История и культурология    

Прежде, чем начать работу над натюрмортом нужно усвоить некоторые правила и законы в живописи.

Краски делятся на две группы: тёплые и холодные. Цвета синий, жёлтый, красный являются основными .Кроме того краски бывают хроматического ряда (цветные) и ахроматического ряда (обесцвеченные (белый, серый, чёрный)). Поверхность каждого предмета поглощает одну часть спектра и отражает другую. Если почти весь спектр отражается поверхностью предмета, мы воспринимаем его цвет как белый. Если же весь спектр поглощается поверхностью, мы воспринимаем такой цвет как чёрный (или серый).

Существует понятие – локальный цвет. Это тот цвет, который присущ самому предмету независимо от освещения, воздушного пространства, рефлексов.

Подлинного предметного (локального) цвета не существует. На него большое влияние оказывает целый ряд факторов:

  • Освещение;

  • Рефлекс;

  • Воздушно-пространственная среда(Воздушно-пространственная перспектива).

Валёр (от франц.– «качество» ).

В живописи под словом «Валёр» понимают количество света в цвете. Свет может падать на предмет под разными углами, перпендикулярно, а может и совсем не падать (тень). Валёр – это светлотные градации; оттенки локального цвета, образуемые количеством света в нём.

Окрашенность светового луча – предметный цвет изменяется в зависимости от окраски источника света (дневной свет, искусственное освещение, свет луны). Как пример зелёный лес освещённый лучами заката становится бронзовым.

Воздушная перспектива – удалённость объекта изображения от глаза изображающего. Например: дальний лес не зелёный, а голубой, а красно-оранжевый дом – становится более лиловым.

Рефлекс – это свет, который не идёт непосредственно от источника света, а отражается рядом лежащим предметом или окружающей средой.

Контраст светлотный и световой. Цветное пятно никогда не воспринимается нами изолированно и связано всегда с окружением. Например: серый квадрат бумаги на чёрном фоне кажется гораздо светлее, чем на белом. Тёмное пятно рядом со светлым будет казаться ещё более тёмным, и наоборот.

Цветовой тон – определяется местом цвета в спектре.

Насыщенность – степень приближения цвета к аналогичному спектральному, то есть самому яркому.

Колорит – согласованные между собой цвета, приводимые в гармоническое цветовое единство.

Цветовые отношения – отличие цветов по тону, насыщенности, степени светлоты и «теплоты».