История и культурология    

Цветовые модели.

Круг естественных цветов по Гёте.

В основе цветового круга по Гёте (рисунок 1), лежит сочетание трёх основных цветов:

  • Красный;

  • Жёлтый;

  • Синий.

Дополнительные цвета: (результат смешивания основных красок).

  • Фиолетовый;

  • Оранжевый;

  • Зелёный.

Большой цветовой круг Освальда.

Применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трёх, четырёх цветовых тонов (рисунок 2). Данный круг даёт наиболее полную возможность найти необходимые сочетания. За основу берутся три основных цвета: красный, синий, жёлтый и один дополнительный зелёный – продукт смешивания синего и жёлтого цвета расположенные в цветовом круге друг против друга называются контрастно-дополнительными, они гармоничны и дополняют друг друга. Один

цвет как бы «поднимает» - (усиливает) другой. Например, красный квадрат на зелёном фоне покажется нам насыщеннее того, что лежит на оранжевом.

Пример практического использования (рисунок 3): Для цветового круга по Гёте (рисунок 1), это будут следующие основы, например, красный квадрат на зелёном фоне покажется нам насыщеннее того, что лежат на оранжевом, контрастно-дополнительные цвета:

  • Красный – зелёный

  • Синий – жёлтый и т. д.

  • Фиолетовый – оранжевый

Для большого цветового круга Освальда (рисунок 2):

  • Красный – зелёный

  • Синий – жёлтый и т. д.

При помощи цветового круга можно создать наиболее гармоничные в написании натюрморта.

Третий этап работы над натюрмортом:

Непосредственное написание натюрморта, его колористическое решение.

Завершить этап построения натюрморта мы переходим к решению задачи цветовых, тональных отношений, передачи пространства, форм предметов и драпировок.

Специфика учебного натюрморта в том, что он призван поэтапно решать изобразительные задачи от простого к сложному.

Проанализируем живописные качества постановки. Например в натюрморте 3 родственных красных цвета, сравним их и увидим разницу по тёпло-холодным, тональным и световым отношениям.

Живопись начинаем с первого плана с самого яркого пятна. Раздельными мазками вылепливаем форму. Так как один цвет относительно другого меняет свои свойства, работая над натюрмортом необходимо проводить сравнительный анализ между предметами как первого, так и второго плана, а также драпировок. Также необходимо сравнивать по цвету не только сами предметы, но и их отражения; последние должны быть темнее и сложнее по цвету, не разрушать общую тональную структуру и форму предмета в котором они отражаются. На предмете под влиянием другого предмета или драпировок может усиливать цветового звучания.

Такое влияние наблюдается довольно часто, когда рядом лежат родственные цвета, например два тонально близких красных, жёлтых, зелёных и т. д. Подобное усиление цвета происходит в складках драпировки или внутри какой-либо одноцветной сложной формы. Работая над формой предметов особое внимание обратите на её касание с окружением, характер абриса. Далее требуется уяснить как падает свет на предметы и драпировки. Известно, что цвет в полутонах близок к локальному , так как на него не воздействуют прямые световые лучи, и следовательно не отражаются. Почему же такая разница между цветом края поверхности предмета и плотным полутоном, это явление есть рефлекс. Оттенок изменяется в зависимости от угла падающих на натуру лучей света и рефлексов от ближайших предметов. Округлая форма принимает на себя отражённый предметами цветной свет, который мягче и слабее прямого, поэтому рефлексы сложны и тонки по цвету. Один предмет вне среды написать труднее, чем несколько объединённых рефлексными связями, и научиться как можно точнее видеть их – реальная цель первоначальных этюдов. Без передачи всей полноты взаимовлияний в натуре живопись мертва.

Таким образом, организован первый план посредствам цветового и тонального контраста, зная, что тёплые, яркие цвета и контрасты кажутся нам ближе. Второй план натюрморта пишется путём сравнения, через первый план. На втором плане уже не будет таких сильных цветовых и тональных контрастов, он изображается обобщённо, более широко и мягко.

Особое внимание уделите лепке формы, мазок должен ложиться подчеркивая объём предмета и ложиться по его форме.

В каждой работе необходимо применять самые разнообразные технические приёмы. В живописи очень большое значение имеет мазок, его масштаб, направление, а также ритм и способ их нанесения. Мазок способен передать фактуру материала: гладкую, блестящую поверхность стекла, металла, матовую поверхность глины, дерева, мех, оперенье птицы и сочную мякоть арбуза. Нужно научиться умело варьировать мазком для передачи материальности предмета и усилия характера натюрморта. Если всю работу выполнять только мелкими мозаичными мазками, она будет производить впечатление дробности. Что бы понять, как средствами живописи передать объём предметов и их цветовую взаимосвязь, нужно предоставить любой объект как бы состоящий из отдельных площадок, различно повёрнутых к свету и друг другу, каждая такая площадка и есть мазок.

Масштаб мазка так же влияет на построение пространства на плоскости листа. Предметы первого плана пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления предмета мазок становится шире, обобщеннее. И наконец, фон пишется широко, мягко, цельно.

Здесь уместно ещё раз напомнить о световых отношениях натюрморта. Если свет падает на верхнюю часть предмета, отражаясь холодным светлым оттенком, то блик будет белый, а вот в полутоне он будет близок к локальному, цвету теплее чем цвет в ярком освещенном месте предмета, и плотнее потому, весь свет скользит по этой части предмета. Область собственной тени ещё плотнее, то же теплая, многоцветная. В неё хорошо видны рефлексы от горизонтальной плоскости, которая отражает попадающий свет, в то время, как вертикальная плоскость отражает свет скользящий и, следовательно будет темнее горизонтальной плоскости. Рефлексы включают в себя цвет горизонтальной плоскости, цвет предмета в тени, но они темнее полутона. Падающая тень очень сложная для живописи. Под самим предметом она темнее, у переднего края четче, по мере удаления контраст её ослабевает – изменяется тон, цвет же зависает от освещения, цвета драпировок и от цвета предметов, они так же отражают легкий свет на горизонтальную плоскость.

Определившись в цветовом и световом характере натюрморта можно начать писать со света на самом ярком и самом близком предмете первого плана (рисунок 4,а). Свет, полутень, тень – всё это пишется цветом.

После прокладки самого яркого предмета первого плана нужно писать его окружение (другой предмет) и фон на котором он находится – окружение предмета (рисунок 4,б).

При работе над объёмом сравниваем ближайшие к нам части предмета с его краями. Края предметов принимают рефлексы рядом лежащих объектов. Тональный контраст – блик – полутон – и его теплота, яркость дадут ощущение выступающей формы. Ведь то, что теплее, звонче по цвету и контрастнее по тону, кажется ближе, а то что холоднее, спокойнее по цвету и мягче по тону, - дальше.

Для передачи пространства, по мере удаления предметов в глубину снижаем яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана (рисунок 4,в). Этим можно добиться иллюзии трёхмерного пространства на одномерной плоскости листа. Так же воспринимается и горизонтальная плоскость: та часть, которая ближе к нам, - ярче, светлее; постепенно уходя в глубину, она становится темнее, сдержаннее по цвету и мягче по тону.

Написать живописный натюрморт сразу без поправок «в один прием» почти невозможно. Поэтому после основной прокладки цвета требуется возвращаться к частному, и мелким исправлениям, уточнением формы, компоновки, цвета. И, в завершении, требуется обобщить работу.

Итак, основные этапы при написании натюрморта следующие (рисунок 4):

  • Выбор формата;

  • Создание цветовой палитры, фор –эскизы;

  • Непосредственное написание натюрморта;

  • Работа над первым планом (рисунок 4,а);

  • Работа над вторым планом (рисунок 4,б)

  • Решение заднего плана (рисунок 4,б);

  • Обобщение, уточнение формы, цвета, тона, света, композиции натюрморта (рисунок 4,в).

Практические навыки, приобретаемые студентами при выполнении живописного натюрморта используются для создания эскизов будущих художественных металлических изделий.