Главная страница
Содержание
 
 

Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ
2.1. Ближний, Средний Восток и Египет



    В Древнем мире, в одном из главных очагов зарождения че-ловеческой цивилизации в Месопотамии, высокого уровня развития достигли города-государства, расположенные в Двуречье Тигра и Евфрата. К ним относятся такие города, как Ур, Лагош, Киш (Шумер), Вавилон (Вавилония), Ниневия (Ассирия) и др. – это так называемая Вавилоно-ассирийская культура.
    Классическим примером высокого мастерства обработки металлов, вошедшим во все мировые издания, является голова быка из города Ура, датируемая 2800 г. до н.э., рис. 24,а.

    Рис.24. Бычья голова, сделанная из тонкой золотой пластины, наложена на деревянную основу, украшена лазуритом (а); орел, когтящий оленей. Рельеф из Эль-Обейда. Медь. Около 2600 г. до н.э. (б)


    В конце IV тысячелетия в Месопотамии появился скульптур-ный рельеф, устанавливается определенное изображение человеческой скульптуры: голова и ноги повернуты в профиль, туловище развернуто в фас. Такая трактовка лица с огромным глазом и большим носом, а позже также руки, поднятой до уровня рта, и впредь будет символизировать предстояние перед божеством.
    В Шумере вдоль стены храма в Эль-Обейде (2600г. до н. э.), в нишах между выступами стояли выразительные медные фигурки идущих быков (см. рис.3). С несомненным мастерством выполнен помещенный перед входом в святилище медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей, рис.24,б.
    Другим очагом зарождения человеческой цивилизации явля-ется Древний Египет.
    Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный по своей реалистичной правдивости скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.
    Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и связи с другими людьми, открыто утвердило интерес к индивидуальности, создавало образы, полные глубокой значимости.
    Металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник – «начальник литейщиков металла царского дворца» (этот титул встречается на оттисках печатей того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с надписью, начинающейся словами: «Я, делатель небесной меди …» (т. е. железа). Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер – упитанного вида человек – украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.
    В летописях Древнего царства под годами правления фарао-на II (около 2600 г. до н. э.) упоминается об изготовлении из меди царской статуи; к сожалению, не указывается техника ее изготовления. Но уже ко времени VI династии (ок. 2250 г. до н. э.) относится медная статуя богини Пепит, отлитая по выплавляемой модели. Возможно, это одна из первых литых статуй, выполненных таким способом, и Египет по праву может считаться одним из государств, где зародилось статуарное литье.
    Особенно высокого мастерства скульпторы и литейщики до-бились в Новом Царстве (династии XVIII-XXII) – золотой эпохе Египта и в Позднем Египте. Производились замечательные отливки животных, многочисленные статуэтки, предметы утвари, статуи и посмертные маски (рис.25-27).
    Персидская цивилизация – одна из самых замечательных в Древнем мире. Зародилась она на Иранском нагорье, расположенном к востоку от Месопотамии, во 2-м тысячелетии до н.э., со временем на этой территории были построены крупные города.
    Как уже отмечалось, наиболее древней литой скульптурой человека в натуральную величину была пустотелая статуя царицы Напир-Асу (см. рис.7), жены эламского царя Унташнапириши. Своего наивысшего могущества древнеперсидская империя достигла в V в.до н. э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавило-нии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Сред-няя Азия, и таким образом границы ее распространялись до пределов Индии.

    Рис. 25. Фигурки животных: а – статуэтка сидящей кошки. Бронза. Новое Царство; б – священный бык Апис. Цельнолитая бронза с золотой и серебряной нитями. XXVI династия; в – сидящий бабуин. Бронза, пустотелая. Саисский период



    Рис.26. Статуэтки и кувшин: а – статуэтка Имхотепа. Саиссский период, около VII в. до н. э.; б – статуэтка царицы Каромамы. Бронза, инкрустированная золотом. XXII династия; в – золотой кувшин с серебряной ручкой из Загазига. XIX династия



    Рис.27. Статуя Рамзеса I. XIX династия (а) и маска Тутанхамона (б). 1352 г. до н.э.


    В произведениях древнеперсидского прикладного искусства, при создании которых художник был менее связан в своем творчестве с официальными требованиями, чувствуется большая свобода и наблюдательность.
    Мидийцы в правление Кира II Великого (VI в. до н. э.) запе-чатлели в своем искусстве животных – от крылатых быков до лебе-дей и козерогов. С реалистическим мастерством и подлинным изяществом выполнена небольшая фигурка крылатого козерога, служащая ручкой для серебряной вазы, предположительно относимой к изделиям ахеменидских мастеров и бактрийская бронзовая статуэтка фантастического зверя, рис.28.
    Ахеменидское придворное искусство, несмотря на его эклек-тизм, является интересной страницей в истории художественной культуры Древнего мира.

    Рис. 28. Фигурки фантастических животных: а – ручка вазы в виде крылатого козерога. Серебро с инкрустацией. IV в. до н. э.; б – фантастический зверь. Бактрийская бронзовая статуэтка. IV в. до н.э.


    Урарту. Армянское нагорье в Закавказье IX-VIII вв. до н. э. были богаты медной рудой и железом. На этой территории в X-IX вв. до н. э. образовалось государство Урарту, в котором были высоко развиты ремесла, особенно металлообработка. Великолепные художественные изделия из бронзы (фигурная мебель, статуэтки, художественное оружие) выполнены по восковой модели, с резьбой и чеканкой, покрытые кованым золотым листом, резьба по красному мрамору – все эти памятники ясно говорят о ремесле уже специализированном. Урартская ремесленная техника имела большое значение для развития закавказского и скифского ремесла.
    В искусстве Урарту использовались приемы инкрустации различными материалами. Бронзовые статуэтки, как, например, известная статуэтка крылатого льва, обтягивали тонким листовым золотом, хорошо передававшим все детали орнамента. Лица статуэток изготавливали из белого камня, глаза и брови – из черного; ячейки на крыльях фантастических животных заполняли цветной стекловидной массой. Предметы украшали драгоценными камнями, отделывали слоновой костью и черным деревом, рис.29,а.

    Рис. 29. Крылатый лев из Урарту (а); бронзовый котел. XIV в. Санкт-Петербург, Эрмитаж (б)



    Урартские отливки, представляющие собой сложные и высо-кохудожественные изделия, изготовлялись, как правило, с потерей восковой фигуры.
    Средняя Азия. В период тридцатипятилетнего правления Тимура Средняя Азия пережила период недолгого, но бурного подъ-ема. Самарканд превратился в столицу Востока, украшенный архи-тектурными сооружениями, имеющими большую художественную ценность. По приказу Тимура был изготовлен уникальный памятник литейного искусства – гигантский бронзовый котел для воды для мечети-мавзолея Ходжи Ахмеда Ясеви в Ясах (ныне г. Туркестан, Казахстан), рис.29,б.

    2.2. Древняя Греция


    В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое красо-той и величием свободного человека – гражданина полиса-города и прилегающей сельской общины.
    История Древней Греции, и соответственно история искусст-ва, прошла следующие ступени своего развития.
    1. Так называемая гомеровская Греция XII-VIII вв. до н. э. – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Скульптурный портрет Гомера показан на рис.30.

    Рис.30. Сказитель-Гомер – легендарный древнегреческий эпический поэт



    Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты (глины), слоновой кости и бронзы.
    Найденные в Олимпии бронзовые статуэтки «Геракл и кен-тавр» и «Конь», относящиеся к концу гомеровского периода, дают наглядное представление о примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначенной для подношения богам, рис.31.

    Рис.31. Конь (слева) и Геракл и кентавр. Бронзовые статуэтки из Олимпии


    Свойство бронзы создавать богатую игру бликов и теней в античных скульпторах тонко использовано для передачи красоты человеческого тела и придания статуям величавой монументаль-ности.
    2. Архаика, или период образования рабовладельческих го-родов-государств (VII-VI вв. до н.э.).
    В архаической монументальной скульптуре изображались прямо стоящие обнаженные статуи героев (позднее воинов), так называемые куросы, рис. 32.

    Рис.32. Так называемый «Аполлон из Пьомбино» (а) и фрагмент его головы (б). 500 г. до н.э.



    Образ куроса – сильного, мужественного героя или воина - означал большой шаг вперед по сравнению с более ранними скульп-турами.
    3. Искусство греческой классики (начало V - середина IV вв. до н.э.) – наивысший рассвет греческого искусства. Греческую классику подразделяют на ранную, высокую и позднюю.
    В ранней классике (490-450 гг. до н. э.) исповедовался так называемый «строгий штиль». В этот период все греческое искусство было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека: правдивая передача движения и создание естественной групповой композиции.
    Крупнейший греческий мастер Агелад уже в начале V в. до н.э. решал проблему оживления спокойно стоящей фигуры, пере-нося центр тяжести на одну ногу, и при этом достигал свободной естественной позы и жеста человеческой фигуры. Продуманная система пропорций позволяла раскрыть реальную красоту совершенного человеческого тела.

    Рис. 33. Гармодий и Аристогитон. Бронза. Авторы Критий и Несиот. Около 477 г. до н.э.


    Скульпторы Критий и Несиот создали в начале 470-х гг. до н.э. бронзовую группу тираноубийц – Гармодия и Аристогитона, вза-мен увезенной персами архаической скульптуры, изображавшей этих же героев, рис.33. При создании этих скульптур впервые в истории была поставлена задача построения скульптурной группы, объединенной единым действием, единым сюжетом – они наносят удар врагу. Движения сделанных по отдельности и поставленных под углом друг к другу фигур сходятся в одной точке, в которой стоит воображаемый противник.
    Ведущими мастерами, определившими решительный поворот скульптуры 70-60 гг. V в. до н.э. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид.
    Для V в. до н. э. характерно широкое применение бронзы как материала для монументальных скульптур.
    Здесь уместно отметить, что бронзовые изделия греческих мастеров были столь превосходными, что итальянские мастера делали с них мраморные копии. В последующем, когда новые поколения людей нуждались в бронзе, они переплавляли греческие скульптуры и использовали этот металл по своему усмотрению. По итальянским мраморным копиям мы можем судить о греческих изделиях.
    До нас дошли две замечательные подлинные бронзовые ста-туи этой эпохи. Одна из них – «Дельфийский возничий» (вторая чет-верть V в. до н. э.), рис.34.

    Рис.34. Дельфийский возничий: фрагмент головы (слева) и статуя. Бронза. 467-466 гг. до н.э.



    Суровая простота, спокойное величие духа разлиты во всей фигуре победителя в состязаниях, одетого в длинную одежду и стоящего в естественной позе. Это совершенный человек, таким должен быть каждый свободнорожденный эллин.
    Другая скульптура – «Зевс Громовержец», найденная в 1928 году на дне моря у берегов острова Эвбеи, высотой более двух мет-ров, отличается еще большим реализмом в моделировке форм тела, большей свободой в передаче движения. Широко расставленные, чуть согнутые ноги придают упругость стремительному шагу фигуры, рис.35.

    Рис.35. Зевс Громовержец: а – статуя, б – фрагмент головы. Бронза. Около 460 г. до н. э.



    В далеко занесенной назад правой руке зажата молния, которую он через мгновение метнет в невидимого нам противника, в чью сторону обращено его одухотворенное лицо.
    Бронзовая статуя Зевса близка по своему духу творчеству Агелада.
    Из ранней классики приведем еще скульптуры: «Мальчик, вынимающий занозу» неизвестного мастера и «Дискобол» великого греческого скульптора Мирона, рис.36.

    Рис.36. Бронзовые статуи ранней классики: а – мальчик, вынимающий занозу; б – «Дискобол». Мирон. Около 450 г.


    Период времени между 450 и 410 гг. до н. э. именуется вы-сокой классикой. В это время творил свои произведения величайший из великих мастеров древнегреческий скульптор Фидий (V в. до н. э. – около 432-431 г. до н.э.). Фидию, в частности, принадлежали:

  1. 12-метровая статуя Афины, стоявшей в наосе (главном по-мещении, святилище) в Парфеноне;
  2. гигантская статуя сидящего Зевса, одного из семи чудес света, стоявшая в храме Зевса в Олимпии, поражавшая современни-ков выражением человечности.

    Для Акрополя Фидий создал три Афины. Самой ранней была Афина Промахос (Воительница), установленная на площади Акропо-ля, отлитая из трофейного персидского оружия, захваченного при Марафоне, рис.37.

    Рис.37. Реконструкция Афины Промахос



    Позолоченный наконечник ее копья и шлем, сверкавшие в лучах южного солнца, были видны далеко в море и в ясные дни слу-жили ориентиром для мореходов. Вторая статуя, меньшая по разме-рам, была Афина Лемния, (т.е. лемносская), а третья - Афина Парфенос (Афина дева) носила культовый характер и была изготовлена в хрисоэлефантинной технике.
    Творчество Фидия – одно из высших достижений мирового искусства, его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью, свидетельствующей о глубоком изучении реального мира.
    К сожалению, ни одна из знаменитых статуй Фидия не дошла до нас; сохранилось лишь несколько малодостоверных римских копий.
    Для поздней классики характерно творчество древнегре-ческого скульптора Лисиппа. Он переосмыслил канон Поликлета (закон идеальных пропорций): головы статуй делал меньше, а тела с более легкими удлиненными пропорциями представлял в сложном, пространственно-многоплановом движении. Лисипп изображал лю-дей не «какими они есть», но «какими кажутся» [Плиний. Естественная история, XXXIV, 8].

    Рис.38. Атлеты, созданные Лисиппом: а – «Апоксиомен», третья четверть IV в. до н.э. Бронза; б – окружение Лисиппа, возможно, Лисистрат. Голова кулачного бойца. Около 330 г. до н.э. Бронза


    На рис.38 показаны статуя атлета «Апоксиомен» (букв. «со-скребающий»), т.е. атлет, очищающий тело от грязи после борьбы, и голова кулачного бойца.

    2.3. Древняя и Античная Италия


    История Древнего Рима от его основания по преданию братьями Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей (рис.39), около 754/753 г. до н. э. и до крушения Западной Римской империи в 467 г. н.э. знала правление царей в VIII-VI вв. до н. э., республи-канский период (519-509 гг. до н. э.) и время великой империи (I в. до н. э.- V в. н.э.).

    Рис.39. Капитолийская волчица. Бронза с позолотой. V-IV вв. до н.э. [16]



    Этрурия. Цивилизация этрусков располагалась на территории совре-менной центральной Италии (ныне известной под названием Этрурия) между реками Тибр и Арно. Расцвет цивилизации этрусков пришелся на период с VII по III вв. до н. э. Их литейное искусство отличалось усложненностью и изысканностью. Обработка бронзы в это время достигла большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений V-IV вв. до н. э. является знаменитая скульптура Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в XVI в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью передана постановка фигуры – напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое – образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.
    Этрусски под влиянием культур Крито-Минойской и Великой Греции производили художественное статуарное литье, рис.40.

    Рис. 40. Древнеримские скульптуры: а – Марс из Тодди. Бронза, IV в. до н.э. Этрурия; б – танцующий Фавн. Бронза. Помпеи


    В Римской республике (III-I вв. до н. э.) ведущую роль занимали те виды искусства, которые имели практическое значение, отсюда доминирующую роль в развитии скульптуры занимал портрет. В портрете римлян, в отличие от греков, у которых портрет отражал типические черты, присущие представителю греческого общества, художник ставил задачу увековечить черты данного конкретного лица. Римские мастера умели создавать яркие типические образы исходя из конкретной индивидуальности. В республиканскую эпоху были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина – так называемый «Брут» из Палаццо Консерватории в Риме (рис.41), - дает пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведении нашел яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики.

    Рис.41. Портрет римлянина (так называемый первый консул Брут). Бронза. Вторая половина IV в. до н.э.


    В Римской империи в последние десятилетия I в. до н.э. и начала I в. н. э. было время расцвета культуры и искусства. Римское декоративное искусство достигло очень высокого развития. Бронзовые, резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. Лучшие образцы римского искусства часто представляли собой копии с греческих подлинников. На рис.42 показаны образцы римского прикладного искусства [13].

    Рис.42. Римские бронзовые скульптуры: а – борющийся атлет. Бронза. Помпеи; б – бюст Дионисия. Бронза. Помпеи


    2.4. Средневековая Европа


    В мрачные годы Средневековья, когда вся деятельность лю-дей в той или иной степени зависела от церкви, искусство художественного литья, как и металлообработка в целом, продолжало развиваться. В то время были созданы выдающиеся произведения для церковного ритуала, для украшения дворцов и соборов и других сфер жизнедеятельности.
    Примерно в 800 году были отлиты из бронзы знаменитые двустворчатые ворота Ахенского собора. Каждая створка этих «Волчьих ворот» имеет высоту почти 4 м, ширину 1,35 и массу 1700 кг [17].
    В средние века не придавали большого значения красоте человеческого тела, более того, она считалась источником греха. Художники и скульпторы Средневековья редко изображали обнаженных людей, разве что Адама и Еву, библейских прародителей человечества, которые именно так научились отличать добро от зла, что начали стыдиться своей наготы. В средневековых изображениях Адама и Евы как раз и представлен стыд. Они так неуклюжи, настолько лишены всякой силы, прелести, что, глядя на них, можно убедиться лишь в уродстве человеческого тела и в том, что это некрасивое тело должно стать прахом, чтобы высвободилась из него прекрасная, бессмертная душа.
    Древнее христианское предание о трех мудрых старцах (волхвах или королях), присутствовавших при рождении Иисуса Христа, сохранило их имена: Каспар, Мельхиор, Бальтазар.
    В 1164 году мощи, считавшиеся останками волхвов, попали к императору Священной Римской империи Фридриху Барбароссе. Император передал их архиепископу кельнскому, который заказал мастеру Николасу Верденскому сделать для священных реликвий золотую раку. Николас из Вердена тогда считался лучшим мастером своего дела и постоянно переезжал с места на место для выполнения различных заказов. На рельефах раки для мощей трех старцев изображено крещение Иисуса, апостолы, Второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов, рис.43.

    Рис.43. Гробница Трех волхвов. XII в. Кельн (а). Надгробие Фридриху Веттину. Бронза. 1160 г. Магдебург (б)


    Эта рака и поныне считается непревзойденным шедевром ювелирного искусства. Выдающимся шедевром технического и художественного мастерства является бронзовое надгробие высотой 1,99 м, установ-ленное архиепископу Фридриху Веттину в Магдебургском соборе, которое было изготовлено в знаменитой магдебургской литейной мастерской в 1160 г., рис.43,б [17].

    2.5. Эпоха Возрождения



    Термин «Возрождение» (по-итальянски – «ринашименто», по-французски – «ренессанс») условен и не исчерпывает существа явления. Отличительной чертой культуры Возрождения, антифео-дальной в своей основе, – светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности.
    Эпоха Возрождения была временем блестящего прикладного искусства. Его достижения были подготовлены высоким уровнем ху-дожественных ремесел в передовых городах Позднего Средневековья. Серебряные и золотые кресты, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения итальянской работы отличаются совершенной выделкой и художественностью.
    Ниже приводится ряд статуй Донателло, прототипами кото-рых были простые люди с улицы, рис.44.

    Рис.44. Статуи Донателло. Бронза: а – Иоанн Креститель. Венеция, церковь Санта Мария Фрари; б – пророк Иеремия. Флоренция, кампанила собора; в – Цукконе («Тыква»). Флоренция, кампанила собора; г – Давид. Флоренция, Барджелло


    2.6. Художественные отливки Восточной Азии, Африки и Латинской Америки


    Древняя Индия. Культура Древней Индии начала склады-ваться уже в 3 тысячелетии до н. э. и была связана с другими худо-жественными культурами Древнего мира: от Шумера до Китая.
    Археологические раскопки, проводимые в Индии с 20-х годов прошлого века, обнаружили остатки городской культуры, процветавшей в долине реки Инд между 3000 и 1800 гг. до н. э. Самыми примечательными из более 70 объектов являются Мохенджо-Даро, Хараппа и порт Лотхал. В культуре Мохенджо-Даро использовалась медь и бронза, есть отдельные свидетельства ее связей с Ближним Востоком.
    Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, восходящие к 2500-1500 гг. до н. э.
    Среди немногочисленных реликвий, уцелевших в Мохенджо-Даро, был найден бюст бородатого жреца, высеченный из камня, и бронзовая фигурка гибкой танцовщицы с множеством браслетов на руке, рис.45,а. В период правления в Индии династии Гуптов (с 320 по 530 гг.) индийское искус-ство переживало свой золотой век, что, в частности, нашло отражение в создании эстетически совершенных бронзовых скульптур. Три столетия спустя династия Чолов оживила эту традицию, воплотив ее в бронзовых фигурах, запечатленных в экспрессивных танцевальных позах. Динамичные, но исполненные спокойного достоинства, эти скульптуры представляют наиболее артистическое воплощение духа индуизма, рис.45,б.

    Рис.45. Бородатый жрец (слева) и гибкая танцовщица. Мохенджо-Даро. III тысячелетие до н. э. (а); Парвати, супруга Шивы. Скульптура династии Чолов. Индия. X в. (б)



    Многочисленные и разнообразные индуистские божества выражают идеи брахманизма, символизируемого божественной троицей - Брахмой, Шивой и Вишну. Брахма (Великий Бог) является созидателем, творцом Вселенной и всего сущего. Изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. Вишну (Солнечное божество, Великий Бог) - хранителем, представляется в благожелательной форме, а Шива (Верховный, Великий Бог) - разрушителем, управляющим жизнью и смертью, изображается в грозном виде, часто в священной пляске, или аскетом, погруженным в созерцание.
    Многорукие божества стали общепринятой условностью индуистского искусства. Руки скульптур всегда изображаются попарно и пере-дают какой-то аспект божественной воли.
    Шива является третьим лицом в божественной триаде «Брахма-Вишну-Шива» индуистского пантеона и вместе с тем одним из самых популярных. Среди разных имен (около 1008) и многочисленных обликов Шивы с X-XI вв. популярным стал образ «Танцующего Шивы-Шивы Натараджи». Уникальная статуя Шивы Натараджи высотой 110 см найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года, рис.46.

    Рис.46. Танцующий бог Шива: а – археологический Шива. Бронза. 1200 г. до н.э. Париж; б – современная бронзовая статуэтка танцующего бога Шивы. Южная Индия


    Буддизм распространился по всему Дальнему Востоку. Изображения Будды находим в разных странах. Будда, показанный на рис.47, изготовлен в Тибете и украшен полудрагоценными камнями.

    Рис.47. Образ Авалокитесвара из Тибета, отлит в бронзе и украшен полудрагоценными камнями



    Китай. История культуры Древнего Китая насчитывает около пяти тысячелетий своего существования. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря на изменения, проходившие в течение последующего времени, некоторые его характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства: от древнейших времен вплоть до наших дней.
    В период Шань (Инь), относящийся ко II тысячелетию до н. э. строились грандиозные по размерам гробницы знати. Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с религиозными представлениями и имели уже установленное традицией назначение. В гробницах найдены фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя “таоте” - символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков. Наиболее многочисленными среди произведений искусства Шань (Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения (рис.48).
    Техника обработки бронзы в Китае достигла более высокого разви-тия, чем в других странах древности. Этот вид ремесленного производства был выделен в особую отрасль около 1500 г. до н.э. Шаньские ремесленники делали из бронзы восхитительные предметы самого различного назначения: от колоколов до тщательно отполированных зеркал. Одним из наиболее впечатляющих образцов их мастерства стали ритуальные бронзовые чаши (сосуды), употреблявшиеся правителями и феодальной знатью при отправлении культа предков. Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи - дарственные или указывающие на имя владельца. Каждый из этих сосудов в зависимости от формы имел собственное название и использовался в строго определенных целях. Котел для приготовления пищи на трех или четырех ножках назывался «динь», а сосуд с двумя далеко выступающими ручками для жертвоприношений назывался «гуй». Наиболее распространенные мотивы их декоративного украшения - дикие, домашние или мифические животные, такие как лошади, буйволы, бараны, тигры, слоны, олени и драконы. На некоторых бронзовых изделиях изображены совы, попугаи, рыбы и змеи.

    Рис. 48. Китайский ритуальный сосуд в виде чудовища с головой тигра. Период Шан (Инь)


    Техника литья ритуальных сосудов. Форма и узоры сосудов отличаются совершенством и виртуозным мастерством, свидетельствующим об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок настолько тонок и сложен, что его можно рассмотреть только в лупу. Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделиях достигалась совершенной для того времени техникой литья. Первоначально изготовлялась точная модель сосуда из глины. После обжига по этой модели делали из особой огнеупорной глины форму, на которую оттискивался обратный узор. Наличие выпуклых швов на бронзовых сосудах указывает на то, что форма была не монолитна, а состояла из отдельных точно пригнанных частей (кусков), число которых зависело от типа сосуда. После разборки формы куски исправлялись и подвергались просушке, а глиняная модель сосуда срезалась на толщину стенки сосуда. При необходимости на срезанной модели (теперь уже выполнявшей роль внутреннего болвана) делались надписи. Вокруг болвана вновь собиралась форма и сверху обмазывалась сырой глиной. В пространство, образованное стенками формы и болваном, заливалась расплавленная в специальных котлах (тиглях) бронза. После окончания литья форма разламывалась и больше не использовалась. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигают массы до 600-650 кг, для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах (тиглях).

    Рис.49. Бронзовый лев (а), охранявший китайских императоров в Запретном городе, и летучий конь (б). Бронза, II в. до н.э.


    В Китае императоры с XV в. удалились от «грязной действи-тельности» в Запретный город в центре Бэйцзина (Пекина). Доступ туда был под страхом смерти запрещен простым смертным и чуже-странцам. Бронзовый лев охранял в запретном городе дворец китай-ских императоров, рис.49,а.
    Считалось, что великая Китайская стена была возведена для защиты империи от вторжения соседних кочевых племен.Невероятные темпы возведения Великой Китайской стены породили невероятные домыслы о сверхъестественных силах, помогавших строительству. Так, одно из преданий рассказывает о черном летучем коне (рис.49,б), принадлежавшем Шихуанди, с красной гривой, огненным хвостом. За день этот конь мог унести своего всадника за 480 км. Он летел с восседавшим на нем императором вдоль северных границ Китая, касаясь земли копытами не более 9-10 раз за милю. Там, где копыта касались земли, вырастали сторожевые сторожевые башни, а к концу каждого такого дня вдоль северных границ империи простирался еще один огромный отрезок Великой стены.
    Таиланд. В Юго-Восточной Азии между IX и XII столетиями кхмерское царство распространяло власть на большую территорию Таиланда между реками Меконг и долиной Чаопроя. В XIII веке тай-цы, двигавшиеся на юг от границ Китая, подчинили себе обширные территории на полуострове Индокитай и основали по всей долине свои города-государства. В 1350 году был основан город Лютия, который стал ведущим городом-государством в регионе.

    Рис.50. Золотое изделие в форме слона, украшенное драгоценными камнями. Таиланд


    Шедевром ювелирного искусства Лютии является изделие в виде слона. Голову и уши животного покрывает убор, украшенный драгоценными камнями; на передних ногах надеты браслеты. На спине слона искусно отделанный филигранью трон, некогда уб-ранный драгоценными камнями, от которых ныне остались только многочисленные оправы, рис.50.
    Черная Африка. Королевство Бенин стало одним из могу-щестенных государств Западной Африки около 1400 г. В 1485 году, примерно через сто лет после того, как в стране были отлиты первые бронзовые изделия, торговать с Бенином начали португальцы. В обмен на перец, слоновую кость и рабов португальцы поставляли бронзу в виде наручников. После того как ввоз сырья в страну был обеспечен, в XVI и XVII вв. в Бенине наступила эпоха расцвета бронзового литья. Бенинцы отливали прямоугольные массивные бронзовые рельефные пластины, на которых были запечатлены многочисленные обитатели дворца правителя Бенина, а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям и прикрепленные к крышам дворца. Головы усопших правителей, как отлитые из бронзы, так и вырезанные из слоновой кости, использовались при ритуальных обрядах.
    В 1898 году британцы совершили карательную операцию в Бенин, разграбили дворец, вывезли в Англию или уничтожили многие произведения самобытного искусства бенинцев. В Англии скульптуры бенинцев произвели подлинную сенсацию. В 1919 году директор Этнографического музея в Берлине так оценил изделия бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше», рис.51,а [4].

    Рис.51. Отливки Черной Африки: а – бронзовая голова королевы Бенин. 1500 г. Лондон; б – золотая маска (голова) из Ашанти (Ганы). Середина XIX в. Лондон


    В королевстве Ашанти (ныне часть Ганы), находившемся на территории Золотого Берега в Африке, создавались прекрасные про-изведения искусства. В XVIII и XIX вв. здесь было много золота, значительная часть которого расходовалась на украшения членов королевской семьи высшей знати. В качестве символов своей власти короли носили массивные золотые короны, изумлявшие португальцев, сходивших на берег в Ашанти. Изображенная на рис. 51,б маска из Ашанти, иногда называемая головой, входила в сокровищницу короля Кофи Какари и была привезена в Англию в 1873 году, хранится в Собрании Уоллеса в Лондоне, изготовлена в середине XIX века и представляет собой пример техники золотого литья методом «вытопленного воска» (по выплавляемым моделям).
    Латинская Америка. Америку открыли мореплаватели, бороздившие Мировой океан в поисках сказочных богатств легендарного Востока.
    Золото инков. Империя инков, раскинувшаяся некогда на необъятных просторах современных Перу, Эквадора, Боливии и северной части Чили, возвысилась в XIV веке и вскоре стала одной из величайших мировых цивилизаций. Инки добывали много золота и серебра и использовали драгоценные металлы для изготовления украшений. Золото у них не было символом богатства. Инки знали, что такое «могущественный», но понятия «богатый» у них не существовало.
    Золото для них было священным металлом бога Солнца. Инки называли золото «потом солнца», а серебро – «слезами луны». Инки поклонялись Солнцу, почитали его родоначальником своих царей. Их верховные правители считались потомками бога Солнца, им поклонялись как божествам. В соответствии с космогоническими представлениями инков, с небес некогда упали три яйца, из которых одно было золотым, второе серебряным, а третье медным. Из этих яиц произошли знать, правители и простые люди. По легенде Манко, сын Солнца, сошел на Землю для того, чтобы образовать человеческий род, научить людей истинной религии, где праведные после смерти будут наслаждаться спокойствием души и тела, а грешники будут вечно претерпевать бедствия и болезни. Манко повелел людям поклоняться и служить отцу своему, он был у древних народов первым Великим Инкой. Золото предназначалось только для того, чтобы умилостивить бога Солнца, из него делали украшения, скульптурные фигурки, троны Великих Инка, но все это было связано с религиозным культом.
    Изделия мастеров Древней Латинской Америки показаны на рис.52.

    Рис.52. Золотой человек из Калимы, находится в Музее Золота в Боготе, Колумбия (а); Колумбийский золотой плот (б)


    Животные: ламы, альпони и викуньи - были собственностью верховного Инки из-за своей исключительно ценной мягкой шерсти. Мастера инки делали из золота и серебра скульптуры животных и изображения растений и украшали ими сады и дворы инкских хра-мов, что по поверьям инков увеличивало поголовье этих ценных животных, рис.53,а.

    Рис.53. Золотая лама, изготовленная в технике ковки и спайки (а) и инкская вотивная статуэтка женщины (б)


    Инки искусно изготовляли не только фигурки животных, но и фигурки людей. На рис.53,б показана женская фигурка – типичный образец вотивной (жертвуемой по обету) статуэтки. Она была найдена в одном из тех немногих перуанских святилищ, которые не подверглись ограблению алчными испанскими конкистадорами.

    2.7. Крупнейшие мировые художественные отливки


    Колосс Родосский – одно из семи чудес света.
    305 г. до н. э. Деметрий, который позднее стал королем Македонии, попытался захватить город Родос. Он осадил город и пытался взять его с помощью новейших осадных машин, среди которых выделялась передвижная башня на восьми колесах, укрытая металлическими плитами. Не выдержав под стенами Родоса и года, Деметрий вынужден был снять осаду – войска понадобились в другом месте, а горожане смогли противостоять натиску даже самых коварных орудий. Полководец отступал настолько поспешно, что оставил у города все осадное снаряжение.
    Родосцы, избавившись от врага, решили изготовить из по-павшего к ним в руки вооружения подарок своему покровителю богу солнца – Гелиосу; решено было поставить гигантскую статую и предложили известному скульптору, ученику Лисиппа Харесу изготовить эту статую. Харес из Линдоса взялся за изготовление сложного заказа, и его Гелиос стал творением, удивившим весь мир.
    Процесс изготовления статуи и сам облик Гелиоса на протя-жении столетий волновал многих исследователей. Так, Филон Византийский в рукописи «О семи чудесах света» пишет:
    «Художник сделал основание из белого мрамора и укрепил на нем ноги колосса до щиколоток, а выше на 70 локтей поднималась фигура бога. Уже основание было таким высоким, что оно превосходило по высоте все остальные статуи. Тем труднее было установить саму статую… Ее приходилось воздвигать вверх целиком, как строительное сооружение. Обычно художники изготовляют модель, потом делят ее на части и отливают их по отдельности. Затем части снова соединяются, когда их устанавливают друг на друга. В данном случае отливали вначале первую часть, а форму для следующей делали на ее поверхности; после формирования второй части на ней моделировали третью и так далее. Скульптор окружал готовые части земляным валом, создавая поверхность, на которой можно было готовиться к отливке очередной части. Так шаг за шагом, воздвиг художник статую, подобную богу, затратив на нее 500 талантов бронзы и 300 талантов железа».
    После завершения работы скульптор высек у подножия сле-дующие слова: «За 12 лет поднял меня на 70 локтей вверх Харес из Линдоса».
    Статуя простояла всего два человеческих поколения. В 227 г. до н.э. на острове случилось землетрясение, и статую пова-лило на землю. Страбон по этому поводу писал:
    «Теперь Колосс лежит на земле, землетрясение сбросило его с пьеде-стала и сломало обе ноги по колени. Следуя прорицанию оракула, родосцы больше не пытаются поднять статую».
    Остатки Колосса пролежали на земле до 653 г. н. э., когда арабы, захватившие остров, вывезли бронзу статуи на 980 верблю-дах.
    Как же выглядел Колосс Родосский? По этому поводу имеется несколько предположений и исследований. Рассмотрим некоторые из них. Андрэ Тевет в книге «Космографии Леванта» приводит гравюру, на которой Гелиос стоит, широко раздвинув ноги, над входом в порт, а под ним на всех парусах входит корабль, рис.54.
    Варианты реконструкций (рис.54,а-в), несмотря на их внеш-нюю привлекательность, исследователями не принимаются из-за их явной уязвимости, так как статуя высотой в 32 м (из расчета, что длина локтя составляет 0,4 м) не могла быть установленной так, чтобы расстояние от одной ноги до другой составляло 400 м.
    Более правдоподобными предстают, выполнимые с техниче-ской точки зрения, реконструкции рис.54,г,д. Тем не менее, в работе [18] доказывается, что богу солнца, который сам излучает свет, нет необходимости держать в руке факел. В реконструкции (рис.54,д) также просматривается несуразица – ведь бог не стал бы защищать глаза от лучей, которые исходят от него самого.
    Как же был изготовлен Гелиос? В работе [13] анализируются технологии изготовления крупных статуй в Древнем мире. Первый вариант – это облицовка деревянной модели-основы медными коваными или литыми пластинами, как это делалось на ранних стадиях изготовления статуй в Древнем Египте. Второй вариант – облицовка металлических каркасов по подобию американской статуи Свободы. И, наконец, третий вариант – литье составных или цельнолитых статуй.

    Рис.54. Варианты реконструкции статуи Колосса Родосского: а – по А. Тевету. 1534 г.: б – по М. Ван Хеемскерк. 1572 г; в – по книге [19]. 1993 г.; г – по А. Габриэлю. 1932 г.; д – по Г. Мариону, 1956 г. [18]



    Так каким же образом изготовили Колосса Родосского? Существуют два противоположных мнения. Одно высказал сотрудник Британского музея Г. Мэрион, автор реконструкции вида рис.54,д; по его версии [18], конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, выполнявших роль опор, (ноги статуи и покрывало). На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками, образуя основу железного каркаса, которые покрывали чеканными листами бронзы толщиной 1,6 мм. Статуя постепенно «вырастала» вместе с окружавшей ее насыпью, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили последней деталью – лучистым венцом, насыпь разобрали.
    Другой вариант приведен в рукописи XI в. Филона Византийского «О семи чудесах света» и нами уже рассмотрен.
    Великий Будда из города Нары. В 743 г. японский импе-ратор Сёму для укрепления новой религии буддизма издал рескрипт, предписывающий создать огромную статую Будды.
    Во главе скульпторов был поставлен Куни-но-Кимимаро, ко-торый создал первоначальный проект и чертежи Великого Будды, рис. 55,а. Высота Великого Будды (без пьедестала) – 15 м, с поста-ментом – 18 м. Высота его лица – почти 5 м, ширина – 3 м, а гигант-ские уши в высоту почти по 2 м. Массу Будды оценивают в 380 т (и даже в 500 т), из которых 130 т приходится на цоколь. Волосы Вели-кого Будды сделаны в виде спиралевидных конусов, и на них ушло 6,3 т меди, а для золочения потребовалось 440 кг золота. Великий Будда был отлит в декабре 749 г., рис. 55,б,в.
    В 1708 году статуя была реставрирована – с нее была убрана позолота, сильно пострадавшая во время многочисленных пожаров храма Тодайдзи. Сам храм был построен вокруг готовой статуи и считался самым большим деревянным храмом.
    По версии Т. Ишино [20] статую отливали поэтапно, последовательно снизу вверх (рис.55,б). Внутреннюю поверхность фигуры формирует глиняный стержень, армированный металлическим каркасом. Далее по технологии выплавляемых моделей изготавливали соответствующий этаж формы и заливали ее. По мере «роста» статуи ее обносили насыпью, вместе с которой поднимались на соответствующую высоту и плавильные агрегаты. Таких этапов было восемь.
    По одной из других версий: «Голову Будды и шею отливали в одной опоке, корпус и лотосовую основу – в отдельных изложницах. Затем все части спаяли вместе и позолотили» [21].

    Рис.55. Великий Будда из Нары. Бронза. Япония: а – эскиз статуи; б – схема технологии отливки статуи; в – статуя Великого Будды


    Царь-лев (Шицзы-ван) был отлит в Китае в 954 году из чу-гуна. В Китае лев – это олицетворение, как уже отмечалось, стража и могущества. Летопись гласит, что один опальный мастер после помилования в честь владыки Поднебесной создал эту уникальную отливку. Лев был отлит на территории одного из монастырей, расположенного у небольшого городка. Со времени его создания многое изменилось: не осталось от храма и следа, а сам город переместился на 15 км от своего прежнего места, но эта чугунная отливка осталась на своем месте до сих пор, рис.56.

    Рис.56. Чугунный «Царь-лев» (Шицзы-ван). Китай, X в.



    Высота отливки более 5,5 м, длина также больше 5 м, а масса составляет около 100 т. Раньше между ног изваяния свободно проезжала телега с лошадью, но за длительные годы оно сильно вросло в землю и теперь чтобы пройти под животом льва, человеку среднего роста надо изрядно нагибаться.
    Отливка пустотелая, толщина ее 30 мм (местами более).
    Технология изготовления отливки заключалась в следующем. Первоначально был изготовлен глиняный стержень, уменьшенный от оригинала на толщину стенки. После просушки, стержень был обернут грубой тканью, выполнявшей роль разделительной прослойки. Форма отливки была изготовлена по глиняной рубашке, на которую вновь была нанесена ткань. Мешки из грубой ткани наполняли влажной глиной и прикладывали к глиняной рубашке. Когда куски формы подсохли, каждый из них отметили, форму разобрали, сняли глиняную рубашку с холстами, а куски формы установили обратно, тщательно закрепив каждый строго на старом месте так, чтобы между стержнем и стенкой кусковой формы образовался зазор, равный требуемой толщине стенки отливки. Собранную форму просушили горячим воздухом и, по-видимому, обложили кирпичной кладкой и стянули металлическими обручами. Таким образом, была изготовлена наружная форма из многих плохо припасованных кусков. Заливы между кусками сохранились до сих пор.
    Древнейшие литейщики применяли много технических приемов, принимали оригинальные решения и создали литой монумент, вызывающий восхищение у современных специалистов. Особенно трудно разрешимым оказался процесс выплавки и завивки большого количества металла. В то время китайские литейщики владели двумя способами плавки чугуна: в маленьких вагранках с ручными воздуходувками и крично-тигельным способом. Крично-тигельный способ, как прерывистый и продолжительный для получения огромной массы металла, был неприемлем. По-видимому, использовали ваграночную плавку чугуна, но для этого потребовалось множество одновременно работающих вагранок, от которых расплав ручейками стекал в единую литниковую систему (следы литниковой чаши на спине льва сохранились).
    В настоящее время «Царь-лев» выглядит удовлетвори-тельно; отбитая когда-то голова (китайцы говорят, что это дело японских оккупантов, упражнявшихся в пушечной стрельбе по необычной цели) установлена на место и поддерживается большим каменным жерновом.
    Золотой Будда. Напомним, что основанный в 1350 году го-род-государство Лютия был ведущей и богатой державой на полуострове Индокитай.
    Приблизительно в конце XVIII века Лютия подверглась нападению со стороны могущественных бирманцев. Когда бирманцы осадили Лютию, драгоценности спрятали, а золотые статуи покрыли особым составом (гипсом), чтобы обмануть врагов.
    Во время работ одной строительной компании по расширению порта в Бангкоке в начале позапрошлого столетия в земле нашли массивную статую Будды, покрытую гипсом. В ночь накануне перевозки скульптуры тропический ливень размочил и размягчил ее внешнюю оболочку. На следующий день во время транспортировки статую Будды уронили в грязь, в результате чего гипс треснул. Благодаря этой счастливой случайности была раскрыта тайна удивительного произведения искусства. Под слоем гипса была скрыта золотая статуя Будды высотой 3 м и массой 5,5 тонн, рис.57.
    Теперь эта золотая статуя Будды хранится в храме Ват Траимит в Бангкоке.

    Рис.57. Золотой Будда из Бангкока