История и культурология    
 Главная|   Вопросы|   Скачать архив (11,7кб)

3. Римокатоличество – основа духовной жизни и культуры Запада в Средние века

      Римокатоличеством называют разновидность христианских исповеданий, сложившуюся в Средние века в церквах Западной Европы, которые объединились в церковную организацию под главенством римского епископа (папы) и отпавших от Вселенского Православия в силу возникших со временем догматических различий с Восточной Церковью, сохранявшей неизменность православного вероучения – Апостольского Предания и постановлений семи вселенских Соборов. До 1054 г. папа римский был одним из наиболее значимых патриархов Православной Церкви. Но притязания пап на главенство во всей Вселенской Церкви (как и на политическое главенство над всеми христианскими государями), оформленное как догмат о непогрешимости пап в вероучительных вопросах аж к 1870 г. и некоторые другие догматические новшества, а также со временем возникшие расхождения и в других сторонах жизни (построение религиозного опыта, совершение Таинств, характер и методы богословия) привели к уже упомянутому отпадению христианского Запада от Православия. Среди отличий католичества от Православия следует назвать Filioque (в пер. с лат. – «и от Сына») – учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына одновременно (Православный Символ веры содержит догмат об исхождении Святого Духа только от Бога-Отца), догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении не только Иисуса Христа, но и Богородицы, о наличии в загробном мире кроме ада и Рая еще и чистилища. Отличается и понимание совершенного Иисусом Христом искупления, а также вытекающего из него пути человека ко Спасению: сугубо духовные подходы Православия, трактующего Искупление как уврачевание грехов, а Спасение человека – приобщение к плодам искупительного подвига Спасителя – как покаяние, преображение и обожение – т.е. приобретение такого духовного состояния, которое позволит безболезненно войти в царство Небесное, католическое богословие заменило юридическим пониманием, и грех потому трактуется исключительно как преступление, Искупление представляется своеобразной «амнистией», а целью Спасения становится необходимость прожить жизнь так. чтобы стало возможным оправдание на Страшном Суде. И религиозный опыт допускает либо сугубую рациональность, особенно проявившуюся в характере богословия, либо истероидные, эмоционально-экзальтированные и мечтательные переживания близости Бога или Страстей Христовых в опыте молитвы. Римская церковь была также и чрезмерно политизирована. Что проявилось в борьбе пап с немецкими императорами и другими европейскими монархами за политическое главенство на Западе, деятельности инквизиции и организации Крестовых походов, в то время как в православии был принят принцип симфонии со светской властью и сугубо учительные (проповеднические) методы миссионерства, т.е. распространения веры.
      Тем не менее. следует признать большие заслуги Церкви на западе в области культуры. В первую очередь, именно Церковь создала систему образования. В ее основу была положена схоластика – целостная мировоззренческая система, соединявшая западное богословие, философию, научные знания и определенные методы школьного обучения. Основным методом схоластического философствования была логика Аристотеля, учение которого было открыто европейцам арабами. Вследствие использования философской методологии Аристотеля католическое богословие было еще со Средних веков склонно к рационализму, т.е. признанию ведущей роли разума в делах вероучения. Потому главным предметом схоластической богословско-философской системы был вопрос о соотношении веры и разума, в связи с чем либо была отведена разуму первенствующая роль (напр., у Фомы Аквинского, XIII в.), либо провозглашалась теория «двух истин» - автономное сосуществование веры и разума (вера – способ познания Бога в религиозном опыте, разум – при изучении природы как божественного творения), либо вовсе распространилось мнение о конфликтности веры и разума, если последний перестал подчиняться первой. Все эти споры и многообразные мнения стали своеобразным двигателем развития философского знания, а знание требует своего распространения. Потому появляется система образования в виде приходских школ для детей, духовных коллегий (коллежей) – средних учебных заведений для подготовки духовенства и университетов – высших учебных заведений. Как правило, университеты, создаваемые церковью, состояли из четырех факультетов – свободных искусств (начальный), богословского, юридического и медицинского. Как мы видим, университеты готовили не только ученых богословов, но и специалистов для жизненно важных сфер – медицины и государственного законодательства и судопроизводства.
      Кроме указанных сфер влияния Церкви, следует также сказать и о других формах культуры. Искусство и литература в средние века представлены и церковными, и светскими произведениями. Такая характерная черта культуры того времени как символизм проявилась в церковной живописи – иконописи, которая до XIII в. включительно сохраняла византийский стиль, а также в убранстве храмов, где все изобразительные средства передавали суть христианского вероучения (в католическом понимании). Но именно в архитектуре сложилось два стиля, применяемых при строительстве и церковных. и светских зданий: романский – предполагал следование правилам римской архитектуры (был распространен преимущественно в южноевропейских государствах и на юге Франции); готический – стиль с более легкими чертами сооружений, как бы устремленных ввысь, эффект чего создается благодаря шпилям и заостренным кровлям (возник в центральной и северной частях Франции, распространен преимущественно в центре и на севере Европы). Развивалась музыкальная культура. В церкви за богослужениями использовался орган, но развивалась также народная и рыцарская песня, отражавшая жизнь людей разных сословий. Кроме разнообразной духовной литературы, написанной представителями церкви, появилась особая культура поэтов-рыцарей – трубадуров Южной Франции, миннезингеров Германии, сочинявших стихотворения, поэмы и песни о подвигах, воинской доблести, служении Богу и сеньору, о прекрасных дамах. У дворян вообще сложилась своя рыцарская субкультура, включавшая также еще и такое соревновательное проявление жизни рыцарей, как турниры. Народная субкультура проявлялась в различных формах фольклора, где сочеталось христианство и языческие пережитки, а также зрелищное начало в форме карнавалов и театрализованных праздничных гуляний.
      Средневековая культура заложила фундаментальные основы культуры современных европейских наций.

 Главная|   Вопросы|   Скачать архив (11,7кб)