История и культурология    

 Курс лекций
 Главная|    Содержание|   Скачать архив

Лекция 2. Первобытность: начало орудийной деятельности человека и зарождение рационалистического мышления

Вопросы:
  1. Первобытные религии и миф: начало развития сознания и рационального мышления
  2. Зарождение производственной деятельности в палеолите: начало технического развития
  3. "Неолитическая революция" в первобытном хозяйстве - новый этап технического развития человечества

     I. С позиций христианства и других монотеистических религий первой формой знания и познания было непосредственное откровение человеку от Бога. В дальнейшем, после грехопадения и по мере удаления момента изгнания прародителей из Эдема, а также размножения человечества и увеличения числа грешников и, как следствие, возрастания греха, оставалось все меньше людей, которые помнили о Боге, чтили Его и были способны воспринимать откровение. Первый период жизни людей закончился, как известно, всемирным потопом и сохранением жизни лишь семейства праведного Ноя. Затем, после нового умножения численности населения земли и по мере удаления от Ближневосточной прародины человечества, люди вновь стали забывать Бога, но память о Высшем Существе, тоска по утраченной истине заставляли людей искать ее. Причем люди начали искать Бога в Его творениях. Отсюда появились разные религиозные воззрения, отличающиеся от первобытного монотеизма, которые объединили общим наименованием "язычество" (идолопоклонство), и коренное различие заключалось именно в поклонении тварным явлениям вместо Творца. Картина мира, рожденная этими религиями, была запечатлена в явлении культуры, получившем название "миф" (в пер. с греч. - "слово", "повествование"). Материалисты же, выводя человечество из животного мира представлениями о самопроизвольной эволюции, считают, что и феномен религии, как и все прочие явления человеческой жизни и культуры, имеет конкретное время своего появления на конкретной стадии эволюции. Причем материалистически-прогрессистские критерии они применяют и феномену религии: мол, религия также зародилась в примитивных формах и развивалась по принципу "от простого к сложному", т.е. от тотемизма, фетишизма и т.д. через политеизм - к монотеизму, а затем к пантеизму или деизму. Наконец, по их мнению, наступит время ее отмирания. Но последний крайний тезис в ряду таких представлений присущ материалистам-атеистам - некоторым из французских просветителей, Л.Фейербаху, К. Марксу и марксистам и т.д. Не все сторонники эволюционной теории были или являются в настоящее время полными атеистами. Но материализм и прогрессизм роднит последних с первыми.
     Миф, по словам проф. В.С. Поликарпова, является той культурной матрицей, которая на заре человечества послужила исходной основой для возникновения в дальнейшем всех основных видов человеческой деятельности, в том числе и научного знания. Причем различные мыслители по-разному утверждали соотношение мифа и научного знания. Так, А. Чанышев утверждает, что "знание…как таковое зарождается вне мифа, хотя и в тесной связи с ним". По-иному мыслит Е. Солопов, считая, что "миф - это знание, непосредственно связанное с переживанием, это знание-переживание". Наконец, польско-британский культурантрополог Б. Малиновский придерживается того мнения, что мифология в первобытном обществе являлось аналогом научно-теоретического знания.
     Мифология имеет свой собственный язык, свои схемы и свою логику. Мифология фиксирует отношения коллектива с внешним миром и регулирует поведение индивидов в коллективе. По учению В.Н. Топорова, миф как синкретическая форма осознания мира есть и рассказ, обычно повествовательный, выражающий и организующий верования архаического общества, и ритуал, переносящий события прошлого в настоящее. Он затрагивает социальные чувства, действует на эмоции человека. Таким образом, миф - специфическая форма упорядочения представления о природе и обществе, основанная на образно-символическом способе мышления человека традиционного архаического общетсва.
     Мифология является древнейшей формой социальной памяти. Мифологическое сознание, будучи комплексным выражением синкретического первобытного сознания, выступало в качестве интегрального фактора в формировании картины мира на основе элементарных чувственно-эмпирических знаний о действительности. Господство мифологического сознания связано с образом жизни первобытного человека, при котором орудия труда были настолько примитивны, что жизнеобеспечение было возможно лишь при условии коллективной социальной организации и трудовой деятельности. Невозможность длительного существования вне коллектива накладывала свой отпечаток и в сознании человека. Важным компонентом постижения действительности в первобытности на основе мифологической картины мира являются соответствующие ей представления о пространстве и времени. Отражая известную человеку обстановку, они создают своеобразную координатную сетку, благодаря которой человек в рамках определенной культуры воспринимает и осознает окружающий мир, воспроизводит его картину. Эта картина, в свою очередь, в определенной степени детерминирует мир его ценностей и поведение.
     Свидетельства этнографических, фольклорных и исторических источников говорят нам, что первобытный человек отдавал себе отчет в том, что все элементы действительности взаимозависимы, взаимопроникновенны и находятся во взаимодействии, развиваются в пространстве и во времени, т.е. к ним применимы представления "раньше" и "позже", "здесь" и "там". Логика первобытного образа мышления трактовала категории пространства и времени весьма конкретно, в чувственно-образной форме: время, как и пространство, мыслилось вещественно, его, как и все сущее в мире боги и герои поделили и установили его исчисление; оно часто уподоблялось пряже на станке богов (или нити), которую те могут оборвать в любой момент человеческой жизни (таковы представления о жизни и смерти). Время также делилось на сакральное и профанное, также и пространство. Сакральными выступали такие фрагменты пространства, как храмы, гробницы, курганы, места собраний. Обыденное время прерывалось интервалами сакрального времени (т.е. временем совершения религиозных или магических ритуалов). Словацкий философ Э. Драгунь связывает с мифологией циклическо-статическую модель времени, а М. Ахундов указывает на существование трех моделей архаического времени: 1) архаическая колебательная модель; 2) циклическая модель, функционирующая в культурах с неизменным прошлым; 3) спиральная модель (синтез между циклической и линейной моделью, получившая в Новое время развитие в философии Г.В.Ф. Гегеля). Первобытный монотеизм закладывает основы линейной модели, в дальнейшем развиваемые в ветхозаветном иудаизме, христианстве, талмудическом иудаизме, исламе и новоевропейской рациональной мысли. В отличие от животного, у человека мир наблюдений и мир действий существенно разделены и даже удалены друг от друга. Его жизнь регламентируется не биологическими законами, но личным самосознанием, свободной волей, а также трудовой деятельностью и другими социальными закономерностями. Потому человек часто и переживает состояние неопределенности. Т.к. в первобытном обществе человек находился под угрозой воздействия неблагоприятных для жизнедеятельности событий (неудачная охота, засуха или неурожай по другим причинам, холод, эпидемии и т.д.), то для выживания требовалась и прогностическая деятельность коллектива. Переживая страх перед неопределенностью, потребовалась выработка средств снятия страхов - различных церемоний и табу. Миф идеализирует обстановку, отражает ее, исходя из особенностей первобытного способа мышления. Миф - это метафора, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры. Религия, магия, аллегория, мораль и табу оживлены и пронизаны мифом. Основная функция мифологии глубоко художественна. Метафоры, символы и аллегория лежат в основе мифа. Но миф - это "склад человеческих ценностей и традиций" (Р. Мукерджи). Миф раскрывает символический мир верований, фантазий, ценностей и норм поведения. Он выполняет определенную социальную и познавательную функцию проникновения в ритм природы и социального бытия. Э. Кассирер утверждал, что мифология всегда "есть акт веры" и миф утратил бы свою основу "без веры в действительность своего предмета". Будучи основанным на образности мышления, на воображении и идеализации представлений об основах мира, о прошлом и настоящем, обладая коллективным характером, миф имеет в своей основе и некоторую схематичность. Миф как синкретическая система мировоззрения связана с родовым строем и изобразительной системой первобытности. Религия в различных формах, фольклор, зачатки научных знаний древнего мира использовали определенные элементы мифологии, а миф, в свою очередь, в первобытном обществе выполнял функции этих форм картины мира.

     II.  Материалисты безоговорочно выводят человека из животного мира и видят в качестве основы человека трудовую деятельность. Вопрос можно поставить и по-иному: без наличия сознания, врожденной разумности человека - венца Божиего творения - мог ли возникнуть труд как осознанная деятельность, а вместе с ним и необходимые орудия? Эти две тенденции в науке - эволюционизм и креационизм - по-разному будут трактовать происхождение человека и его трудовой деятельности. Важно проследить следующее: независимо от того, по каким причинам человеку на заре своей истории пришлось прибегнуть к трудовой деятельности - из-за адаптации якобы животных первопредков к изменившимся не в их пользу природных условий или из-за помещение в не менее благоприятных условиях дикой природы Богом в наказание за непослушание и первородный грех человеческих прародителей - Адама и Евы, человек, вынужденный в поте лица добывать пропитание, смастерил первые орудия труда и, тем самым, положил начало истории развития техники. Как утверждают ученые-естественники и историки первобытного общества вкупе с культурантропологами и этнографами, подобие многих виды ранней трудовой деятельности человека можно найти в животном мире (использование камня, палки, даже ткачество и шитье). Ранней технологией изготовления каменных орудий труда принято считать технику сколов и отщепов (эволюционисты обнаруживают ее у обезьяньих "предков" человека 2 млн. лет назад). Но загадкой остается то, почему человек, в отличие от животного мира, сумел овладеть огнем (по датировке сторонников теории эволюции это произошло впервые приблизительно 150 тыс. лет назад, а искусственное его добывание началось не раньше верхнего палеолита, т.е. ок. 40 тыс. лет назад). Для верующего мышления в этом вопросе проблемы и недоумения нет и быть не может: человек, сотворенный по Образу и подобию Бога отличался изначально от животных духовностью и душевностью, и такое устроение человека предполагало его разумность, следовательно, и предпосылки к осознанной трудовой деятельности. Потому человек и смог овладеть той стихией, которая вызывает ужас у других живых существ, хоть это и пришлось ему делать после грехопадения и лишения блаженной (т.е. духовной, тесно связанной с Богом) жизни в Эдеме. Таким образом, выжить в суровых природных условиях человеку помогли овладение огнем и изобретение каменных орудий труда.      Как уже говорилось, первой технологией изготовления орудий труда был метод сколов - отщепов, применяемый с помощью ядрища (нуклеуса дисковидной формы из кремния или обсидиана) и второго твердого камня - отбойника: ударом отбойником по ядрищу производили скол с третьего камня, получая заготовку, которая подвергалась. В свою очередь, вторичной обработке.      Дальнейшее совершенствование орудий труда связано в эпоху мезолита (XIV - IX тыс. до Р.Х.) с изобретением охотничьего холодного оружия и технологией обжига глины. Последнее способствовало изобретению глиняной посуды, ибо глина становилась камневидной, водостойкой и огнестойкой. Не менее важным было и изобретение механических приспособлений для охоты - копий, дротиков, бумеранга, праща, боласа (его движение зависит от сложных динамических и аэродинамических движений систем в пространстве), лука со стрелами. Лук - первое в истории использование запаса энергии, накапливаемой при натягивании тетивы и быстро расходуемой после спуска стрелы. По словам Дж. Бернала, лук стал первой в истории человечества машиной. Он предположил, что лук послужил прообразом лучковому сверлу, да и полет стрелы вообще стимулировал появление динамики; натянутая тетива стала прообразом струнных музыкальных инструментов. Человек в первобытности уже знал (разумеется, на эмпирическом уровне) свойства воздуха, т.е. основы пневматики: это выразилось в умении вдыхать и выдыхать воздух через полые кости и стебли тростника. Известные операции с воздухом и раздуванием огня могли даже привести человека еще в первобытную эпоху к изобретению пушки и парового двигателя. Человечество и в самом деле осуществило технологическую революцию, но изобретения были иного характера, нежели упомянутые сложные конструкции.

     III.  Согласно археологической периодизации, указанная технологическая революция связана с эпохой неолита (VIII - V тыс. до Р.Х.). Эта эпоха связана с обработкой земли, с началом земледелия, а также с появлением и остальных форм производственной деятельности. В Священном Писании говорится о трудах прародителя Адама и его сыновей - Каина и Авеля, занимавшихся соответственно земледелием и скотоводством. Можно также предположить, что, сначала у потомков Каина (погибших под водами всемирного потопа), а затем у некоторых потомков Ноя мог произойти откат в сторону более ранних форм трудовой деятельности, объединенных общим названием "присваивающего хозяйства" (собирательство, охота, рыболовство и т.д.), но со временем - возвращение к производящему хозяйству. Материалисты же, исходя из теории прогресса, считают, что произошла смена присваивающего хозяйства производящим. Чаще всего первой формой производственной деятельности считают земледелие, ибо на почве земледельческих обществ выросли древнейшие цивилизации Востока и Америки. Но В.Л. Махнач считает скотоводство все же более ранней формой производственной деятельности. Возможно, что развитие обеих форм производящего хозяйства предполагал параллельное их развитие. Но если изменяется тип хозяйства и формы связанной сним трудовой деятельности или возвращается в качестве нового хорошо забытое старое, то изменение касается не только социальных, но также технических и технологических изменений. С началом обработки земли и выращивания злаков появляются такие приспособления, как мотыга, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков (микролитические орудия труда, чем-то напоминающие современные безопасные бритвы), цеп для их обмолота, ручной жернов для помола. Для изготовления новых орудий труда понадобились также специальные инструменты. Например, совершенствовались плотницкие инструменты, появившиеся еще в эпоху мезолита. Кроме того, с неолитической революцией связано появление первых ручных мельниц, глиняной посуды, прядильной машины и ткацкого станка. У человека появилась привычка улучшать окружающую природу, приспосабливать под свои нужды. В разных частях света человек выращивал соответствующие климату культуры: пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох в разных частях Старого Света; миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу, просо в Восточной Азии (последнее было столь же важным в Китае, как впоследствии рис до II тыс. до Р.Х.); тыкву, авокадо, фасоль и кукурузу в Америке. Возникновение производящего хозяйства, обеспечившее людей достаточным количеством пищи, привело к росту численности населения.
     Немаловажным стало и развитие скотоводства. Появление многообразия форм трудовой деятельности вело к появлению специализации и разделению труда внутри общины. Для интенсификации сельского хозяйства усилиями всей общины строились ирригационные сооружения (оросительные и защитные системы), крепостные ограждения. Появились и особые социальные группы. Непосредственно не занятые производственной деятельностью - жрецы и воины. На основе земледельческих поселений со временем вырастали города. Их появление было связано, во-первых, с совершенствованием строительных технологий, во-вторых, с появлением кочевников-грабителей и началом войн. Так, на смену временным жилищам охотников и собирателей приходили дома из глины, затем строившиеся с закладкой мощного каменного фундамента. А для обороны от соседей-грабителей требовались прорытие рвов, возведение земляных валов и крепостных стен. Само слово "город" указывает на огороженное поселение. Одним из древнейших городов, а, следовательно - наиболее древней, чем Египет и Шумер. Цивилизацией, был город Иерихон (и наряду с ним прочие города-государства т.н. "гармонических цивилизаций" Ближнего Востока эпохи каменного века, хорошо изученных Д.В. Деопиком).
     Другими достижениями неолита, наряду с началом глинобитного и каменного строительства, были столярное и гончарное производство, причем последнее, основываясь на более раннем открытии обжига глины, возникло и получило дальнейшее развитие, благодаря изобретению гончарного круга. Происходили со временем и дальнейшие изменения в земледельческом производстве. Человек изобрел плуг и открыл тяглую силу скота - в первую очередь волов, а затем коней. Следовательно, для использования тяглой силы животных потребовалось изобрести упряжь. Но это произвело переворот не только в земледелии, но и в средствах коммуникации: животных стали использовать как транспорт. Причем, если, как утверждают некоторые ученые, в мезолите была изобретена повозка в виде полозьев, то к концу неолита была изобретена колесная повозка. Раньше всего ее стали использовать, предположительно в Северной Сирии, а к 3500 г. до Р.Х. и в Шумере. К 3000 г. она стала широко использоваться во всей Месопотамии, Эламе и Сирии. Еще через 500 лет - на Индостане. Египет узнал лошадь, колесницу, вертикальный ткацкий станок, а также выращивание граната и олив не ранее 1640 г. - времени захвата гиксосов, пришедших из Передней Азии.
     Человечество также открыло и научилось обрабатывать металл - первоначально медь, что привело к постепенному переходу от каменного века к медному и бронзовому (время между неолитом и бронзовым веком - V - IV тыс. до Р.Х. - носит название энеолит, т.е. медно-каменный век). Наступала эпоха древнейших великих цивилизаций Востока.




 Главная|    Содержание|   Скачать архив