История и культурология    

 Курс лекций
 Главная|    Содержание|   Скачать архив

Лекция 5. Научные знания и технические достижения средневековой Руси

Вопросы:

  1. Н. Развитие техники на Руси и накопление научных знаний у древнейших славян и в домонгольской Руси
  2. Научные знания и совершенствование техники в Московской Руси

     I.  С древнейших времен, с того момента, как праславяне выделились из северо-западной ветви индоевропейцев и постепенно превратились в древнейших славян, а затем разделились на ветви восточных, западных и южных славян, основными занятиями их были земледелие и скотоводство. Способ ведения земледельческого хозяйства у восточных славян различался в зависимости от региона проживания. Условно их можно разделить на север и юг. На севере, в зоне таежных лесов, остатками которых является Беловежская Пуща, основным способом ведения хозяйства было подсечно-огневое земледелие. Землю, расчищенную под полевые угодья, в таком случае использовали, начиная лишь со второго года после вырубки леса, ибо на второй год сжигали оставшиеся пни, зола от которых служила удобрением. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ - орудие для взрыхления почвы. Серпами собирали урожай, цепами осуществляли обмолот, а мололи зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
     В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Т.к. там плодородных земель было много, то участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало, деревянных плуг с железным лемехом - орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
     В целом в течение IX - XIV вв. произошел постепенный переход от первобытной культивации почвы к использованию двух-, а затем и трехпольного севооборота, благодаря которым земля не истощалась так быстро, как в древности.
     С земледелием тесно было связано скотоводство - разведение коров, свиней и мелкого рогатого скота. Животные также использовались и в качестве рабочей силы - кони в северных землях и волы на юге.
     На Руси уже к IX в. насчитывалось порядка 24 крупных для тех времен городов. Как правило, города строились на высоких холмах, защищались валом, водяным рвом и крепостными стенами - все это касается центральной части русского города - кремля (кром, детинец). Вокруг кремля располагались торг, посад - место проживания ремесленников и торговцев, а также поселки, населенные ремесленниками определенной специальности - слободы.
     До Крещения Руси среди восточных славян проживали искусные мастера оружейного и ювелирного дела, резчики по дереву и камню, зодчие. В строительстве и архитектуре продолжали еще долго преобладать деревянные сооружения. Расширить свои способности мастера смогли после принятия Русью христианства.
     Если в эпоху зарождения восточнославянской государственности и на ранних этапах существования Киевской Руси техника вытекала исключительно из повседневной земледельческой и ремесленной практики, то после Крещения Русь смогла познакомиться и с научным знанием, пришедшим из Византии. В первую очередь, Русь получила письменность, уже более сто лет до ее Крещения известную южным и некоторым западным славянам. Но Русь получила богатейшие собрания литературы на церковнославянском и даже греческом языках, куда входили тексты Библии, богослужений, творений Святых Отцов. В рамках святоотеческой литературы грамотные русичи могли ознакомиться с произведениями, содержащими философские и естественнонаучные знания - "Шестодневы" (составленные свт. Василием Великим в IV в. и преп. Иоанном Дамаскиным в VIII в.), "Источник знания" преп. Иоанна Дамаскина и др. В них содержались, в частности, воззрения Платона, Аристотеля, Птолемея. Широкое распространение как в домонгольской Руси, так и после XIII в. получила книга, содержащая позднеантичные и ранневизантийские представления о географии - "Христианская топография" Космы Индикоплова, основанная на космологических и географических воззрениях Птолемея. Для распространения просвещения в монастырях производилось переписывание книг. Грамотность широко распространилась среди горожан. Например, новгородцы прославились своими берестяными грамотами - письмами, написанными на специальных дощечках из березовой коры, на которых процарапывался текст костяными или металлическими палочками.
     От византийцев русские научились храмовому зодчеству, иконописи, изготовлению из металлов различных предметов церковной утвари. На службу храмостроительству и иным церковным нуждам были поставлены и навыки в ювелирном искусстве. Самыми известными видами ювелирной техники были зернь, чернь, скань (филигрань), финифть (перегородочная эмаль). Зернь представляла собой пайку мелких шариков (из золота, серебра или меди) диаметром 0,4 мм на орнамент из тонкой проволоки. Чернь была основана на использовании сплава из серебра, свинца, серы и нек. др. компонентов (состав варьировался) для украшения гравированной поверхности изделий из металлов с помощью нанесения измельченного сплава и последующего обжига обработанного таким способом металлического предмета. В филиграни (скани) выплетаются из тонких медных, серебряных или золотых проволок узоры ажурным способом или пайкой на металлический фон. Филигрань часто сочетается с зернью и эмалями. Эмалями также обычно украшали поверхность металлических изделий: пастообразная масса наносилась на поверхность без обжига (холодная эмаль) или с помощью обжига (горячая эмаль) и на поверхности предмета образовывался стекловидный цветной слой.
     В Европе и на Руси в XI в. высокого уровня достигло литейное производство. С V в. в Италии и Галлии (Франция, Фландрия) стало развиваться литье колоколов. На Руси их стали использовать с принятием христианства. Широкое распространение сначала получило литье по восковым моделям, а в XIII в. именно русские мастера начали использовать иной способ отливки колоколов - способ тонкостенного полого литья "на выплеск". Этот способ предполагал заливку расплавленным металлом формы через верхнее отверстие и выплескивание через нижнее, после чего расплавленный металл застывал в виде тонкой оболочки у стенок.

     II.  В связи с монгольским нашествием в середине - второй половине XIII в. просвещение, сельское хозяйство и ремесленное производство приходят в упадок. Но постепенное перемещение политических центров на северо-восток, в Волго-Окское междуречье и постепенная стабилизация русско-ордынских отношений в течение второй половины XIII - середины XIV в., а затем и начинающийся новый подъем культуры и хозяйства на Руси в связи с ее освободительной борьбой в течение конца XIV - XV вв., связан с воссозданием единой Руси во главе с Москвой и новыми этапами в развитии научного знания и техники.
     Больших успехов возрождающееся русское ремесло добилось в таких отраслях, как каменное строительство, кузнечное и литейное дело, другие виды металлообработки, чеканка монет. В 1382 г. при обороне Москвы от полчищ Тохтамыша русскими были использованы первые артиллерийские орудия - кованые железные пушки (тюфяки). Развитие ремесел и нужды возрождающегося государства требовали грамотных людей. Еще в XIII в. продолжала расти грамотность среди городского населения, а в XV-м среди русских людей было много владельцев частных библиотек. Знания часто были основаны на богословских началах, а также накапливались благодаря запискам путешественников (Афанасий Никитин, новгородец Стефан, смолянин Игнатий, Дневник русского посольства во Флоренцию и Феррару). Знания накапливались и развивались также в прикладном ключе. На Руси в течение XV - XVI вв. росло число школ, находившихся в ведении Церкви. На начальной ступени человек учился письму. Чтению, счету, Псалтири, Часослову и другим книгам Священного Писания или богослужебным сборникам. Затем человек самостоятельно, частным способом доучивался у "знающих людей", и подобное самообразование осуществлялось, исходя из выбранного профессионального служения (священнослужитель, военный, чиновник, торговец, ремесленник). Для служителей церкви открывались духовные училища. В XVII в. - сначала в Киеве и других землях Западной Руси, а затем в Москве - стала складываться более разветвленная сеть образования, а Киеве и Москве появились даже духовные академии (Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская), т.е. первые высшие учебные заведения в лучших традициях византийского и западноевропейского образования.
     Тем не менее, на Руси складывались и свои научные традиции. Рассмотрим, например, математику. На Руси она существовала преимущественно в форме арифметики. Впоследствии самобытная русская арифметика была вытеснена европейской математической системой. Обычная арифметика носила прикладной характер и была доступна людям разных сословий. Все сословия торговали, а торговля без математики невозможна. Русским в XV - XVII вв. были известны несколько систем счисления: десятичная, девятеричная, сороковичная. Это свидетельствует о высоком уровне математической подготовки русских людей, которые мастерски использовали несколько систем счисления параллельно, легко переходя из одной в другую. Существовала и своя математическая терминология: "перечни" - слагаемые, "исподний перечень" - сумма, "остатки" - разность, "заемный перечень" - уменьшаемое, "платежные перечень" - вычитаемое, "большой перечень" - делимое, "жеребенный перечень" - частное, "остаточные доли" - остаток. Русские хорошо знали математические операции с дробями. Хорошо была известна и геометрия, по которой были составлены специальные пособия, например, по вычислению площадей геометрических фигур. Одним из таких сборников является сочинение Ермолая Еразма "Благохотящим царям правительница и земледелия". Теоретическая математика оперировала числами до 10 в 48 степени, т. е. известны были действия по возведению в степень. На Руси была хорошо развита и медицина, издавалась специальная медицинская литература - "Травники", "Громники", "Лечебники". С XVI в. существовал специальный аптекарский приказ, а в Москве существовал и Зелейный ряд - место продажи лекарств, где можно было обратиться и к различным лекарям - "лечца", "зубоволока", "кровопуска", костоправа, повивальную бабку. Аптекарский приказ выделял и медицинский персонал для армии. Хорошо русским была известна география. Издавались картографические сборники, причем достаточно точные. На рубеже XVI - XVII в. был составлен "Большой чертеж земли Русской", а в 1620 - х гг. появляется "Книга Большому чертежу" с картами и описанием как России, так и сопредельных стран.
     На прикладном уровне русские прекрасными знаниями и опытом в области химии, теплофизики, металлургии, акустики, физики прочности и баллистики. Благодаря таким познаниям А.Чохов и другие русские мастера изготовляли первоклассные артиллерийские орудия. За рубежом ценились такие изделия русских мастеров, как предметы конской упряжи, седла, сабли с золотой насечкой. Славились резчики по дереву, ювелиры. Большим спросом на зарубежных рынках пользовались замки русских мастеров - от пудовых до крошечных, с причудливыми формами и замысловатыми механизмами.
     Период с конца XV и до середины XIX в. часто историки образно называют "малым ледниковым периодом", т. е. на Руси климат был гораздо холоднее, чем во второй половине XIX - XX в., тем более, чем сейчас. Но русские использовали такое климатическое преимущество, как зимний путь, которого не было в Европе. На Руси это способствовало развитию путей сообщений в виде ямской службы. Для переезда на большие расстояния существовали кибитки из войлока - "сани вроде домика". Эти сани были так закупорены, что воздух не проникал снаружи. По бокам были проделаны окошки, внутри вмонтированы полки для продовольствия и книг. Над головой подвешивался светильник, зажигаемый при наступлении темноты. В ноги укладывались нагретые камни или сосуд с горячей водой. В кибитке также был вмонтирован ларец с вином или водкой. На повозки также подвешивались фонари для обозрения дороги ночью.
     Чаще всего, развитие кораблестроения в России связывают с именем Петра I. Тем не менее, в XVI - XVII вв. на Поморском Севере строились суда, не уступавшие по качеству и часто водоизмещением европейским каравеллам. И, если каравеллы могли совершать плавание по южным морям, то кочи - по северным и даже среди льдов. Кочами называли суда разных габаритов, имевшие поморское происхождение и затем использовавшиеся при освоении Сибири. Более крупные кочи, используемые для хождения в открытое море, достигали 18 - 42 м в длину, 5 м в ширину, а водоизмещение составляло 35 - 40 т. Чаще всего их изготовляли из сосны или лиственницы. Коч имел одну мачту с парусами, крепившуюся с помощью "ног" (ванты). Вдоль днища крепился киль в виде колоды, на корме - руль, а по бортам - весельные лодки-карбасы. На военном корабле ставилась пушка. Команда составляла 6 - 12 человек, а перевозить можно было до 50 пассажиров. Имелись 1 - 2 каюты для хозяина и кормщика, а также трюм под палубой как помещение для грузов и остальной части команды. Жилое помещение от грузового отделялось перегородкой. Кочи возможно было волоком перетаскивать на реку или в другое море, отделенное участком суши, а также снимать с мели. Для этого имелись специальные приспособления (специальный ворот - кочна и гидравлические насосы для откачки воды).
     Русь знала каменное строительство, используемое преимущественно для сооружения крепостей, храмов, официальных представительств и господских палат. Деревянное зодчество использовалось шире, ибо жилье из такого материала было более здоровым, дешевым и более теплым зимой. Потому было бы большим заблуждением считать Русь по данному признаку "отсталой" страной. Дома простых русских людей часто были двухэтажными (иногда в три и даже четыре этажа; одноэтажные - у людей победнее), хотя и проще домов богатых и знатных людей, но все же добротные. Щели между бревнами конопатили мхом. Окна были маленькими и изнутри задвигались ставней, ходившей в пазах. Летом их часто держали открытыми, а на зиму вставляли рамы, затянутые для пропускания света промасленным холстом, бычьим пузырем или слюдой. Для русских слюда была доступнее и дешевле, чем для европейцев, ибо зарубежные страны закупали этот материал именно у нас, и слюда имела преимущества перед стеклом и рогом - не трескается как первое и огнестойкое вещество по сравнению со вторым. К тому же качество стекла того времени было более низким, чем современное, особенно в Европе.
     Тем самым, Русь внесла немалый вклад в сокровищницу мировых достижений в области науки и техники. Кроме того, учитывая рассмотренные достижения и тенденции в развитии науки и техники, можно говорить о том, что на Руси имелась база для развития научной мысли и техники на уровне ведущих в этих областях стран.




 Главная|    Содержание|   Скачать архив