История и культурология    
 Главная|   Вопросы|   Скачать архив (12кб)

2. Особенности социально-экономического и политического развития.

      Восточная Римская империя была, как мы уже сказали, прямым продолжением Рима. Основным отличием от исторического Рима была христианская основа Византии. Сама Римская империя стала постепенно христианизироваться в поздний период своего существования благодаря политике императоров, начатой Константином I Великим. Наибольшее упорядочение государственной системы произошло в годы правления Юстиниана I Великого (527 - 656), в связи с принятием главного свода законов Империи - "Кодекс Юстиниана". Кодекс сочетал в себе наследие римского права и влияние церковного канонического права. Этот юридический свод упорядочил структуру власти, территориальное устройство, права и обязанности подданных в зависимости от сословной принадлежности, а его 6-я новелла устанавливала принцип "симфонии" как идеал взаимоотношения Церкви и монархической власти (Священства и Царства). В отличие от позиции римских первосвященников, Церковь не должна была стремиться к политическому превосходству над императором, а, вопреки стереотипу о, якобы, имевшем место подчинении Церкви императорской власти, император не должен был подчинять себе Церковь. Обе власти - духовная и светская - в общественной жизни были необходимыми равноправными началами, существующими и действующими гармонически, взаимно не вмешиваясь в сферы каждой из них, но, одновременно, дополняя друг друга. Власть императора в данном случае выполняла функции административные, законодательные, судебные, оборонные, хозяйственные, финансовые, а также в обязанность императора входило охранение прав и интересов Церкви. Но в то же время император мыслился не просто как политический глава государства, но и как Божий помазанник, т.е. его власть благословлялась Церковью, а над каждым из царей при коронации совершалось миропомазание. Церковь же должна была сохранять чистоту христианской апостольской (православной) веры, нравственно воспитывать народ - подданных императора - в духе благочестия, на основе жизни по заповедям. В сфере Церкви находились и культуротворческие функции, т.к. не только мораль строилась на библейских и евангельских заповедях, но и художественная культура (архитектура, живопись, литература, хоровое пение) развивалась в контексте православного духовного опыта. Церковь также была призвана учить народ верности и почтительному отношению к императору как Божиему помазаннику и державе. Потому не только в Византии. Но и во всех православных странах, особенно в России и Сербии, Церковь уделяла большое внимание патриотическому воспитанию народа во все века существования христианства среди славян. Такие взаимосвязь и взаимное дополнение были необходимы Церкви и Империи еще и потому, что император был православным христианином (если не считать несколько случаев правления императоров-еретиков), а священнослужители (Восточные Патриархи, другие епископы, священники, диаконы, монахи) и верующие - подданными императора.
      Огромное значение преемства от Древнего Рима проявилось в сохранении государственной централизации: история Византии показала уникальный пример среди европейских христианских государств средневековья - отсутствие процессов феодальной раздробленности.
      В экономической области наблюдалась большая роль государства в экономике: подчинение государству крестьянских общин, существовавших вместе с хозяйством аристократов - крупных землевладельцев, ремесла, торговли. Наблюдалась и государственная юридическая регламентация основных сфер хозяйственной деятельности.

 Главная|   Вопросы|   Скачать архив (12кб)