История и культурология    

 Курс лекций
 Главная|    Содержание|   Скачать архив

Лекция 7. Развитие науки и техники в России XVIII в. (кон. XVI - XIX в.)

Вопросы:

  1. Развитие науки и образования
  2. Развитие техники

     I. До Петра I на Руси, как можно было убедиться из соответствующей лекции, существовал свой тип науки. Чаще всего научные знания носили прикладной характер, а именно - были основой повседневной производственной или торговой деятельности. Запад в XVII в. пережил первую естественнонаучную революцию, которая продолжалась и завершалась во времена правления в России Петра I и его преемников. До Петра на Руси стали появляться и высшие школы, находившиеся в ведении Церкви - Киево-Могилянская и московская Славяно-греко-латинская академии, которые давали не только богословское, но и универсальное образование, т.е. обучение в них проходило как по богословию, так и основным наукам и древним классическим языкам. Эпоха Петра принесла в Россию систему светского образования и профессиональную научную деятельность.
      Подобно тому, что в странах Европы в течение XVII в. стали образовываться научные общества и академии наук, Петр стал высказывать мысли об учреждении подобной организации и в России еще в начале своего правления, т.е. в самом конце XVII в., а затем неоднократно повторял о своих намерениях в 1718 - 1719 гг. После этого, с 1721 г., начались переговоры о приглашении в нашу страну видных зарубежных ученых. В январе 1724 г. Петр подписал в Сенате "Определение об академии", а затем рассмотрел проект "Положения об Академии наук, а также об университете и гимназии при ней". К тому же, согласно позднейшему проекту 1724 г., разработанному А.К. Нартову и уточненному Петром I, предполагалось также организовать Академию разных художеств. Среди художников, скульпторов, архитекторов в этой Академии должны были работать мастера таких дел, как плотничьих, столярных, токарных, слесарных и граверных. Но проект А.К. Нартова не был реализован в связи со скорой смертью Петра, и окружение Екатерины I ограничилось лишь Академией наук. Тем не менее, мастерские А.К. Нартова продолжили свою деятельность именно при этом учреждении.
     Кроме Академии наук, при Петре I в России начали создаваться различные специальные учебные заведения. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, старшие классы которой были переведены в 1715 г. в Санкт-Петербург и позднее превратились в Морскую академию. В 1701 г. была организована Артиллерийская школа, в 1707 г. - Медицинское училище, в 1712 г. - Инженерная школа. В дальнейшем все эти учебные заведения были преобразованы в академии.
     Новый этап в развитии науки и образования в России связан с именем М.В. Ломоносова. Университет и гимназия при Академии наук были приведены в упадок к середине XVIII в. "неприятелями наук российских", как называл виновников сам М.В. Ломоносов. Т.к. в Академии наук было немало неприятелей ученого, было решено создать университет в Москве. Университет должен был состоять из трех факультетов - юридического, медицинского и философского. По предложению М.В. Ломоносова на медицинском факультете предусматривался курс "химии физической", а на философском - "физики экспериментальной и теоретической". Профессора должны были ежедневно собираться для обсуждения научных вопросов, причем каждому из них рекомендовалось вносить предложения по усовершенствованию его отрасли. Т.к. М.В. Ломоносов имел незнатное происхождение, то обустройство университета было поручено графу И.И. Шувалову - одному из придворных покровителей ученого. Более того, М.В. Ломоносов в официальных документах не фигурировал в качестве автора проекта университета. Но виновником был все же не И.И. Шувалов, а, скорее всего, Л.Л. Блюментрост - бывший лейб-медик Петра I. Но к 1706 г. М.В. Ломоносова все же назначили ректором Московского университета по распоряжению Президента Академии наук К.Г. Разумовского, который понимал, что без Ломоносова управление университетом будет невозможно. После смерти Елизаветы Петровны и свержения Петра III, с приходом к власти в России Екатерины II для Ломоносова наступили не лучшие дни, ибо ключевые позиции в ученом сообществе заняли Г.Н. Теплов и другие, преимущественно немецкие, недруги академика. Тем не менее, у Екатерины как поборницы т.н. "Просвещенного абсолютизма" было желание сохранить Ломоносова на ключевых постах русского ученого сообщества. Но там же оставались и его недруги, мешавшие работать. Потому, незадолго до смерти (академик умер в 1763 г.), М.В. Ломоносов написал свое прошение ультимативного содержания: либо полностью следовать резолюциям К.Г. Разумовского, либо уволить его окончательно от всех дел в науке и образовании России.
     В условиях развития светского образования в России XVIII в. не менее успешно шло развитие естественных и точных наук. Как известно, в основу естествознания Г. Галилей и его последователи положили математический метод исследования. В XVII ст. сначала И. Ньютон, а затем, независимо от него Г. Лейбниц, разработали систему дифференциальных и интегральных исчислений. Эти знания стали известны и в России. В отечественной науке приглашенные на службу в императорскую академию наук немей Леонард Эйлер продолжил разработки европейских предшественников. Его главной заслугой стала разработка математического анализа, рамки которого он значительно расширил. Свои научные идеи он изложил в работах "Введение в анализ бесконечных" (1748 г.), "Дифференциальное исчисление" (1755 г.), трехтомнике "Интегральное исчисление" (1768 - 1770 гг.) и др. Именно Л. Эйлером были введены некоторые привычные нам математические символы, например, коэффициент ? и т.д. Французкий ученый Лаплас назвал его "учителем математиков" второй половины XVIII в.
     В области астрономии, уже в XVII в., в атласе Блеу "Позорище (обозрение) всея вселенныя", переведенном на русский язык Епифанием Славинецким, содержались теория Н. Коперника и его портрет. В эпоху Петра портреты польского астронома стали появляться в учебных заведениях, например, на одном из учебных плакатов Киприанова в 1705 г., а затем на астрономической карте "глобуса небесного" два года спустя. В 1761 г. М.В. Ломоносов возглавил группу ученых (С. Разумовский - ученик Л. Эйлера, Н. Попов и др.), наблюдавшую за движением Венеры. Ломоносовым было установлено, что Венера окружена атмосферой.
     Кроме вопросов астрономии, М.В. Ломоносов продолжал разработку вопросов механики, начатую в европейской науке XVII в. В русской науке XVIII в. получило широкое распространение такое научное направление, как физика жидкости и газов. В России долгое время работали такие европейские ученые, как Даниил Бернулли и Леонард Эйлер. После изобретения венгерским физиком и математиком Я.А. Сёгнером прибора под названием сегнерова колеса - такого, которое вращалось силой отдачи вытекавшей из него воды - Л. Эйлер подверг данное устройство научному анализу. Изучая гидравлические процессы и устройства, Эйлер написал труды "Более полная теория машин, приводимых в движение действием воды" (1754 г.) и "Общие принципы движения жидкостей" (1755 г). В ряду физических исследований особое место занимает оптика. М.В. Ломоносов, изучая и корпускулярную теорию И. Ньютона, и волновую теорию Х. Гюйгенса, выступил с критикой теории ньютона и предложил свою версию волновой теории. В русской науке изучались и тепловые эффекты. Так, Д. Бернулли в своих трудах выступил с обоснованием тех же идей, что уже принадлежали Ф. Бэкону, Р. Декарту, Р. Бойлю и др. европейским физикам - идеи молекулярного движения. О движении частиц как основе тепловых эффектов в 1752 г. заявил и Л. Эйлер. В 1744 г. диссертацию на тему "Размышления о причине теплоты и холода" написал и защитил М.В. Ломоносов, в которой он подверг критике субстанциональную теорию - учение о наличии особого вещества - т.н. "теплорода" - как ложную, подчеркивая в качестве основы тепловых эффектов движение частиц. В целом идею движения частиц и строение вещества из частиц М.В. Ломоносов положил и в основу своих исследований в области химии. С химией у него были связаны и учение о металлургии, частности, мысль о том, что металл при обжиге соединяется с частицами воздуха. В начале 1750-х гг. М.В. Ломоносов и Г.В. Рихман, независимо от американского просветителя Б. Франклина, исследовали грозовые явления и пришли к выводу о том, что в основе грозы лежит атмосферное электричество. Ломоносов и Рихман занимались его количественным измерением. Рихман для этого создал измерительный прибор - электроуказатель. Если Франклин видел в электричестве тонкую материю, то Ломоносов считал его действием, рождаемым движениями воздушных масс. На эту тему М.В. Ломоносовы был написан труд "Теория электричества, математическим способом разработанная" (1756 г.).
     Немало было сделано русской наукой в развитии географии. В начале правления Петра I служилые казаки под начальством М. Наседкина, Д. Анцыферова и И.П. Козыревского открыли и присоединили к России северную часть Курильских островов (1706 - 1711 гг.), а в 1719 - 1721 гг. экспедиция с участием геодезистов и картографов - выпускников морской академии - открыли оставшуюся часть гряды. Между двумя Курильскими экспедициям И.П. Козыревский составил карты и описание северных Курильских островов. В 1722 г. участник второй Курильской экспедиции И.М. Евреинов составил отчет и карту изучаемых земель, Сибири, Камчатки и Курил. После смерти Петра I было проведено две камчатские экспедиции. В ходе первой (1728 - 1732 гг.), которую возглавлял В.И. Беринг, русские путешественники окончательно установили существование пролива между Евразией и Северной Америкой, нанеся на карту северо-западную оконечность последней. Вторая камчатская экспедиция (1732 - 1743 гг.) действовала под руководством Академии наук. В ее ходе был основан порт Петропавловск-на-Камчатке, открыты Алеутские и Командорские острова, исследована впервые Аляска, получившая наименование "Русская Америка", произведено описание Северной Сибири. Соратниками В. Беринга были А.И. Чириков, С.Г. Малыгин, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, С.И. Челюскин и др., а от академии наук также участвовали И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, Г. Стеллер, С.П. Крашенинников. Именно последний осуществил подробное описание изучаемых земель, особенно в 1738 - 1743 гг. Камчатки, на основании чего в 1755 г. был издан его труд "Описание Земли Камчатки". Начались работы по обобщению и классификации географических знаний. Так, В.Н. Татищев предложил различать физическую, математическую и политическую (историческую) географию. Кроме того, ученый считал необходимым делить географию на общую и частную, и, кроме них, развивать "пределоописание" - краеведении с топографией местности. Еще в 1739 г. был учрежден Географический департамент при Академии наук. Его возглавляли астроном Ж.Н. Делиль, физик Л. Эйлер, а с 1757 г. и М.В. Ломоносов. В 1748 г. Академия выпустила "Атлас Российский" на двух языках - русском и латинском. М.В. Ломоносов впервые задумал осуществить экономико-географическое описание России, но продолжить эту работу помешала смерть академика. Во второй половине XVIII века продолжились экспедиции по изучению и описанию отдельных регионов России и прилегающих стран: под руководством И.И. Лепехина (Поволжье и Поморье), П.С. Палласа (территория от Петербурга до Каспийского моря), С.Г. Гмелина (Южная Россия, Кавказ, Северная Персия), И.А. Гильденштедта (Южная Россия, Кавказ), И.И. Георги (Юго-Восточная Россия, Алтай, Прибайкалье) и др. Экспедиции внесли огромный вклад в русскую и мировую науку по географии, этнографии, зоологии и ботанике нашей страны.

     II.  Не менее талантливыми были и русские изобретатели новых средств техники. Завершив обзор истории науки, следует начать историю техники именно с научного приборостроения. В России его развитие связано с именами А.К. Нартова, М.В. Ломоносова и И.П. Кулибина. Так, А.К. Нартовым были организованы при Академии наук специальные мастерские. С именем А.К. Нартова связано изобретение 13 типов токарных станков, среди которых можно назвать несколько токарно-копировальных станков (1718 - 1729 гг.), токарно-винторезный с механизированным суппортом и сменными зубчатыми колесами (1738 г.), зубофрезерный станок для нарезания зубчатых колес. В своей книге "Театрум махинарум" он описал технологию изготовления и сборки нескольких десятков станков.
     Двое последних продолжили дело отца-основателя по управлению мастерскими. Еще при своем зарубежном обучении М.В. Ломоносов заинтересовался теми приборами, которые использовались в европейских научных исследованиях - телескоп, микроскоп, электрическая машина (т.н. "лейденская банка" Э.-Ю. Клейста и П. Ван Мушенбрука). По приезде вы Россию он представил Академии наук сочинение об особом приборе для добывания огня посредством фокусирования солнечных лучей при помощи линз и зеркал. Хорошо оснащена различными приборами была химическая лаборатория Ломоносова, построенная в 1748 г. после долгих и трудных хлопот. В ней были установлены 9 печей (горнов): плавильная, перегонная, стекловаренная, пробирная, обжигательная и др. Огонь в них раздувался ручными мехами. Имелось и другое лабораторное оборудования (пробирки, колбы и т.д.). Лаборатория была снабжена перегонным кубом, воздушным насосом, тиглями, пробирными камнями, различными точными весами, термометрами и т.д. Приборы частично были собраны в мастерских Академии, частично на Сестрорецком заводе. Сам М.В. Ломоносов изобрел новый тип телескопа - зеркально-отражательный (рефлектор): небесные светила отражаются вогнутыми зеркалами и рассматриваются через окуляр. Другими его изобретениями стали метеорологические приборы, например, анемометр - прибор для автоматического измерения скорости ветра и изменения его направления. Другим изобретенным им прибором для метеорологических исследований стала т.н. "аэродромическая машина" - аппарат, который силой пружины мог поднимать в воздух термометры и другие метеорологические приборы. "Аэродромический" - понятие, введенное Ломоносовым, - означает в переводе с греческого языка "воздухобежный", "мчащийся по воздуху". Ломоносовым были усовершенствованы также известные к тому времени измерительные судовые приборы, позволявшие определять координаты корабля.
     Преемником М.В. Ломоносова в руководстве академическими мастерскими стал И.П. Кулибин (с 1769 г.). В них изготовлялись навигационные, астрономические и оптические приборы, электростатические машины и т.д. Кулибин не только руководил процессом изготовления приборов, но и сам изобретал новые. Под руководством И.П. Кулибина выпускались различные оптические приборы (телескопы, микроскопы), и приборы другого назначения (термометры, барометры, насосы, точные весы, часы различных систем), в чем и состоит особая заслуга ученого. Опираясь на различные исследования своего времени, Кулибин создавал различные электрические приборы. Так, он построил электрофор небывалого размера и мощности (1770-е гг.).
     Техника совершенствовалась и в других отраслях. Русские еще в московский период славились как мастера фортификаций. При Петре I позаимствовали распространенную в Европе французскую систему фортификаций: военные крепости получили такие детали, как бастион - угловой выступ в стене, и равелин - выдвинутые вперед треугольные вспомогательные укрепления. В области военного флота были позаимствованы у развитых в военно-морском отношении стран линейные корабли - самые большие по размерам и мощные по военному оснащению, а также фрегаты - быстроходные многопарусные суда с меньшим оснащением артиллерией. В сухопутных войсках стали использовать с XVIII в. кремневые ружья и штыки, а также известную в Европе с XVI в. ракету в качестве сигнального средства.



 Главная|    Содержание|   Скачать архив