История и культурология
|
2.6. Организация и методическое
обеспечение работы кружка по изучению «Основ православной культуры» Формы работы. 1)
Встречи
и беседы студентов и преподавателей ДГТУ с православным священником. 2)
Подготовка
и обсуждение рефератов по ОПК. 3)
Участие
в обсуждении бесед или рефератов, дискуссиях по затронутым в них вопросам.
Думается, для некоторых студентов будет небесполезным просто присутствовать на
этих мероприятиях, пообщаться со священником, людьми, увлекающимися изучением
православной культуры, получить какую-то полезную информацию. 4)
Консультирование
по вопросам, связанным с подготовкой студентами различных работ по учебным
дисциплинам, преподаваемым в ДГТУ[4], если
тематика этих работ как-то пересекается с тематикой семинара по ОПК. 5)
Распространение
информации, связанной с программой сотрудничества между Православной Церковью и
ДГТУ, социальными и благотворительными проектами в рамках этой программы и т.п. 6)
Распространение
информации, связанной с работой Ростовского филиала ПСТГУ и других православных
организаций, в особенности молодёжных и культурно-просветительных (научные
конференции, в которых могут принять участие студенты, мероприятия просветительного и культурного характера и т.д.). Периодичность и продолжительность работы семинара (кружка). Один раз в месяц, кроме каникулярных
месяцев и сессии; 50-60 минут, после окончания основных занятий. Работа над рефератами (проект рекомендаций). 1)
Темы
рефератов распределяются между студентами по принципу добровольного выбора. Они
берутся из списка, приводимого ниже, или вырабатываются совместными усилиями
студента и преподавателя-консультанта. 2)
Преподаватели,
участвующие в работе семинара, могут по просьбе студентов исполнять роль
консультантов (помощь в поиске литературы, разработка структуры реферата,
просмотр черновика и пр.). 3)
Приблизительный
объём реферата – 12-15 страниц формата А-4 в редакторе Word, 14-м кеглем через 1,5 интервала. 4)
Время
устного выступления по теме реферата – 20 минут. Время обсуждения реферата –
10-15 минут. 5)
На
одном семинаре обсуждается 1-2 реферата, но не более 2-х. 6)
Желательно
предоставлять текст реферата в электронной форме для сохранения в архиве
семинара по ОПК. 7)
Желательно
оформление реферата в соответствии хотя бы с минимумом требований,
предъявляемых к академическим работам. В особенности это касается точных ссылок
в тексте реферата (озвучивать их при устном выступлении нет необходимости) и
списка использованной литературы. 8)
В
начале реферата обязательно указываются основные источники, на которые
опирается автор реферата, краткие библиографические данные о них (автор/авторы,
место и год издания, издательство). Этих источников должно быть не менее 2-3-х.
Библиографические сведения об источниках позволят слушателям
обратится к ним за дополнительной информацией, если тема реферата
вызовет у них интерес. Если автору реферата известна (хотя бы по названиям) дополнительная
литература по теме, информацию о ней тоже можно сообщить в начале или,
наоборот, в конце выступления. 9)
Главное
достоинство реферата – его информативность. Задача докладчика – донести до
слушателей как можно больше полезной информации, прочитав своего рода
мини-лекцию. Однако, просто «вывалив» бесформенную массу сведений на головы
слушателей, решить эту задачу невозможно. Информация должна быть тщательно
подобрана, разделена на более и менее важную,
структурирована, проанализирована. Краткие формулировки должны сопровождаться
достаточным (не слишком большим, но и не слишком малым) количеством примеров.
Особое внимание следует уделить правильному подбору наиболее важных собственных
имён, названий памятников культуры, событий из истории православной культуры.
Докладчик должен постоянно помнить о своей основной задаче – сделать так, чтобы
слушатели услышали и усвоили максимально возможное (учитывая сравнительно
небольшое время выступления) количество знаний по теме реферата. 10)
Разумеется,
автор реферата может и должен высказывать свои оценки,
суждения, формулировать свою точку зрения. Но это стоит делать по возможности
кратко, без пустого велеречия, и не в ущерб информативности реферата. Обозначив
свою позицию в сжатой форме, автор оставляет возможность для плодотворной
дискуссии во время обсуждения реферата. Тогда можно будет более подробно
развить свои мысли, уточнить их с учётом возражений других участников семинара
(кружка). 11)
Следует
заранее учесть возможность, что кто-то из слушателей попросит повторить
что-нибудь из того, о чём рассказывает докладчик (например, чтобы записать что-то);
нужно отвести на это пару минут в «бюджете времени» доклада. Темы для рефератов (проект). Раздел № 1. 1. Литературные памятники Нового Завета
(история формирования, жанры, формы, текстология, новозаветная Библеистика и
т.д.).[5] 2. Литературные памятники ранней
христианской Церкви (I-III вв. от Р.Х.).[6] 3. Литературные памятники
апокрифического характера в ранней христианской культуре.[7] 4. Зарождение и ранние стадии развития
христианского изобразительного искусства (I-III вв. от Р.Х.). 5. Православная христианская литература IV-го века от Р.Х. 6. Зарождение и ранние этапы развития
житийного жанра христианской литературы (IV-V вв. от Р.Х.). 7. Формирование и ранние памятники
аскетической и монашеской литературы на христианском Востоке (IV-VI вв. от Р.Х.). 8. Христианская и «светская»[8]
историческая литература в ранней Византии (IV-VI вв. от Р.Х.). 9. Архитектура христианских храмов и
других культовых сооружений в ранней Византии (IV-VI вв. от Р.Х.). 10. Христианское изобразительное
искусство в ранней Византии (IV-VI вв.
от Р.Х.). 11. Литургическая и богослужебная поэзия
в культурах христианского Востока в IV-VIII вв. от Р.Х. 12. Кризис христианского искусства и
культуры в эпоху иконоборчества в Византии (VIII-IX вв. от Р.Х.). 13. Византийская художественная культура
в период правления императоров-иконоборцев (VIII-IX вв. от Р.Х.). 14. Роль победы иконопочитания (конец VIII – первая половина IX в.) в истории православного искусства и культуры. 15. «Македонское возрождение» в истории
культуры Византии и других православных стран. 16. Византийская культура в XI-XII вв. 17. Православное христианство и правовая
культура Византии: теория «симфонии» властей и её практическое воплощение;
каноническое и государственное право в Византии. 18. Фигура императора в мировоззрении
византийцев. Попытки христианского осмысления императорской власти. Императоры
и Церковь в Византии. 19. Влияние православной культуры
Византии на культуру стран средневековой Европы (V-XV вв.). 20. Влияние православной культуры
Византии на культуру стран мусульманского Востока (арабы, ираноязычные
и тюркоязычные народы). 21. «Палеологовское возрождение» в
истории культуры Византии и других православных стран. 22. Воздействие исихазма на культуру
Византии. Исихастские тенденции в искусстве поздней Византии. 23. История православной культуры в
Византии в XIII-XV вв.: литература, архитектура, изобразительное искусство. 24. Православная культура, литература,
просвещение в странах христианского Востока в период османского ига (середина XV – начало XIX вв.). 25. Православная культура в одном из
современных государств Юго-Восточной Европы (по выбору). Раздел № 2. 1. Памятники христианской культуры на
территориях северного Причерноморья и Приазовья по
данным археологии и истории. 2. Предания о миссии апостола Андрея
Первозванного, их роль в культуре Византии, стран Причерноморья и Древней Руси. 3. Просветительская деятельность
Константина-Кирилла и Мефодия, её значение в истории культуры славянских стран. 4. История возникновения славянской
письменности. Древнейшие памятники славянской письменности и литературы. 5. Влияние православия на литературу
Киевской Руси (XI – начало
XIII вв.). 6. Церковная архитектура и христианское
изобразительное искусство эпохи Киевской Руси (XI – начало XIII вв.). 7. Житийная литература Киевской Руси. 8. Житийная литература Московской Руси (XIV – начало XVII вв.). 9. Влияние православия на литературу
Московской Руси XIV-XV вв. 10. Влияние православия на литературу
Московской Руси XVI-XVII вв. 11. Церковная архитектура Московской Руси
XIV- XVII вв. 12. Расцвет православного
изобразительного искусства Московской Руси в конце XIV – начале XVI вв. 13. Православное изобразительное
искусство Московской Руси во второй половине XVI – начале XVII вв. 14. Полемическое направление в
христианской литературе Московской Руси во второй половине XV – начале XVII вв. (полемика с еретиками, инославными христианами, споры «иосифлян» и нестяжателей). 15. Поиски идеала христианского
государства в литературе Московской Руси конца XV – первой половины XVII в.; Москва – «третий Рим». 16. Кризис христианской культуры
Московской Руси в XVII веке. 17. Культура русского старообрядчества:
вторая половина XVII – XIX вв. 18. Церковная архитектура и
декоративно-прикладное искусство в эпоху Российской Империи (XVIII-XIX вв.). 19. Православное изобразительное
искусство в эпоху Российской Империи (XVIII-XIX вв.). 20. Православные образы и ценности в
творчестве одного из великих русских писателей XVIII века (по выбору). 21. Православные образы и ценности в
творчестве одного из великих русских писателей XIX века (по выбору). 22. Духовное возрождение в Православной
Церкви, «старчество» и русская культура XIX века. 23. Православие и русская культура эпохи
«серебряного века». 24. Православная культура во времена
гонений и официального атеизма (в советский период отечественной истории). 25. Православная культура в современной
России (один из её основных аспектов – по выбору).[9] 26. Литературное творчество святителя
Димитрия Ростовского (или иного деятеля церковной истории – по выбору). Раздел № 3. 1. Образы и символика Креста в
православной культуре и искусстве. 2. Образ Христа в византийском и русском
изобразительном искусстве. 3. Образ Христа в русской литературе XIX-XX вв. 4. Образ Девы Марии в византийском и
русском изобразительном искусстве и церковной литературе. 5. Образы святых в византийской и
русской культуре. 6. Православие и русская народная
культура (на материале былин, народных сказок, пословиц и т.п.). 7. Православный храм как «синтез
искусств». 8. Проблемы соотношения веры и знания,
религии и науки в христианской мысли Византии. 9. Проблемы соотношения веры и знания,
религии и науки в русской христианской мысли XVIII-XX вв. 10. Русская церковная наука XVIII-XX вв.: её достижения, великие представители,
место в истории отечественной науки в целом. 11. Проблемы соотношения морали и права в
христианской философии в России (XVIII-XX вв.). 12. Главные этические ценности русского
православия. 13. Православная эсхатология и русское
искусство XIX-XX вв. 14. Проблемы социальной несправедливости
в русской православной культуре. 15. Социальные проблемы и пути их решения
в русской православной культуре. 16. Православный взгляд на феномены
богоборчества, атеизма, нигилизма в русской христианской мысли XIX-XX вв. 17. Внешние влияния в истории русской
православной культуры (византийское, южнославянское, западнорусское,
западноевропейское и др.). 18. Самобытность и своеобразие русского
православия и русской православной культуры. 19. Миссионерство Русской Православной
Церкви внутри России и принцип многообразия православных культур. 20. Миссионерство Русской Православной
Церкви за пределами России, его роль в истории взаимодействия русской культуры
с культурами иных народов. 21. Роль православия в формировании
русской воинской этики.[10] 22. Православие и культура донского
казачества. 23. Православная культура Русского
Зарубежья. 24. Русская православная диаспора
(«рассеяние»): общая характеристика. 25. Православные национальные культуры в
современном мире (география, статистика, роль в современной культуре и др.). [4] Например, «Культурология», «История искусства», «История и культурология» и т.д. [5] Возможно разделение этой темы, её «сужение» до одного из видов новозаветной литературы (Евангелия, Деяния, послания апостолов, Апокалипсис). [6] Имеются в виду послания «мужей апостольских», апологии, мученичества и др. произведения. [7] Апокрифические евангелия, деяния, послания, апокалипсисы и пр. [8] Категория «светского» в отношении средневековой культуры является весьма условной и нуждается в уточнении применительно к каждому конкретному случаю. [9] Можно рассмотреть современной православное искусство, возрождение православного богословия и философии, православное образование и просвещение, роль Церкви в обществе и т.д. [10] В качестве примеров можно взять Суворова, Ушакова и др., или литературные персонажи, показывающие идеал русского воина. |