История и культурология    

1.      Введение

 

Самостоятельная учебная работа студентов занимает одно из важнейших мест в процессе формирования личности, свободно владеющей профессиональными, общеобразовательными знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности, опытом участия в общественной жизни, имеющей высокий уровень культуры. В ещё большей степени возрастает роль самостоятельной работы в связи с сокращением количества часов, отводимых на аудиторные занятия, необходимостью для многих студентов сочетать учёбу с работой, расширением сфер сокращённого, дистанционного, заочного обучения. Меняющиеся условия жизни, превращение самостоятельности в важнейший фактор деловой и социальной карьеры, развитие информационных технологий (которые не только облегчают самостоятельный поиск и обработку информации, но и предполагают владение навыками самостоятельной работы) – всё это и многое другое делает самостоятельную работу студента обязательным компонентом высшего образования XXI века.

Разумеется, самостоятельная работа студентов в русле изучения той или иной дисциплины невозможна без больших усилий со стороны преподавателя. Они должны быть направлены на организацию данной работы, методическое обеспечение всех её форм, постоянную корректировку этих форм и разработку новых, консультирование студентов, контроль выполнения работы, включение её результатов в рейтинг-контроль успеваемости студента, итоговую оценку на экзамене (зачёте) по данной дисциплине и т.д. Перспективным направлением развития самостоятельной работы представляется работа студентов небольшими группами (2-4 человека); но такая форма должна сочетаться с индивидуальными заданиями, рассчитанными на одного студента. Методические рекомендации для самостоятельной работы преподаватель должен представить студентам в письменном виде, чтобы они могли не спеша с ними ознакомиться, имели возможность уточнить какие-то детали. Однако, практика показывает, что необходимы и устные инструкции, консультации и т.п. В начале семестра следует провести дополнительное занятие по самостоятельной работе.

Приводимые ниже методические рекомендации представляют собой примеры организации самостоятельной работы по дисциплинам «История и культурология», «Культурология» на 1-2 курсах различных специальностей гуманитарного и других факультетов ДГТУ. Эти рекомендации обращены к студентам: отсюда их дидактический характер и «примитивизм», выделение важнейших деталей и т.п. За этими разработками стоит опыт десяти лет работы со студентами; они обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях методического семинара кафедры «Истории и культурологии» ДГТУ.