворительными проектами в рамках этой программы и т.п.

6)                Распространение информации, связанной с работой Ростовского филиала ПСТГУ и других православных организаций, в особенности молодёжных и культурно-просветительных (научные конференции, в которых могут принять участие студенты, мероприятия просветительного и культурного характера и т.д.).

 

Периодичность и продолжительность работы семинара (кружка).

Один раз в месяц, кроме каникулярных месяцев и сессии; 50-60 минут, после окончания основных занятий.

 

Работа над рефератами (проект рекомендаций).

 

1)                Темы рефератов распределяются между студентами по принципу добровольного выбора. Они берутся из списка, приводимого ниже, или вырабатываются совместными усилиями студента и преподавателя-консультанта.

2)                Преподаватели, участвующие в работе семинара, могут по просьбе студентов исполнять роль консультантов (помощь в поиске литературы, разработка структуры реферата, просмотр черновика и пр.).

3)                Приблизительный объём реферата – 12-15 страниц формата А-4 в редакторе Word, 14-м кеглем через 1,5 интервала.

4)                Время устного выступления по теме реферата – 20 минут. Время обсуждения реферата – 10-15 минут.

5)                На одном семинаре обсуждается 1-2 реферата, но не более 2-х.

6)                Желательно предоставлять текст реферата в электронной форме для сохранения в архиве семинара по ОПК.

7)                Желательно оформление реферата в соответствии хотя бы с минимумом требований, предъявляемых к академическим работам. В особенности это касается точных ссылок в тексте реферата (озвучивать их при устном выступлении нет необходимости) и списка использованной литературы.

8)                В начале реферата обязательно указываются основные источники, на которые опирается автор реферата, краткие библиографические данные о них (автор/авторы, место и год издания, издательство). Этих источников должно быть не менее 2-3-х. Библиографические сведения об источниках позволят слушателям обратится к ним за дополнительной информацией, если тема реферата вызовет у них интерес. Если автору реферата известна (хотя бы по названиям) дополнительная литература по теме, информацию о ней тоже можно сообщить в начале или, наоборот, в конце выступления.

9)                Главное достоинство реферата – его информативность. Задача докладчика – донести до слушателей как можно больше полезной информации, прочитав своего рода мини-лекцию. Однако, просто «вывалив» бесформенную массу сведений на головы слушателей, решить эту задачу невозможно. Информация должна быть тщательно подобрана, разделена на более и менее важную, структурирована, проанализирована. Краткие формулировки должны сопровождаться достаточным (не слишком большим, но и не слишком малым) количеством примеров. Особое внимание следует уделить правильному подбору наиболее важных собственных имён, названий памятников культуры, событий из истории православной культуры. Докладчик должен постоянно помнить о своей основной задаче – сделать так, чтобы слушатели услышали и усвоили максимально возможное (учитывая сравнительно небольшое время выступления) количество знаний по теме реферата.

10)            Разумеется, автор реферата может и должен высказывать свои оценки, суждения, формулировать свою точку зрения. Но это стоит делать по возможности кратко, без пустого велеречия, и не в ущерб информативности реферата. Обозначив свою позицию в сжатой форме, автор оставляет возможность для плодотворной дискуссии во время обсуждения реферата. Тогда можно будет более подробно развить свои мысли, уточнить их с учётом возражений других участников семинара (кружка).

11)            Следует заранее учесть возможность, что кто-то из слушателей попросит повторить что-нибудь из того, о чём рассказывает докладчик (например, чтобы записать что-то); нужно отвести на это пару минут в «бюджете времени» доклада.

 

Темы для рефератов (проект).

Раздел № 1.

1.     Литературные памятники Нового Завета (история формирования, жанры, формы, текстология, новозаветная Библеистика и т.д.).[5]

2.     Литературные памятники ранней христианской Церкви (I-III вв. от Р.Х.).[6]

3.     Литературные памятники апокрифического характера в ранней христианской культуре.[7]

4.     Зарождение и ранние стадии развития христианского изобразительного искусства (I-III вв. от Р.Х.).

5.     Православная христианская литература IV-го века от Р.Х.

6.     Зарождение и ранние этапы развития житийного жанра христианской литературы (IV-V вв. от Р.Х.).

7.     Формирование и ранние памятники аскетической и монашеской литературы на христианском Востоке (IV-VI вв. от Р.Х.).

8.     Христианская и «светская»[8] историческая литература в ранней Византии (IV-VI вв. от Р.Х.).

9.     Архитектура христианских храмов и других культовых сооружений в ранней Византии (IV-VI вв. от Р.Х.).

10. Христианское изобразительное искусство в ранней Византии (IV-VI вв. от Р.Х.).

11. Литургическая и богослужебная поэзия в культурах христианского Востока в IV-VIII вв. от Р.Х.

12. Кризис христианского искусства и культуры в эпоху иконоборчества в Византии (VIII-IX вв. от Р.Х.).

13. Византийская художественная культура в период правления императоров-иконоборцев (VIII-IX вв. от Р.Х.).

14. Роль победы иконопочитания (конец VIII – первая половина IX в.) в истории православного искусства и культуры.

15. «Македонское возрождение» в истории культуры Византии и других православных стран.

16. Византийская культура в XI-XII вв.

17. Православное христианство и правовая культура Византии: теория «симфонии» властей и её практическое воплощение; каноническое и государственное право в Византии.

18. Фигура императора в мировоззрении византийцев. Попытки христианского осмысления императорской власти. Императоры и Церковь в Византии.

19. Влияние православной культуры Византии на культуру стран средневековой Европы (V-XV вв.).

20. Влияние православной культуры Византии на культуру стран мусульманского Востока (арабы, ираноязычные и тюркоязычные народы).

21. «Палеологовское возрождение» в истории культуры Византии и других православных стран.

22. Воздействие исихазма на культуру Византии. Исихастские тенденции в искусстве поздней Византии.

23. История православной культуры в Византии в XIII-XV вв.: литература, архитектура, изобразительное искусство.

24. Православная культура, литература, просвещение в странах христианского Востока в период османского ига (середина XV – начало XIX вв.).

25. Православная культура в одном из современных государств Юго-Восточной Европы (по выбору).

 

Раздел № 2.

1.     Памятники христианской культуры на территориях северного Причерноморья и Приазовья по данным археологии и истории.

2.     Предания о миссии апостола Андрея Первозванного, их роль в культуре Византии, стран Причерноморья и Древней Руси.

3.     Просветительская деятельность Константина-Кирилла и Мефодия, её значение в истории культуры славянских стран.

4.     История возникновения славянской письменности. Древнейшие памятники славянской письменности и литературы.

5.     Влияние православия на литературу Киевской Руси (XI – начало XIII вв.).

6.     Церковная архитектура и христианское изобразительное искусство эпохи Киевской Руси (XI – начало XIII вв.).

7.     Житийная литература Киевской Руси.

8.     Житийная литература Московской Руси (XIV – начало XVII вв.).

9.     Влияние православия на литературу Московской Руси XIV-XV вв.

10. Влияние православия на литературу Московской Руси XVI-XVII вв.

11. Церковная архитектура Московской Руси XIV- XVII вв.

12. Расцвет православного изобразительного искусства Московской Руси в конце XIV – начале XVI вв.

13. Православное изобразительное искусство Московской Руси во второй половине XVI – начале XVII вв.

14. Полемическое направление в христианской литературе Московской Руси во второй половине XV – начале XVII вв. (полемика с еретиками, инославными христианами, споры «иосифлян» и нестяжателей).

15. Поиски идеала христианского государства в литературе Московской Руси конца XV – первой половины XVII в.; Москва – «третий Рим».

16. Кризис христианской культуры Московской Руси в XVII веке.

17. Культура русского старообрядчества: вторая половина XVIIXIX вв.

18. Церковная архитектура и декоративно-прикладное искусство в эпоху Российской Империи (XVIII-XIX вв.).

19. Православное изобразительное искусство в эпоху Российской Империи (XVIII-XIX вв.).

20. Православные образы и ценности в творчестве одного из великих русских писателей XVIII века (по выбору).

21. Православные образы и ценности в творчестве одного из великих русских писателей XIX века (по выбору).

22. Духовное возрождение в Православной Церкви, «старчество» и русская культура XIX века.

23. Православие и русская культура эпохи «серебряного века».

24. Православная культура во времена гонений и официального атеизма (в советский период отечественной истории).

25. Православная культура в современной России (один из её основных аспектов – по выбору).[9]

26. Литературное творчество святителя Димитрия Ростовского (или иного деятеля церковной истории – по выбору).

 

Раздел № 3.

1.     Образы и символика Креста в православной культуре и искусстве.

2.     Образ Христа в византийском и русском изобразительном искусстве.

3.     Образ Христа в русской литературе XIX-XX вв.

4.     Образ Девы Марии в византийском и русском изобразительном искусстве и церковной литературе.

5.     Образы святых в византийской и русской культуре.

6.     Православие и русская народная культура (на материале былин, народных сказок, пословиц и т.п.).

7.     Православный храм как «синтез искусств».

8.     Проблемы соотношения веры и знания, религии и науки в христианской мысли Византии.

9.     Проблемы соотношения веры и знания, религии и науки в русской христианской мысли XVIII-XX вв.

10. Русская церковная наука XVIII-XX вв.: её достижения, великие представители, место в истории отечественной науки в целом.

11. Проблемы соотношения морали и права в христианской философии в России (XVIII-XX вв.).

12. Главные этические ценности русского православия.

13. Православная эсхатология и русское искусство XIX-XX вв.

14. Проблемы социальной несправедливости в русской православной культуре.

15. Социальные проблемы и пути их решения в русской православной культуре.

16. Православный взгляд на феномены богоборчества, атеизма, нигилизма в русской христианской мысли XIX-XX вв.

17. Внешние влияния в истории русской православной культуры (византийское, южнославянское, западнорусское, западноевропейское и др.).

18. Самобытность и своеобразие русского православия и русской православной культуры.

19. Миссионерство Русской Православной Церкви внутри России и принцип многообразия православных культур.

20. Миссионерство Русской Православной Церкви за пределами России, его роль в истории взаимодействия русской культуры с культурами иных народов.

21. Роль православия в формировании русской воинской этики.[10]

22. Православие и культура донского казачества.

23. Православная культура Русского Зарубежья.

24. Русская православная диаспора («рассеяние»): общая характеристика.

25. Православные национальные культуры в современном мире (география, статистика, роль в современной культуре и др.).

 

[4] Например, «Культурология», «История искусства», «История и культурология» и т.д.

[5] Возможно разделение этой темы, её «сужение» до одного из видов новозаветной литературы (Евангелия, Деяния, послания апостолов, Апокалипсис).

[6] Имеются в виду послания «мужей апостольских», апологии, мученичества и др. произведения.

[7] Апокрифические евангелия, деяния, послания, апокалипсисы и пр.

[8] Категория «светского» в отношении средневековой культуры является весьма условной и нуждается в уточнении применительно к каждому конкретному случаю.

[9] Можно рассмотреть современной православное искусство, возрождение православного богословия и философии, православное образование и просвещение, роль Церкви в обществе и т.д.

[10] В качестве примеров можно взять Суворова, Ушакова и др., или литературные персонажи, показывающие идеал русского воина.