История и культурология
|
1. Введение Самостоятельная учебная работа
студентов занимает одно из важнейших мест в процессе формирования
личности, свободно владеющей профессиональными, общеобразовательными знаниями,
навыками научно-исследовательской деятельности, опытом участия в общественной
жизни, имеющей высокий уровень культуры. В ещё большей степени возрастает роль
самостоятельной работы в связи с сокращением количества часов, отводимых на
аудиторные занятия, необходимостью для многих студентов сочетать учёбу с
работой, расширением сфер сокращённого, дистанционного, заочного обучения. Меняющиеся
условия жизни, превращение самостоятельности в важнейший фактор деловой и
социальной карьеры, развитие информационных технологий (которые не только
облегчают самостоятельный поиск и обработку информации, но и предполагают
владение навыками самостоятельной работы) – всё это и многое другое делает
самостоятельную работу студента обязательным компонентом высшего образования XXI века. Разумеется,
самостоятельная работа студентов в русле изучения той или иной дисциплины
невозможна без больших усилий со стороны преподавателя. Они
должны быть направлены на организацию данной работы, методическое обеспечение
всех её форм, постоянную корректировку этих форм и разработку новых,
консультирование студентов, контроль выполнения работы, включение её
результатов в рейтинг-контроль успеваемости студента, итоговую оценку на
экзамене (зачёте) по данной дисциплине и т.д. Перспективным направлением
развития самостоятельной работы представляется работа студентов небольшими
группами (2-4 человека); но такая форма должна сочетаться с индивидуальными
заданиями, рассчитанными на одного студента. Методические рекомендации для
самостоятельной работы преподаватель должен представить студентам в письменном
виде, чтобы они могли не спеша с ними ознакомиться,
имели возможность уточнить какие-то детали. Однако,
практика показывает, что необходимы и устные инструкции, консультации и т.п. В
начале семестра следует провести дополнительное занятие по самостоятельной
работе. Приводимые ниже
методические рекомендации представляют собой примеры организации
самостоятельной работы по дисциплинам «История и культурология»,
«Культурология» на 1-2 курсах различных специальностей гуманитарного и других
факультетов ДГТУ. Эти рекомендации обращены к студентам: отсюда их дидактический
характер и «примитивизм», выделение важнейших деталей и т.п. За этими
разработками стоит опыт десяти лет работы со студентами; они обсуждались и
получили положительную оценку на заседаниях методического семинара кафедры
«Истории и культурологии» ДГТУ. |